Все чаще и чаще возвращает меня память к событиям 40-летней давности. В маленьком аэропорту Плеханово — жуткая толчея: пассажиры, возвращающиеся из отпусков, штурмуют стойки отдела перевозок, требуя немедленной отправки на Север.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7357EUR90.2004
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +11...+13 °C | |
Ханты-Мансийск | +5...+7 °C | |
Салехард | 0...+2 °C |
Общество
Огромное небо — одно на двоих
Все чаще и чаще возвращает меня память к событиям 40-летней давности. В маленьком аэропорту Плеханово — жуткая толчея: пассажиры, возвращающиеся из отпусков, штурмуют стойки отдела перевозок, требуя немедленной отправки на Север.У металлического заборчика, отгораживающего перрон, стоит невысокий седовласый мужчина в летной форме. Это командир эскадрильи АН-2 246-го летного отряда Алексей Тихонович Аксененков.
— Кого-то встречаете? — интересуюсь я.
— Нет, — говорит он. — По небу тоскую. Я-то уже отлетался, вот и смотрю, как другие уходят в рейсы, как домой возвращаются. Посмотри, как красиво идет на посадку тот самолет, как плавно снижается!.. Это Редькина, по почерку вижу.
Мне до этого и в голову не приходило, что есть красивые взлеты и посадки, что у каждого пилота свой почерк.
Алексей Тихонович еще один повод для размышления подкидывает:
— Видела, как старые пилоты по улице ходят? Как только в небе послышится рокот моторов, обязательно посмотрят вверх, хотя по звуку знают, что за самолет или вертолет летит. Привычка у них такая — в небо глядеть...
А вот и Александра Степановна Редькина, на минутку остановилась поздороваться. Только что возвратилась из Сургута.
(фото2)— Красиво, грамотно летает, — уважительно говорит Алексей Тихонович, когда Редькина уходит. — Ни в чем мужчинам не уступает, хотя работа у нас тяжелая, неженская. За то ребята и уважают — в ее присутствии крепкого словца в разговор не ввернут, курить себе не позволят. Облагораживающе она на них действует!..
В авиации я новичок, хожу по отрядам, знакомлюсь с людьми. Готовим к выпуску первый номер авиационной многотиражки. Ясно, что о первой и единственной летчице обязательно нужно очерк написать.
Чтобы узнать о ней побольше, иду к командиру 246-го отряда Виктору Васильевичу Шершову.
С 1942 года он здесь работает, молодых воспитывает. Отец-командир для своих подчиненных. Редькину называет гордостью коллектива.
До Тюмени она работала в Свердловском аэроклубе летчиком-инструктором, учила молодежь летать. Некоторые из бывших ее питомцев, окончив летное училище, получили направление в Тюмень и теперь коллеги Александры Степановны.
— Работа у нас нелегкая, — продолжает Виктор Васильевич. — Самые опытные пилоты летают на гидросамолетах. Часть пилотов помогает труженикам села — вносят удобрения в почву, гербицидами обрабатывают посевы. А еще обслуживаем геологические экспедиции, выполняем санитарные рейсы, доставляем всевозможные грузы, почту и пассажиров. Так вот Редькина — «воздушный извозчик», пассажиров возит. Молодец, никаких замечаний к ней нет, никаких летных происшествий! Кстати, и муж у нее тоже летает, только на вертолетах. Они такая красивая пара! И летают оба превосходно...
Честно говоря, я долго не решалась подойти к Александре Степановне. А редактор торопил с очерком.
Хотелось мне слетать с нею куда-нибудь, да все не получалось. Очень большой наплыв пассажиров, самолетов не хватает, а у нее в АН-2 всего 12 кресел. Как-то неловко занимать чужое место, я же могу и на земле поговорить с летчицей.
Наша встреча состоялась дома у Редькиных.
— К сожалению, Юра на Севере, на базировке, — говорит Александра Степановна. — В Тюмени бывает редко: сейчас горячая пора, все вертолетчики разлетелись по оперативным точкам. А что вы о нем хотите знать? Как познакомились? Учились в Саранской центральной летно-технической школе, потом получили направление в Свердловский аэроклуб, а в 1965 году приехали в Тюмень.
— Но у вас двое детей!.. Как же быть с ними, если родители все время в полетах? — интересуюсь я.
— Конечно, было бы лучше, если бы я не летала, — говорит моя собеседница, — но я не могу уйти с летной работы: в этом вся моя жизнь. А по хозяйству помогает родственница, она и за девочками присматривает.
Александра Степановна очень довольна, что попала в такой замечательный коллектив, где в основном молодежь, которая, получив определенный опыт, уходит на новую технику — самолеты ЛИ-2 или АН-24. Здесь прекрасные командиры, имеющие за плечами большой опыт работы на Севере. Всю область облетали, прошли такую школу жизни, такой опыт накопили!
