Узкая улочка Пароходская неминуемо приведет вас к респектабельному зданию Обь-Иртышского пароходства. С неподъемным якорем у входа и вывеской квартирующего здесь «варяга» — Сургутского центрального коммерческого банка.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +6...+8 °C | |
Ханты-Мансийск | +5...+7 °C | |
Салехард | +1...+3 °C |
Общество
Дом под снос и его обитатели
Узкая улочка Пароходская неминуемо приведет вас к респектабельному зданию Обь-Иртышского пароходства. С неподъемным якорем у входа и вывеской квартирующего здесь «варяга» — Сургутского центрального коммерческого банка. Если вас не пугают ночные кошмары и вы обладаете крепкими нервами, обойдите многоэтажку с любой стороны...Двухэтажное деревянное общежитие по улице Пароходской, 33, когда-то относилось к речному ведомству. Речники, образуя новые семьи, получали здесь когда-то комнаты и становились в очередь на расширение жилплощади. Шли годы — и шли по реке пароходы...
Старый дом, переданный на баланс г.Тюмени, рассыпается на глазах. Первый этаж, давно иструхший и съеденный домовым грибком, превращен в выгребную яму. Сюда валят мусор те, кому давно все безразлично. Коридоры второго этажа изрядно кренит в южную сторону. Шагаешь с опаской, держась за стены. За что, интересно спросить, цепляются бедные стены?
Многие из жильцов, прописанные здесь, надеются, что в случае сноса старой общаги им выделят приличное жилье. Есть опасение, что подобная мечта относится к разряду несбыточной: инструкция требует, чтобы ей подчинялись. Чтоб новые метры получить, нужно дождаться счастливого часа на старых. А как, спрашивается, жить в готовом рухнуть доме? Люди, устраиваясь у родственников, пускают, случается, на свою законную жилплощадь (приватизировать ее, разумеется, не позволил процент износа построек) случайно подвернувшихся квартирантов...
Только четыре семьи, не отступая от своих притязаний, продолжают стоять до последнего. И живут, и взбираются на второй этаж, готовый рассыпаться подобно карточному домику. Был их дом брусовым — превратился в бросовый...
...Супруги Габовы, Елена Васильевна и Евгений Иванович, получили здесь от пароходства когда-то комнату. Потом им разрешили прорубить дверь и в соседнюю. Оба на пенсии, муж перенес инфаркт миокарда. Елена Васильевна отводит душу, копаясь в грядках, устроенных рядом с соседней усадьбой. Благо живущие там не против, чтобы рядом с их забором росли чужие крыжовник и морковь.
— Я помню времена, — рапортует Елена Васильевна, — когда нам жилось хорошо. Это когда в общежитие поселили «химиков» и на вахте сидел милиционер с телефоном. За милицией мы были как за каменной стеной...
...Четырнадцатилетний Сашка, вынужденный жить здесь и сейчас, не против сфотографироваться в окне убогой кухни. Он привык. Его интересует только то, в какой газете этот снимок опубликуют. Корреспонденты иногда захаживают сюда. Приезжало и местное телевидение. И всех почему-то интересует вопрос: «Не страшно ли вам здесь одним оставаться?»
— Страшно. И даже горько, — отвечает на этот вопрос еще одна жительница общаги. Зовут эту женщину Надежда Павловна Нестерова. 2007 год стал очень тяжелым для нее. 1 января умер муж, не дождавшись плановой операции на тазобедренном суставе. Потом схоронила брата и отца. В этих стенах, когда муж еще был жив, они замерзали каждую зиму. Система отопления наполовину выведена из строя. Нет теперь и горячей воды, которую жильцы подводили к общежитию своими силами. Есть «удобства» на улице и слабая надежда на то, что препирательства между администрацией города и ООО «Зодчие», намеренным строить на этом месте многоэтажный жилой дом, когда-нибудь закончатся.
— Мне кажется, причина в том, что мэрия просит у «Зодчих» чересчур много, — делает свое предположение женщина. (фото2)Надежда работает на химфармзаводе. Муж, инвалид второй группы, когда-то работал в пароходстве, но до них не дошла очередь, чтобы их семья смогла, как другие, выкупить квартиру в строящемся доме за 15 тысяч рублей... Не смогли они найти позднее и 86 тысяч рублей, чтобы мужа положили на операционный стол своевременно. Он упал духом, перестал передвигаться по двухкомнатной квартире на костылях, а потом и вовсе отказался от еды.
Сын Надежды Павловны живет в квартире невестки, но прописан по этому адресу. Здесь он родился, здесь стрелял из рогатки в воробьев под разговоры родителей о возможности получения нового жилья. Получается: не ютится здесь — значит, чужой...
