27 апреля 2024     

Общество   

Врачевать - значит любить людей

По рассказам моей подруги, в медицинской академии учиться неимоверно сложно.
Поскольку за год мы виделись всего дважды, я склонен ей верить. Сам же впервые с медицинским вузом познакомился только в Тюмени.
Накануне созвонился с первым проректором академии Сергеем Леонидовичем Галяном, чтобы договориться о встрече: "Я каждый день на работе с половины восьмого, подходи часам к девяти". На следующее утро мы встретились в его кабинете:
-- Недавно был в командировке в Салехарде, -- рассказывает Сергей Галян, -- мы принимали документы у абитуриентов. Еще в 1963 году, когда было принято решение о создании мединститута, перед нами была поставлена задача -- готовить кадры для Тюменской и Курганской областей. И до сих пор мы выполняем эту задачу. Сегодня Ямалу, Югре, югу области и Кургану предоставляются квоты на бюджетные места. Вот мы и проводим прием документов на местах, тем самым, пытаясь сделать поступление для ребят доступным, ведь для многих трудно добраться не то что до Тюмени, но даже до Салехарда. Есть заявления и от абитуриентов из ХМАО, при том, что там -- свой мединститут и медицинский факультет в университете. Приезжают поступать из Екатеринбурга, Омска. К нам подают документы ребята из 26 регионов! В этом году среди абитуриентов большое количество медалистов, а также тех, кто с отличием закончил медицинские училища. Абитуриенты из медучилищ значимы для нас -- это те ребята, которые уже успели поработать -- они в выборе специальности не ошибаются.
-- А конкурс большой?
-- На сегодняшний день средний конкурс 3 человека на место. Такой конкурс и на лечебный, и на педиатрический факультеты. Многие из абитуриентов, говорят, мол, мы пойдем на лечебное дело, потому что хотим стать хирургами. А мы их спрашиваем, а вы знаете, что на педиатрическом тоже становятся хирургами? И кардиологами. Разве что нет детских акушеров, а остальные специальности есть. На мой взгляд, педиатры будут очень востребованы, поскольку сейчас в стране начинается новый глобальный нацпроект -- демографический. И справиться с ним мы сможем только при наличии квалифицированных детских врачей. А пока у поступающих особый интерес вызывает стоматологический факультет: почти десять заявлений на каждое из пяти бюджетных мест. Кстати, этот факультет самый молодой и дорогой: существует всего третий год, стоимость обучения составляет 75000 рублей за год. В развитии факультета огромную роль играет поддержка -- Правительства области -- благодаря ему мы закупаем самые современные препараты и стоматологические кресла, которые стоят несколько десятков тысяч долларов. А как иначе, мы же не можем учить студентов на устаревшем оборудовании -- они тогда просто не смогут работать.
-- А вам не кажется, что многие ребята, которые идут учиться на стоматолога, думают в первую очередь о деньгах, ведь сегодня стоматолог -- профессия высокооплачиваемая, и на этом фоне забывается медицинская миссия -- помогать людям?
-- Конечно, сегодня заработная плата врачей, в том числе и стоматологов растет, но все-таки это не банковская сфера и не такие большие деньги. Да и конкурс в вузах на финансовые специальности значительно выше. Нет, к нам идет много ребят, которые выросли в семьях врачей, другие -- в совсем обычных семьях. Давай посмотрим по картотеке абитуриентов. Вот, например, Илья: отец -- электромонтер, мать -- медсестра...
Среди профессий родителей ребят я нахожу учителя труда, слесаря, оператора котельной, водителя, грузчика... На многих карточках напротив графы "отец" или "мать" стоят пометки с датой смерти...
-- Вы видите, к нам идут ребята из разных семей. Часто наши преподаватели и выпускники приводят к нам своих детей, внуков. Вообще, много династий врачей. В нашем городе есть известный хирург Сергей Серафимович Зубарев, его сын тоже стал хирургом. А недавно ко мне приходил выпускник семьдесят девятого года, у него в этом году сын закончил пятый курс нашей академии.
-- А почему так происходит? Что заставляет детей идти по стопам своих родителей?
-- Скорее всего, особое воспитание. Дети видят и слышат, о чем говорят родители. Кроме того, дети растут в атмосфере особого человеколюбия, ведь врач не может быть врачом, если он не любит людей...
Сергей Галян предлагает пройти в приемную комиссию, посмотреть как там обстановка. Мы выходим из кабинета и поднимаемся на третий этаж. И в какой-то момент я понимаю, что здание и атмосфера медакадемии похожи не на вуз, а на поликлинику. "Так, наверное, и должно быть: профессионалов растят в профессиональной среде", -- подумал я, поднимаясь по лестнице.
