24 мая 2025     

Общество   

Медовый месяц длиною в жизнь, или Проблемы и радости многодетной семьи

Не успели мы переступить порог квартиры, как ребятня взяла нас в оборот. “Дядя, дядя”, — восторженно взывал к фотокору двухлетний Коля и кокетливо смотрел прямо в объектив. Четырехлетний Ваня сразу пошел колесом по ковру, а девочки наперебой тянули показать рисунки и компьютерные работы.
Семья тюменцев Алены и Андрея Генерозовых — классическое отражение самого смысла слова: СЕМЬ Я. (фото2)Впрочем, это только пока. У них пятеро детей, но мама ждет шестого ребенка. Молодые, красивые, образованные муж и жена — многодетные мама и папа. В наше прагматичное время многодетность — явление не типичное, даже больше, нежелательное для большинства. А они вот отважились. Как им живется?
Ни с чем не сравнимое чувство
Обычная трехкомнатная квартира, в которой много игрушек, книг, оборудован спортивный уголок, а в зале стоит пианино. Как выясняется, Алена окончила когда-то музыкальную школу, а теперь играть учатся девочки. Андрей Алексеевич — аспирант-очник, Алена Борисовна, естественно, домохозяйка: дети еще маленькие, самой старшей, Серафиме, всего 12 лет.
В их доме много икон — семья православная, и спрашивать про многодетность вроде бы глупо. Но проклятый язык впереди ума бежит.
— Вы всегда мечтали иметь много детей?
Андрей отвечает первым:
— Когда мне было лет восемь, отец спросил меня, какой я представляю свою будущую семью. Уже тогда я, по нынешним меркам, подходил под категорию многодетного отца, так как сказал, что мечтаю иметь троих детей. Потом как-то вообще перестал об этом думать. А когда с Аленой поженились и родилась старшая дочь, захотелось сына. Второй ребенок тоже оказался дочкой, и третья — дочь.
— Но мы же рожали не потому, чтобы родить сына, — вступает Алена.
— Конечно, тут еще воцерковление наше происходило параллельно.
— И наконец родился сын, — улыбается Алена, — и родственники успокоились.
— Да. Родители успокоились, что наконец-то наследник есть, и мы остановимся. Они почему-то волновались по поводу нашей многодетности больше нас. Они люди, воспитанные в той системе ценностей, когда аборт сделать — вполне нормально. Для нас же это поначалу было просто смутительно, а потом уже понятно, что аборт — настоящее преступление.
— А Алена о какой семье мечтала?
— Не то, что мечтала, а так... Родился первый ребенок — слава Богу, второй появился — вообще красота. Если в первые роды сложность небольшая была, то вторые прошли нормально, ну, думаю, так рожать можно. Многие многодетные мамы отмечают, что после рождения ребенка через какое-то время возникает желание, чтобы в тебе снова жила другая жизнь, потому что это невыразимая радость, когда женщина носит ребенка, и то предназначение, которое она выполняет, — это ни с чем не сравнимое чувство.
Думаю, Алену Генерозову можно смело назвать счастливой женщиной. У нее все настоящее: и заботы, и радости. И муж. Который делит с ней все это.
— У нас папа и за папу, и за маму, — говорит Алена. — Младший сын вообще первое слово сказал “папа”. Наверное, имеет значение, что всех деточек мы рожали вместе с супругом.
Рожали в разных роддомах, как объяснил Андрей, в зависимости от того, где дешевле на тот момент роды в присутствии мужа.
— А разве за присутствие надо платить?
— А как же! — хором говорят супруги.
Лишь младшего, Колю, родили бесплатно.
— Так как в это время проводилась какая-то американская программа, и нам удалось проскочить, — улыбается Андрей.
