1 мая 2024     

Общество   

Когда женщина посыпает голову мусором...

В Тюменской государственной академии культуры и искусств прошла региональная научно-практическая конференция “Культурогенез и проблемы актуализации культурного наследия народов Тюменской области”. Как и прежде на подобных конференциях в этом вузе (ранее он был институтом), порадовал высокий уровень этикета: дежурившие в вестибюле студенты встречали каждого участника словно званого гостя, вручая программку с элегантной авторучкой и провожая в лекционный зал.
Круг вопросов получился на редкость разнообразным: о культуре можно говорить бесконечно, и каждое рассуждение прозвучит “в тему”. Интересным было пленарное заседание, в частности, выступление кандидата культурологии, доцента кафедры социально-культурного сервиса и туризма Нижневартовского государственного гуманитарного университета Владимира Мазина. Владимир Алексеевич сделал свой доклад увлекательным для слушателей. Рассказывая о культурных традициях обских угров, ученый не злоупотреблял малопонятными терминами и, похоже, завоевал заинтересованных поклонников. Нам всем было любопытно узнать, чем отличается календарный год народов ханты и манси от европейского, как представляли себе Землю коренные жители Севера, как относились к природе. Обские угры, например, полагали, что красивый, привлекательный человек гораздо больше подвержен влиянию зла, нежели тот, чья внешность, выражаясь современным языком, оставляет желать лучшего.
Владимир Алексеевич отметил, что моноэтническая культура в гораздо меньшей степени подвержена изменениям. Интернет в чуме — вещь малоуместная. Однако, по его мнению, трудно предсказать с уверенностью, как культура станет развиваться дальше.
Содержательным и абсолютно нескучным выглядел другой доклад — “Духовное освоение мира женщиной в традиционной культуре ханты”. Его автор — кандидат исторических наук, доцент кафедры финно-угроведения и общего языкознания Югорского государственного университета Татьяна Молданова. Мы лишний раз убедились, что с пресловутой эмансипацией северяночки знакомы не были. Наоборот, представительницу прекрасного пола с ранних лет готовили к роли жены, матери, хранительницы домашнего очага. Малышкам, засыпающим в люльках, пели особые колыбельные песни, не предназначавшиеся для слуха их братьев. Большое значение для воспитания девочки имела бабушка. Общество требовало от будущей невесты соблюдения множества запретов, девушка несла полную ответственность за свое здоровье. Ханты считали, что человек рождается на свет здоровым и счастливым, а если уж его одолеет хворь, значит, виноват сам. Выйдя замуж, молодая женщина должна забыть, как выплескивать эмоции и выказывать чувства, не докучать супругу и его родне своими собственными проблемами, а к свекрови обращаться за помощью только в крайнем случае — при этом обязательно посыпав голову мусором. Огонь вышеупомянутого домашнего очага женщина разжигает после первой брачной ночи, проведенной в доме мужа... Ну а на “закате лет” женщина превращается в уважаемую и почитаемую бабушку — кладезь мудрости. Татьяне Александровне громко аплодировали.
После “пленара” развернулась работа секций. На одной из них разговор зашел о рекламе. Без обсуждения этого “культурного явления” сейчас не обходится, пожалуй, ни одна гуманитарная научная “тусовка”. Тюменскую рекламу, ясное дело, ругали, и, надо сказать, заслуженно. Ну кого не раздражает бренд “фсе атлична”, нарочно перечеркивающий нормы и правила русского языка? А вот другой композиции “Мы Y свой город”, по-моему, досталось “на орехи” напрасно. Сердечко, как символ любви, на мой взгляд, не несет в себе ничего предосудительного: что плохого, если художник так выразил признание в симпатии к родной Тюмени?
Выступающие высказывались за введение некоей “определенной цензуры” в рекламном деле. Кому-то понадобился специальный закон. Точку в жарком споре поставила руководитель секции доктор философских наук, профессор ТГАКИ Людмила Захарова: цензура нужна, но — эстетическая. Сопредседатель секции кандидат культурологии, доцент ТГАКИ Флора Попова призвала рассматривать рекламу все-таки в плане сохранения культурного наследия. Поступило хорошее предложение: на установленных на улицах плазмотронах с обратной стороны демонстрировать картины великих живописцев. Краевед Владимир Полищук заметил, что можно “популизировать” и своих художников, знакомить горожан с произведениями выдающихся наших земляков.
Следующий докладчик разъяснял, как действуют автономные некоммерческие организации (АНО) в социально-культурной сфере. Безусловно, сообщение было полезным, но оно немножко не вписывалось в обозначенную тематику. Подобная информация очень пригодилась бы юристам и директорам, простым слушателям многое так и осталось неясным.
В центре внимания членов другой секции оказалась политическая культура региона. Аспиранту кафедры культурологии ТГАКИ Софии Стрельцовой, автору доклада, пришлось ответить на многочисленные вопросы. В частности, что делается у нас в области для повышения этой культуры? София Николаевна привела в пример созданный у нас “Молодежный парламент”, а также проект “Молодая гвардия” партии “Единая Россия”. Кстати, у этого проекта нашлись и критики.
София Стрельцова подчеркнула, что в настоящее время наша страна до сих пор решает вопрос, каким путем идти: ориентироваться на Запад или на исконно русские традиции. И в этих условиях политологию, как предмет, убирают из курса вузовских дисциплин, а потому стоит ли удивляться равнодушию студентов к судьбе России. Да те же студенты считают слова “государство” и “политика” синонимами.
Завершил деятельность секции доклад ее руководителя — профессора ТГАКИ, доктора философских наук Константина Рожко. Название было несколько необычным: “Звуковая картина мира и региона”. Константин Григорьевич начал с полемики: можно ли любые звуки считать музыкой? Как полагает ученый, сочетание звуков должно быть гармоничным, а если брать нашу область, то картина характеризуется “индустриальным шумом” — строек, автомашин и прочих атрибутов цивилизации. Проблем добавляет и масскультура, попса, модная нынешняя эстрада — звуки есть, а мелодии нет. Однако не все так плохо, украшают “музыкальность” региона фестивали бардовских песен, концерты оркестра Антона Шароева, других деятелей искусств — приверженцев классики. Музыка, убежден ученый, должна быть как экологичной (не нести вреда окружающей среде), так и валеологичной (не портить людям здоровье).
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"