2 мая 2024     

Общество   

Эти великие годы были прожиты нами не зря...

Сегодня эта фотография из личного архива бывшего начальника политотдела Тюменского управления гражданской авиации Ивана Ефимовича Савченко стала исторической. Нет уже музея авиаторов, где в 1984 году был сделан снимок, нет в живых и бывших защитников Родины, ветеранов тюменского неба Дмитрия Турлакова и Алексея Мартьянова. Но осталась память о тех, кто сделал все, что мог, для развития тюменской авиации.
Сорок лет назад, в феврале 1967 года, было создано Тюменское управление гражданской авиации (ТУГА). Вскоре его коллектив стал одним из крупнейших в стране и внес весомый вклад в освоение природных кладовых Западной Сибири. Пять вертолетчиков Тюмени были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.
Второй справа на фото – командир вертолета Ми-10к Виктор Сергеевич Иванов. Звезду Героя ему вручили в 1983 году. Прославился как мастер воздушного монтажа. Он освоил этот вертолет в 1977 году. Начинал с трассы знаменитого газопровода Уренгой – Ужгород, затем трудился на трассе ЛЭП-500 Тюмень – Сургут, позже монтировал опоры ЛЭП-220 в районе Комсомольска-на-Амуре, работал на БАМе.
Уникальную операцию провел его экипаж в Норильске: за 11 часов на крыше Надеждинского металлургического завода воздушные монтажники смонтировали четыре трубы высотой 40 метров. Если бы эта работа выполнялась традиционным способом, с помощью кранов и лебедок, то бригаде из 60 монтажников потребовалось бы около четырех месяцев.
Свыше сорока лет трудился Виктор Сергеевич в Аэрофлоте, из них 28 лет он отдал производственным полетам. Сейчас В.С.Иванов на пенсии, живет в Тюмени. 30 июля ему исполнится 70 лет.
Виктор Сергеевич летал в мирном небе, а молодость стоявших рядом с ним ветеранов авиации опалена войной.
Справа от Иванова на снимке – ветеран Аэрофлота, бывший боевой летчик Дмитрий Петрович Турлаков. Он – коренной тюменец. В конце 30-х годов прошлого века Дмитрий Турлаков был знаменитым футболистом, лихо забивал мячи в ворота противника, и весь стадион восторженно скандировал: «Ми-тя, Ми-тя, Ми-тя!..»
Авиация стала его призванием, судьбой. Он окончил Пермскую военную школу летчиков и с 1940 по 1945 год воевал в небе. Дважды был сбит противником, дважды бежал из плена.
В 1946 году стал пилотом гражданской авиации, работал в Свердловске, затем в Тюмени. Летал на самолетах Ли-2, Ан-24, Ан-26 и ТУ-134. Первоклассный пилот, Турлаков подготовил к самостоятельным полетам 30 молодых летчиков. Провел в небе 24 тысячи часов. Практически это рекорд для авиатора.
За ратный и мирный труд Дмитрий Петрович награжден орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Знак Почета и орденом Октябрьской революции, а также многими медалями и знаком «Отличник Аэрофлота». К сожалению, он ушел из жизни еще в минувшем столетии.
Суровую школу Великой Отечественной войны прошел и Алексей Степанович Мартьянов (второй слева). После окончания военного летного училища молодой штурман был направлен на II Украинский фронт, летал на бомбардировщиках. Сражался с врагами в воздушном пространстве Родины, а затем и в небе Западной Европы. Случилось так, что в одном из воздушных боев самолет был подбит и экипажу пришлось с боями прорываться к своим. Алексей Степанович был несколько раз ранен.
В 1945 году он стал участником исторического Парада Победы.
Иван Ефимович Савченко (на снимке первый слева) был первым начальником политотдела Тюменского управления ГА.
Родился в Новосибирской области. Когда началась Великая Отечественная война, Ване Савченко было 10 лет.
«Годы войны, – вспоминает Иван Ефимович, – стали для нас годами тяжелых испытаний. Учеба в школе проходила с октября (после уборки урожая) по апрель (до начала посевных работ). Мне в 12 лет пришлось выполнять все посильные колхозные работы. После уроков в зимнее время ходил на конный двор – раздавать корм лошадям, убирать и вывозить навоз, гонять скот на водопой. Все лето работал на прополке, уборке зерновых и овощей, заготовке кормов. Любимым моим делом была заготовка сена в сеноуборочном звене...»
Много позже Иван Савченко получит медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Но он не будет сожалеть о том, что таким трудным и голодным было его детство. Главное, он прошел хорошую школу выживания, научился работать и узнал настоящую цену хлебу.
Трудно пришлось Ивану Савченко и всей его семье в послевоенные годы. У юноши огромная тяга к знаниям, ему легко дается учеба, и он решается уехать в Ригу, где поступает в авиационное училище. Столица Латвии производит на сельского мальчишку неизгладимое впечатление. Он с отличием заканчивает учебу и получает направление в Новосибирский аэропорт. Имея хорошую теоретическую подготовку, трудолюбивый и исполнительный новичок быстро осваивает секреты профессии и уже через год его назначают на инженерную должность. Вскоре Иван Савченко получает возможность учиться на специализированных курсах. После окончания учебы его назначают заместителем начальника цеха спецоборудования самолетов. Он трудится с энтузиазмом, активно участвует в общественной жизни, и уже через три с половиной года его избирают секретарем Западно-Сибирского теркома профсоюза.
Важнейшим событием в жизни стало назначение начальником политотдела в только что созданном Тюменском управлении гражданской авиации. Как ни отказывался, Москва настояла на своем.
– Вот теперь я благодарен судьбе за то, что связал свою судьбу с Аэрофлотом и с Тюменью, – говорит Иван Ефимович. – Да, было очень трудно на новом месте, но рядом были замечательные люди, способные решать грандиозные задачи, умные, талантливые, доброжелательные. Благодаря их труду Тюменское управление гражданской авиации стало крупнейшим в стране. Здесь выросли настоящие герои нашего времени, самоотверженно трудившиеся на важнейших новостройках Тюменского Севера. Как в песне поется: «Эти великие годы были прожиты нами не зря».
Сейчас Иван Ефимович Савченко является заместителем председателя городского совета ветеранов, возглавляет комиссию по организационно-методической работе. Здесь востребованы его знания, колоссальный опыт работы с людьми. Дел в совете ветеранов очень много, одним из важнейших направлений он считает культурно-массовую и воспитательную работу ветеранов с молодежью.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"