Мы заходим в аудиторию, где поступающие заполняют необходимые документы. "С каждым
из абитуриентов сидит наш студент, они помогают ребятам и следят за тем, чтобы все было заполнено правильно. Причем все студенты согласились помогать сами!", -- говорит мне первый проректор. Подходим к одной из парт, где заполняет документы молодой человек. "Кто это у нас? Семен? Идет на стоматологический. Так ты же левша, как же работать будешь? ", -- спрашивает юношу Сергей Галян. "Так и буду. У меня отец стоматолог и тоже левша", -- "Ну, тогда удачи".
Проректор представляет мне ответственного секретаря приемной комиссии Ирину Ральченко и просит ее показать мне новую столовую и новый корпус. Пока идем по шикарному стеклянному переходу из одного корпуса в другой, я интересуюсь у Ирины про нынешних абитуриентов. "Уровень у них достаточно высокий, многие профессионально ориентированы -- мечтают о профессии врача с самого детства", -- отвечает она.
После перехода мы попадаем в столовую... Нежно-зеленые стены, окна от пола до потолка и одно большое круглое окно. "Столовая долго была на ремонте, поэтому студентам приходилось перекусывать в буфетах -- у нас их три. Теперь же у нас появится настоящий комбинат питания, надеемся, что студенты с его появлением будут учиться еще лучше".
После столовой мне показывают отремонтированный корпус. "Здесь, в холле часто проходят дискотеки", -- рассказывает Ирина и приглашает подняться на ее кафедру биохимии. В коридоре много красивых растений, среди них, в углу, вижу, бьет маленький фонтан.
Мы возвращаемся в главный корпус, в кабинет ректора Эдуарда Алексеевича Кашубы.
-- Ну как столовая, понравилась? Вы не представляете, что было с ней, да и со всей академией в 1998 году. Перестройка подорвала всю экономическую систему вуза, и с 1998 года мы пять лет выводили академию из глубочайшего кризиса. В последующие годы поднимали ее на новый экономический уровень. Теперь вот почти закончили восстановление столовой, наших общежитий, заканчиваем капитальные ремонты и переоснащения всех учебных корпусов, а это все не малые деньги. Строительство и оснащение столовой обошлось в 60 млн. рублей, одного корпуса -- в 50 млн. И это все при годовом бюджете академии в 300 млн. рублей, из которых выплачивается и заработная плата, и стипендии... В этом году, я слышал, несколько российских вузов не смогли дать своему преподавательскому составу отпускные. Мы же выплатили почти 8 миллионов отпускных. И при этом у нас остается резерв средств. Мы научились зарабатывать, а главное -- научились следить за своими расходами...Наша многопрофильная клиника, расположенная на шестом этаже в этом году принесла 32 миллиона рублей. Сегодня мы создаем стимулирующую систему заработков для наших преподавателей -- помимо базовой ставки они могут зарабатывать деньги, проводя определенные курсы.... Мы ввели систему защиты бюджетов по направлениям. Теперь, например, руководитель творческого отдела не может придти ко мне и сказать, что вот,мол, через месяц будет мероприятие, дай на него денег. Нет, теперь все руководители направлений защищают бюджет в начале года, в сумму которого они и должны уложиться.
-- Люди быстро освоились в этой системе?
-- А как иначе: кто не сумел освоить, тот больше не работает. И это не все новвоведения. С начала учебного года мы введем систему электронных журналов, которые будет заполнять преподаватель после каждого занятия. Это будет некая модель оперативной отчетности. Благодаря ей мы сможем знать, сколько отработал тот или иной преподаватель, сколько человек пришло на занятие и т.п. Мы создаем систему электронных паспортов для студентов, чтобы знать их успеваемость, посещаемость. Просто набрал фамилию в компьютере и тут же перед тобой картина успеваемости с бонусами за посещения лекций, и бонусами-минусами за их пропуск. Инновационную систему, разработанную нашими студентами, мы применяем и в работе приемной комиссии. Все данные абитуриентов тут же поступают в главный компьютер, и мы можем оперативно провести мониторинг поступающих. Одним словом, мы готовим глобальную систему внутреннего контроля, без которого завтра не сможет функционировать ни один вуз, и ни одна организация.
-- Как повлиял на вашу работу нацпроект "Здравоохранение"?
-- Мы получили заказы на специалистов первичного звена: участковых терапевтов, участковых педиатров, семейных врачей. Мы выполняем заказ государства, но нацпроект поставил еще пять новых задач -- одна из которых оптимизация деятельности узких специалистов, которые работают с участковыми в одной цепи. В целом, нацпроект -- очень своевременная вещь. Если он будет реализован удачно, то выстроится система наблюдения за здоровьем человека: своевременная диагностика, адекватная высокотехнологическая помощь, реабилитация, профилактика. Тогда пациент будет лежать в больнице не месяц, а всего несколько дней, как в Европе.