— А как к вам относятся пассажиры? — осторожно спрашиваю. — Не боятся лететь с женщиной-пилотом?
— Были случаи, когда мужчины явно боялись лететь со мной, да выбора нет, приходилось. А когда приземлялись, они меня благодарили, что доставила благополучно, что все их страхи позади. Теперь летают без опаски. Видите ли, мужчины даже автомобиль женщине не доверяют, а тут несколько часов полета!.. Я понимаю опасения моих пассажиров, и очень приятно услышать от них «спасибо», когда рейс закончился...
Чтобы хорошо летать, надо всю жизнь учиться, даже если летаешь на «тихоходе» АН-2. Дважды в год в отрядах проходили занятия по подготовке к весенне-летней и осенне-зимней навигациям. Летчики сдавали зачеты, занимались на тренажере, чтобы быть готовыми к любому ЧП во время полета.
Добавьте к этому политзанятия, экономическую учебу... Словом, у Редькиной оставалось слишком мало времени на домашние дела, а ведь надо еще выглядеть безупречно!
Пилоты искренне восхищались этой женщиной: сильная, волевая, доброжелательная, в пилотировании и знании техники не уступавшая мужчинам, — и при этом всегда элегантная, ухоженная!..
Когда в Тюмени сформировали первый женский экипаж, вторым пилотом с Редькиной летала Вера Гончарова. Правда, в экипаже она была недолго: пилот из Ханты-Мансийска предложил Вере руку и сердце и вскоре увез ее. С Александрой Степановной стала летать молоденькая восторженная Таня Макарова. И опять-таки недолго: она вышла замуж за тюменского вертолетчика, родила сына. Вскоре неизлечимая болезнь оборвала ее жизнь. Редькина продолжала летать с парнями, оставаясь единственной женщиной-командиром самолета АН-2.
У супруга — Юрия Александровича — дела шли блестяще. В его послужном списке — работа на знаменитых нефтепроводах, участие в строительстве ЛЭП-500 Тюмень — Сургут, где он с воздуха монтировал опоры линии электропередачи в самых недоступных для наземной техники местах. Наверное, не было ни одной новостройки в области, ни одной трассы, где бы не трудился этот замечательный пилот.
В 1973 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. Через некоторое время Юрия Редькина назначили командиром летного отряда в Нижневартовске.
Что же это за семья, когда супруги живут в разных городах? Поразмыслив, Александра Степановна уходит с летной работы и переезжает в Нижневартовск, где работает дежурным штурманом в аэропорту. Наконец-то они живут как нормальные люди — без долгих разлук и вечной тревоги друг за друга.
А потом снова переезжают в Тюмень. Юрий Александрович летает на МИ-8 по всей области, обслуживая геологов, нефтяников, газодобытчиков и строителей, учит молодых коллег. Александра Степановна остается на земле. Теперь в небо она поднимается только в качестве пассажира.
Моя последняя встреча с супругами Редькиными была в 1991 году, когда Александра Степановна пригласила в гости. Пополневшая, поседевшая — настоящая домохозяйка! — она угощала всевозможными вареньями и соленьями собственного производства. С удовольствием рассказывала, что стала «домашним адвокатом» своих соседок — помогает им разрешать всевозможные проблемы (вот где пригодился опыт депутатской работы).
Когда показывает фотографии внука Мишеньки, ее глаза лучатся счастьем. А еще она достает большие пачки фотографий, запечатлевших супругов Редькиных в гостях у космонавтов в Звездном городке. Оказывается, Марина Попович, жена космонавта и знаменитая летчица, поставившая ряд мировых рекордов, — лучшая подруга Александры Степановны. Когда-то они вместе учились в Саранской летно-технической школе и дружат с тех пор.
Мы несколько часов проговорили с Редькиной, вспоминая 60-е годы, когда начиналось освоение богатств Западной Сибири.
— Было трудно, но так интересно жить! — улыбается моя собеседница. — Юра до сих пор вот летает — он теперь летчик-испытатель в Тюменском моторном объединении. И я счастлива, что без помех могу заботиться о нем, баловать его домашними разносолами.
Уехали Редькины из Тюмени неожиданно для многих. Поселились сначала в Смоленске, где жил друг Юрия Александровича. Потом куда-то под Ленинград. Там и затерялись их следы. Говорят, жили в большой нужде, только на свои пенсии. Первой скончалась Александра Степановна, вслед за нею ушел и Юрий Александрович. Случилось это в конце 90-х.
— В восьмидесятые годы я был вторым пилотом МИ-8 в экипаже Редькина, — вспоминает командир МИ-8 из международного летного отряда Вячеслав Шайхутдинов. — Он был во всех отношениях отличным человеком, многому научил меня. Опыт, который мы почерпнули в те годы, пригодился мне и коллегам, прошедшим школу 255-го летного отряда. Сейчас мы уверенно летаем по всему миру и бесконечно благодарны своим бывшим наставникам.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.