Вообще-то их биографии до женитьбы — обычные, советские. Учились вместе в школе в Ташкенте, были комсомольцами-активистами. Потом он поступил в мединститут, она — в педагогический. Поженились и в 1991 году приехали в Тюмень. Отец Андрея работал в то время в Новом Уренгое, сумел заработать на квартиру, в которой они сейчас и живут. К православной вере оба пришли уже взрослыми, сознательно приняли крещение, когда поженились — венчались. Именно вера и определяет теперь их жизненный путь. Этим обусловлена и учеба Андрея Алексеевича в аспирантуре — на кафедре религиоведения Тюменского нефтегазового университета.
У тех, кто чурается Церкви, многодетные православные семьи вызывают в лучшем случае недоумение. Многие считают родителей фанатиками, а детей — забитыми, обделенными обычными человеческими радостями. Какое заблуждение! Мы не зря начали рассказ с того, как дети облепили корреспондентов газеты. В семье Генерозовых редкая, непривычная в наше время атмосфера открытости, радости общения и просто физически ощущаемой чистоты духа.
— Мамочка, ты меня простишь? — заходит в комнату во время нашего “взрослого” разговора Ванюшка.
— Прощу, а за что? — спрашивает Алена.
— За то, что я у Коли кусочек яичка отломил.
— Ладно, иди, поделитесь так, чтобы всем всего хватило.
“Живем милостью Божьей”
Пока мы разговариваем в зале, дети сами разогрели себе обед и кушают на кухне. Тут самое время спросить, насколько тяжело материально жить такой большой семьей.
— Думаю, рассказывать про то, как мы живем, неинтересно. Если честно, то мы просто выживаем, — говорит Алена. — Без посторонней помощи нам бы тяжко пришлось. Живем милостью Божьей.
Из чего же складывается бюджет семьи? Во-первых, помощь родителей с той и другой стороны, говорят супруги. Во-вторых, помощь церкви: среди прихожан немало многодетных, и они активно помогают друг другу вещами, игрушками, книгами.
— Что касается одежды, то у нас ее даже больше, чем нужно, — признается Алена. — Отдают нам и детскую, и взрослую. Я недавно, наверное, мешков 12 одежды отправила в деревню, два мешка игрушек собрала. У нас своего рода перевалочный пункт, люди знают нашу семью и отдают лишнее. Так что у наших детей всего выше крыши.
(фото3)Есть у семьи благодетель, который дает ежемесячно определенную сумму на детей.
— Мы за него молимся, — рассказывает Алена. — Вообще добрых людей много. Недавно был случай, когда к нам в дверь позвонили в 12 часов ночи, мы открыли, а там стоят пакеты какие-то, в них масло, мука, другие продукты. Кто это принес, мы не знаем, спаси его Господи. Нашу семью постоянно сопровождают некие чудеса. Вплоть до того, что захочется рыбы, например, раз — кто-то и угостит. Или детям что-то понадобится для учебы, занятий — подарят. Даже дачу мы приобрели чудесным образом. Мечтали, но денег-то нет купить. И тут мама из Москвы звонит: у вас там знакомый дачу продает недорого. Мужу как раз подарили деньги на день рождения, и, представьте, ровно столько, сколько запросили за дачу. Ни больше ни меньше. Так что теперь у нас есть участок.
Они имеют пособия как малоимущие. Поскольку Андрей, хотя и подрабатывает параллельно с учебой в аспирантуре, получает не так много денег.
— Врачом работать я не стал по молодости, по глупости, — признается глава семейства. — Как раз началась перестройка, подвернулся вариант устроиться в фирму, где обещали много денег. Но все лопнуло как мыльный пузырь, квалификацию врача я к тому времени потерял, так что пришлось работать там-сям. Когда появилась возможность учиться в аспирантуре, отказываться от нее я не стал, получаю как аспирант стипендию полторы тысячи рублей, на кафедре и моя трудовая книжка лежит.