В 2002 году за подписью заместителя главы города Тюмени И.Т.Пустовита Нестеровым пришла официальная бумага о включении жилого дома по ул.Пароходская, 33, в проект плана сноса ветхого и аварийного жилья. Еще раньше межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы администрации Центрального района, произвела обследование дома жалобщиков и установила:
«Год постройки — 1951. Процент износа на 1975 (?) год — 52. Фундаменты — деревянные стойки... Первый этаж переселен...»
При визуальном обследовании дома-призрака было установлено, что несущие строительные конструкции пришли в неудовлетворительное состояние, произошла неравномерная осадка отдельных участков фундамента. Деревянные стойки поражены гнилью, присутствуют следы увлажнения и промерзания наружных стен. «Перекрытие утратило основное предъявляемое к нему требование — статичность, то есть имеет прогибы, зыбкость более допускаемых нормами».
Санитарно-гигиеническое состояние дома было признано неудовлетворительным. Акт №33 фиксировал, в частности, плохое состояние электропроводки, выполненной с нарушением правил. Было сделано заключение о том, что дом следует отнести к категории непригодных для проживания.
Много воды утекло со времени подписания того документа. В связи с большим количеством ветхого жилья в Тюмени стоящий тридцать третьим по улице Пароходской не был включен в планы переселения в 2002-2005 годах. Не вошел он в окончательный вариант плана и на следующий год.
Бывший глава города С.И.Сметанюк ответил в мае прошлого года Н.П.Нестеровой, что рассматривает возможность включения указанного дома в еще один дополнительный план в рамках реализации «Губернаторской программы развития жилищного строительства Тюменской области»...
Глава города сменился, хотя программа осталась. Как остался стоять, входя в землю, и злополучный дом. Который стоит на задворках пароходства и расстояние между ними — всего в несколько метров. Старый тополь, раскинувший уцелевшие вверху ветки, фамильярничает с крышами таких непохожих объектов недвижимости. Жест примирительный, обещающий: авось все образуется...
Но когда? Не у тополя же спрашивать! И я спросила по телефону у Натальи Анатольевны Бояринцевой, начальника юридического отдела МУП «Центр по сносу и обмену муниципального жилья», не нарушены ли в данном случае законные права жильцов, вынужденных не по своей воле продлевать жизнь тому, что давно мертво?
Дело, оказывается, осложняется тем, что в настоящий момент у нескольких семей, проживающих в доме по Пароходской, нет правоустанавливающих документов на свое малопригодное для проживания жилье. Были ли у них ордера? На каком основании они занимали освобождавшиеся комнаты? Скорее всего, заключает юрист, гражданам придется отстаивать свои интересы в суде. В похожей ситуации, кстати, оказалось до 70 процентов кандидатов на снос аварийного жилья.
— Дом по улице Пароходской, — продолжает Бояринцева, — признан аварийным, но распоряжения о его сносе нет.
Потому что земельный участок предоставлен в аренду ООО «Зодчие». Именно эта строительная фирма должна отселить людей, создавая на месте дома строительную площадку. Предварительное соглашение с «Зодчими» имеется. Согласно их планам указанный дом может решить свои проблемы в начале 2009 года...
Вот только вопрос: как до этого срока дожить?
Из истории дома
Здание общежития по ул. Пароходской, 33 было построено Тюменским речным портом в 1951 году и находилось на его балансе. Из-за отсутствия своевременных ремонтных и поддерживающих работ стал быстро изнашиваться, приходя в аварийное состояние.
В июле 1996 года по настоянию жителей дома и распоряжению главы администрации Центрального района была создана межведомственная комиссия для проведения обследования здания. Заключение комиссии от 02.07. 1996 г.: «...дом 33 по улице Пароходская отнести к категории непригодных для проживания». Рекомендация комиссии: «АО «Тюменский речной порт» решить вопрос улучшения жилищных условий проживающих семей».
АО «Тюменский речной порт», не имея возможности выполнить рекомендации межведомственной комиссии, в декабре 1997 года передает дом со своего баланса на баланс муниципального жилищного фонда администрации г. Тюмени.
Апрель 2001 года. Из ответа администрации города жителям дома №3238/454: «...жилой дом по ул. Пароходская, 33 включен в проект плана сноса непригодного для проживания жилья в Тюмени на 2002 год».
Май 2002 г. — заместитель главы Тюмени И.Т.Пустовит письменно подтверждает: дом включен в план по сносу ветхого и аварийного жилья.
2003-й, 2004-й, 2005-й и 2006-й годы — жители получают аналогичные ответы: дом будет снесен.
Февраль 2007 г. — дом попадает в границы земельного участка «ул.Пароходская — переулок Пристанский», отведенного ООО «Зодчие», однако по действующему законодательству застройщик не имеет права напрямую предоставлять гражданам жилую площадь взамен сносимой, а должен возместить в муниципальный жилой фонд количество изымаемой жилой площади.
Той самой, что в 1996 году признана мэрией непригодной для проживания. История продолжается...
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.