29 апреля 2024     

Общество   

Пульт управления телезрителем

Так назвал современное телевидение писатель Виктор Пелевин. Почему бы с ним не согласиться? Ведь сегодня зависимость от телевидения стала всеобщей, и все, что показывает «ящик», порой воспринимается людьми слишком серьезно. Они не могут точно различить, где начинается реальность, а где кончается фантазия. Известны случаи, когда дети, насмотревшись мультфильмов про супермена и желая летать, как он, выпрыгивали из окон второго этажа...
Средства массовой коммуникации играют большую роль в жизни современного человека: телепередачи смотрят каждый день 87% семей. Причем для каждого возраста и пола интересы в выборе программ заметно различаются: мужчины предпочитают информационные программы, женщины — музыкальные; подросткам нравятся развлекательные программы, пожилым — телесериалы и культурные программы. Но как относиться к тому, что дети ежедневно проводят свободное время перед телевизором? Появился Интернет, мобильные телефоны, а телевидение все не уходит на задний план. Что же делать? Отказываться от любимого телевидения и переходить к Всемирной паутине? Дорого. Продолжать смотреть на то, как наши дети мечтают стать Человеком-пауком или Черепашкой-ниндзя? А как же нравственность и мораль? Даль толковал слово «мораль» как «нравственное учение, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». Телевидение — плотские утехи, развлечения, заставляющие забыть нас о высоком, душевном, которое отличает нас от животных. Мы не хотим, чтобы наши дети выросли грубыми и жестокими, каким делает их телевидение. Как быть? Нужно ли телевидение?
Его сторонники утверждают, что влияние СМИ на развитие человека хотя и не однозначно, но позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 году приняли вывод о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно когда он идет в школу, потому что оно учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Но противники телевидения делают вывод о том, что информация, получаемая по телевизионным каналам, детьми не усваивается, так как они не услышали ее от взрослых или во время общения со сверстниками.
Сторонники телевизионных программ преподносят их как способ увидеть жизнь с разнообразных позиций. Ребенок анализирует ситуацию, в которой, возможно, даже никогда не бывал, и оценивает, как это может коснуться его жизни. Противники предъявляют в качестве аргумента следующее анкетирование: 32% учащихся вторых и третьих классов смотрят телевизор, чтобы не скучать, 26% — чтобы смотреть разные программы, остальные — просто чтобы смотреть. Противники справедливо заявляют, что дети смотрят мультики, не анализируя ситуаций, которые происходят с их героями.
Сторонники твердят об уникальной развлекательной способности телевидения. По результатам опроса, до 25% телеаудитории приходится на тех, кто предпочитает чисто развлекательные каналы. Это самый большой процент из всех опрошенных. Противники же осуждают рекламу, которая также развлекает телезрителей, но к тому же занимает добрых 15 минут от длительности сериала. В США в течение десяти лет велось организованное Фондом Карнеги большое расследование подростков в возрасте от 10 до 14 лет. В докладе было отмечено: «Пассивное созерцание рекламы может ограничить критическое мышление подростков и стимулировать агрессивное поведение».
Сторонники продолжают бороться. Российские психологи недавно провели опрос населения, которое проводит свободное время перед экраном телевизора. 21% любителей телевидения предпочитают политические программы. Это второе по значимости место после развлекательных программ и может говорит лишь о том, что телевидение информирует население об органах власти и управления, обеспечивая таким образом и социальный контроль в обществе, что тоже немаловажно. А противники выдают еще более сильный аргумент: телевидение вредит физическому здоровью, особенно в подростковом возрасте (падение зрения, раздражительность, агрессия по отношению к окружающим, сужение круга интересов).
Но у сторонников есть еще один козырь — информация, которую ежедневно получают благодаря телевизору. Сегодня телевидение превратилось в главное средство информации: люди чаще смотрят телевизор, чем слушают радио или читают газеты. Так, среди жителей Москвы и Московской области в последние годы телепро-смотр занимал 44,4% и 47,8% свободного времени населения, тогда как чтение газет — 5,8% и 5,2% соответственно, прослушивание радио — 0,3% и 0,3%. У противников имеется более веский аргумент против телевидения — насилие, которое переполняет телевизионные каналы. Широко известен случай, когда два грабителя попытались повторить ограбление поезда, перевозящего деньги. Образцом для подражания стал фильм «Поезд с деньгами». Был еще случай: в начале 2003 года два молодых американца убили свою мать и расчленили ее тело, чтобы избавиться от улик, так же, как в сериале «Семья Сопрано». Кроме того, в мультфильмах, которые показывает по утрам американское телевидение, дети видят акт насилия каждые две минуты. Именно эта продукция вытеснила традиционных героев отечественных мультиков — Крошку Енота, Волка (Папанова), Кота Леопольда и т. д.
Итак, кому верить? С одной стороны, телевидение приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, которые оказывают помощь как в образовании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Как быть?
Возможно, не стоит отказываться от телевидения, ведь оно имеет огромное значение в нашей жизни. То, что иногда показывают по телевизору, действительно приводит в ужас не только детей, но порой и взрослых. Но руководители телеканалов могут задуматься об этой проблеме и запретить показывать сцены насилия и жестокости на телевидении. При создании мультфильмов они должны учесть интересы детей, а все детские программы должны формироваться так, чтобы не обидеть ребят, которым необходимы полезные знания. Скорее всего, нужно увеличить количество культурных, спокойных и развивающих программ на телевидении. Нравственность и мораль должны быть соблюдены при воплощении в жизнь очередного фильма, пусть это будут даже ужасы. Ребенок должен понимать, что его окружает добро, а люди хотят ему благополучия и всего светлого, хорошего. Тогда он осознает, что телевидение — это не весь мир, а лишь крохотная его часть, а вокруг есть очень много других, не менее интересных вещей. Что касается насилия, которого так много на экранах, то в том, чтобы дети не были жестокими, в первую очередь заинтересованы их родители. И не надо оставлять маленьких девочек и мальчиков одних перед этим опасным для них, особенно в ночное время, телевизором.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"