— Мы верим в помощь Божью, а не в государственную. Потому что многодетная семья даже не имеет специального статуса в нашем государстве, — говорит Алена. — Пока не разделят понятия малообеспеченная и многодетная, смысла говорить о многодетной семье на уровне государства нет. У нас есть знакомая семья, которая еле-еле укладывается в рамки прожиточного минимума, так они не получают никаких пособий, хотя у них шестеро детей. Им даже предлагали в соцзащите как-нибудь занизить свой доход, чтобы получать помощь.
А помощь-то — 230 рублей в месяц на одного ребенка, и еще полторы тысячи в год. Плюс бесплатное питание в школе и периодическая возможность получить путевку в детский летний лагерь. Ну, хоть что-то...
Между тем у многодетных проблемы не только финансовые. Например, Генерозовы хотели бы иметь свой дом, но для этого надо получить землю, ссуду на строительство. А это практически недостижимо для такой семьи, как они. Поэтому будут умещаться в своей квартире — на двухъярусных кроватях и при минимуме другой мебели. Не имеет статуса и многодетная мать. Она не получает так называемых декретных денег, потому что не работает, на нее не идут отчисления в Пенсионный фонд, и так далее.
— Насчет пенсии мне батюшка как-то сказал: не волнуйся, дети скинутся, вот тебе и пенсия, — улыбается Алена Борисовна. — Я и не волнуюсь. Но вот непонятно, почему многодетной маме нельзя оформить трудовую книжку, выплачивать какие-то деньги? Ведь те, кто оформляет опекунство или патронат над чужими детьми, получают зарплату, им идет стаж. А многодетная мать разве не работает, не растит детей — будущих граждан государства? Да она многократно больше трудится, чем если бы вышла на работу в какую-то организацию! Она и прачка, и кухарка, и воспитатель, и горничная...
Даже медаль “Материнства” таким, как Алена Генерозова, не грозит. На награждение этой медалью женщину должна представить организация, в которой она работает. Нужны положительные характеристики на всех детей. При этом есть существенное условие: чтобы младшему ребенку было не менее 8 лет.
— А если женщина детородного возраста? Даже при наличии нескольких детей она не удостоится этой награды, потому что между детьми обычно разница в два-три года, — говорит Андрей.
К медали полагается 50 тысяч рублей, но не видать этих денег Алене Борисовне. Во всяком случае, пока — ведь ей всего 36.
Есть проблемы и с получением дополнительного образования. У Алены и Андрея две старших дочки учатся в музыкальной школе, нынче поступила туда и младшая, которая пойдет также в первый класс общей школы. Пока они, как малообеспеченная семья, платили половину за музыкальное образование детей, как будет дальше — неизвестно. Школа теперь стала АНО.
Кстати, Алена подумывала устроиться на работу. Но потом отказалась от этой мысли. Ведь надо будет тратиться на одежду, на транспорт. Детей придется отдать в детский сад, за него надо платить — то на то и выйдет: что заработает — отдаст. Но ей хочется быть социально активной, приносить пользу не только своей семье, но и обществу. И она нашла себе дело, сотрудничает с миссионерским отделом Тюменско-Тобольской епархии.
— Мы читаем лекции в школах о вреде абортов, показываем специальные фильмы. Надо сказать, девочки с большим интересом слушают, а вот учителя, наоборот, недовольны. В одной школе учительница сказала мне: а теперь прочитайте лекцию о контрацепции. Я удивилась: зачем? “А вы что, предлагаете, чтобы наши ученицы с животами в школу ходили?” — заявила она. Я ответила: “Мы предлагаем вашим ученицам целомудрие”. По-моему, она не поняла...
Телевизору место — в кладовке
...Серафима и Аня сели за пианино и сыграли нам. Потом Сима показала в компьютере свои работы. По истории — “Семь чудес света” и по информатике. Похвалилась: она заняла первое место в школе среди пятых классов.
Настя, которая собирается в первый класс, уже умеет читать.
— Где ты научилась?
— Дома, с мамой и сестрами. И еще ходила в группу для подготовки в школу.
— У наших девочек практически нет выходных, — говорит мама. — Они занимаются в двух школах, по субботам поют в церковном хоре, ходят в воскресную школу, так что бездельничать некогда.