-- А есть ли особые достижения в работе со студентами?
-- Да. Мы очень гордимся нашим отделом по содействию трудоустройству студентов,
который активно работает с учащимися уже с первого курса. Со студентами проводят специальные занятия по трудовому законодательству, по анализу трудового рынка, устраивают ярмарки вакансий, и на выходе наш выпускник ведет с работодателем вполне конкретный, профессиональный разговор. Он умело продает себя. Наш отдел контролирует будущих специалистов, которые направляются по распределению. Как он добрался до места, закрепился ли там, получил ли жилье -- за всем этим мы следим. На каждого выпускника большой спрос. Некоторые уезжают работать заграницу -- в Израиль, Германию, США.
Многие из них устраиваются очень успешно. Например, одна наша выпускница поехала работать в ФРГ -- теперь она зав. отделением в клинике с окладом в 1200000 евро в год.
Около 40 наших выпускников работают в Греции.
Я разговаривал с ректорами и московских, и нижегородских вузов, но нигде не встречал ни подобного стиля управления, ни столь внимательного отношения к выпускникам. Причем огромная работа делается не только руководством медакадемии, но и студентами -- им приходится много заниматься.
-- Учиться интересно, но тяжело, -- говорят студентки второго курса стоматологического факультета Наташа Кузьмина и Таня Демидова. -- Мы, конечно, не сидим в библиотеках круглые сутки, но учебников приходится читать очень много.
-- А почему решили стать стоматологами?
-- Потому у них хорошая зарплата. Правда, не знаем, сколько точно, но понимаем, что много. Но деньги не на первом месте. Мы пошли на стоматологический, потому что учиться здесь на год меньше (смеются). На самом деле есть огромное желание помогать людям -- поэтому учимся здесь. Кстати, вон идет декан стомфака.
-- Наш факультет самый креативный! -- начинает декан Александр Брагин.
-- Почему же вы тогда не хотите брать левшей? -- вспоминаю эпизод в приемной комиссии
-- Как это не берем. Берем. Ко времени выпуска нынешних первокурсников будет все равно -
- левша ты или правша, потому что будут производиться установки-трансформеры, которые переделываются под любую руку. Помимо этого через 6 лет в стоматологию придут компьютерные технологии, будут нужны специалисты в этой сфере. Между прочим, у нас на факультете уже есть установки-трансформеры. В этом году мы запустим фантомный класс: фантом -- это модель головы с резиновым ртом, в который вставляются зубные протезы. У нас они будут итальянскими! А самое главное, что у нас появится собственный корпус. Там будет клиника на 34 установки, цифровое рентгенологическое оборудование, будут предоставляться услуги по хирургии и имплантологии.
Тут к нашему разговору подключается декан другого, фармацевтического факультета Ольга Кныш:
-- Большие деньги вкладываются в материальную базу каждого факультета, поэтому
студенты получают более комфортное и интересное обучение. На нашем факультете мы
готовим провизоров. Многие абитуриенты думают, что провизор -- это тот, кто работает в аптеке и готовит лекарства. Но это не так. С нашей специальностью можно работать и в криминалистических отделах, в лабораториях УВД, в судмедэкспертизе. Провизоры становятся менеджерами-маркетологами оптовых аптечных сетей, представителями иностранных и отечественных фармацевтических предприятий, преподавателями химии в школах. А главное на провизоров огромный спрос: на каждого выпускника предлагается 8-10 рабочих мест. За наших ребят разворачиваются настоящие битвы между руководителями фармацевтическими предприятий, большинство из которых тоже наши выпускники. Не случайно наш факультет входит в пятерку лучших фармфаков страны.
Весь наш разговор проходит в музее академии, на стеллажах которого расположены муляжи органов, частей тела. С другой стороны выставка рентгеновских снимков, как я понял, с самыми интересными, с точки зрения медицины, случаями. Рассаживаю деканов, чтобы сфотографировать их, а они достают для антуража со стеллажа муляж сердца...
Спускаюсь к ректору, делюсь с ним своими впечатлениями от академии, говорю, что
ТюмГМА похожа на устройство человека -- очень сложное, но очень гармоничное.
-- Так оно и есть. Вообще, медицинская высшая школа -- это часть системы здравоохранения. Именно мы готовим базу для этой системы. Сегодня академия имеет 5 факультетов базового образования. История вуза начиналась с лечебного, самого большого факультета ТюмГМА. Вторым по численности является педиатрический. За провизорами и стоматологами -- факультет высшего сестринского образования, готовящий менеджеров сестринского дела. Я всегда говорил, что медицинское образование продолжается всю жизнь. Именно эту задачу реализует шестой факультет ТюмГМА -- повышения квалификации.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"