Заходит речь о воспитании. Грешным делом думаю, что родители заставляют детей читать молитвы, ходить на службы, много требуют от них. Андрей улыбается:
— Главное — личный пример. Одно дело номинально быть воцерковленным, ходить на службы, выполнять некие правила, другое, чтобы дети чувствовали: все, что мы делаем, проникнуто любовью к Богу. Такой-то пример родители не всегда могут подать. Я помню, как в детстве спрашивал папу: “Почему ты от меня требуешь, а сам не выполняешь?” А он мне так хитро отвечает: а потому, сын, что я хочу тебе показать, как делать не надо. Я думал, что, когда стану взрослым, со своими детьми такие хитрые трюки проделывать не должен. Но, к сожалению, сейчас чувствую, что нагрузка большая: по зарабатыванию денег, по удержанию стабильности в семье — и не всегда удается показывать пример благочестивого христианина. Когда устаешь, а тут еще много детей кричат одновременно, невольно согрешишь гневом, раздражением, а то и рукоприкладством.
— Что, неужели детей бьете?
— Со старшими девочками в основном внушением обходимся, а младших, бывает, и ремешком... Когда родителям не хватает внутренней напряженной духовной жизни, дети сразу чувствуют фальшь любого требования. Но спасение в том, что все-таки у нас немного другой уклад жизни, мы стараемся прощать, тут же мириться друг с другом.
— Муж мой, видимо, по генетике своей христианин, — добавляет Алена, — он любит говорить: да не зайдет солнце в гневе вашем. Поэтому старается все ссоры улаживать быстренько.
В квартире у Генерозовых мы не увидели телевизора — обязательного атрибута любой современной квартиры, без которого не мыслит себе жизни ни одна семья. Спросила: это принципиально или просто денег на телевизор нет? Глава семьи засмеялся:
— С одной стороны, да, мы принципиально убрали телевизор из квартиры. Потому что все-таки он съедает массу времени, и мы в результате не успеваем выполнять насущные дела. Одно время убирали его лишь на период поста, ставили высоко на полку, но дети стали его таскать. Дошло до того, что младший потянул телевизор с полки, тот упал прямо на него — ужас. Самое интересное, что ни сын не пострадал, ни телевизор. Но с тех пор мы держим его в кладовке, и все довольны.
— Скажите честно, — спрашиваю Алену и Андрея, — сильно устаете от детей, от их гвалта, своих бесчисленных хлопот? Возникает ли чувство родительского бессилия, раздражение?
— Конечно, все эти чувства возникают, — не скрывает Алена. — Но они бывают у родителей и при одном ребенке. При одном даже больше. С рождением третьего ребенка все встает на свои места. Главное, хорошо воспитать первого, потом они уже друг на друга равняются, друг за другом смотрят. А усталость... Она с лихвой окупается той радостью, которую дают дети. Вот, например, Ванечка, когда был поменьше, помню, ночью сонный обхватил меня ручками и пролепетал: “Ты мой мамочка, ты мой любимый!” Что может быть лучше этого?
Счастье — в любви, это каждый знает. Но не каждый имеет такую любовь, как семья Генерозовых. Любовь родителей и детей, всех — друг к другу. Вот только почему-то не любит такие семьи наше государство...
Справка. Сегодня в Тюменской областной Думе проходит круглый стол “Демографическая политика в Тюменской области: проблемы и перспективы”.
В его работе принимают участие депутаты областной Думы, представители федеральных органов государственной власти, правительства области, органов местного самоуправления, общественных организаций.
В числе основных вопросов, вынесенных на обсуждение: совершенствование областного законодательства в сфере демографии, повышение рождаемости и укрепление института семьи, материнства, отцовства
и детства, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни населения и улучшение его здоровья, меры государственной поддержки семей с детьми, медицинская помощь женщинам в период беременности и во время родов, а также другие актуальные проблемы демографической политики.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"