24 апреля 2024     

Общество   

Югорская альма-матер

* * *
Первого сентября в торжественной обстановке откроются двери тысяч школ страны. Повсюду пройдут праздничные линейки. И “Под звуки вальса плавные мы вспомним годы славные”. Вспомним, непременно, своих первых учителей. Именно им мы обязаны тем, что научились читать и писать, получили понятия о добре и зле, о дружбе и товариществе. Учителя начальных классов — это особая категория “сеятелей разумного, доброго, вечного”. О славном юбилее одного из учебных заведений, которые готовят учителей начальных классов, эти строки.
Реализуя задачи, выдвинутые Постановлением ВЦИК РСФСР от 10 декабря 1930 года о создании национальных округов, президиум Уральского областного исполнительного комитета 14 февраля 1932 года принял Постановление №146 “О хозяйственном и культурном строительстве в северных национальных округах Уральской области”. В нем, в частности, было записано:
1. Перевести туземное отделение Тобольского педагогического техникума и подготовительную 3-годичную туземную школу при нем в Остяко-Вогульский округ. Контингент на осень 1932 года установить:
— для техникума в 60 человек.
— подготовительной школы — 120 человек.
Решения в те годы принимались не ради красного словца. Сказано — сделано. Сначала училище разместили в здании Самаровской начальной школы. А летом того же года уже началось строительство специального двухэтажного деревянного здания на улице Комсомольской. Осенью 1933 года в нем разместились классы для двух учебных групп, общежитие для учащихся, столовая и актовый зал.
Создание педучилища в национальном округе по своей значимости стоит в ряду тех исторических событий среднего Приобья, которые имели глубочайшие, необратимые последствия. Оно дало мощнейший толчок к распространению всеобщей грамотности, приобщению коренного национального населения к культурному строительству. Это учебное заведение явилось также кузницей руководящих кадров для государственных и общественных органов. С самого начала его создания коллектив выдающихся педагогов готовил учащихся не только к учебно-воспитательной работе, но и к общественной деятельности. Уже со второго курса проводилась пионерская педпрактика. На третьем курсе ребята под руководством педагогов организовывали ликбезы, десятидворки, где занимались ликвидацией безграмотности среди взрослого населения, устраивали громкие читки газет с разъяснением текущей политики. В годы Великой Отечественной войны учителя и учащиеся занимались распространением военных займов, в сборе денежных средств на строительство военных самолетов (эскадрильи “Омский комсомолец”), танковой колонны (“Народный учитель”). В летние месяцы учащиеся всех курсов в своих селениях на местах вливались в состав комсомольских бригад и звеньев по заготовке рыбы, кормов для общественного животноводства. А осенью организованными самостоятельными группами выезжали в колхозы округа на уборку картофеля и овощей. Все это сочеталось с обязательным проведением культурно-воспитательной работы среди местного населения.
* * *
Когда обращаешься к событиям прошлого, всегда хочется вспомнить о тех людях, которые в ней действовали и творили. Золотыми буквами в историю народного образования округа должны быть вписаны имена первых директоров этого учебного заведения: Пестова Степана Филипповича (1932-1936 гг.); Игнатова Игоря Петровича (1937-1941 гг.); Бельской Инны Андреевны (1941-1944 гг.); Величко Георгия Тарасовича (1944-1967 гг.). Из учителей и выпускников педучилища прошли дорогами Великой Отечественной войны Боголюбов А.А., Величко Г.Т., Лыжин В.И., Хамзаров П.Я., Иванов И. А.
К концу сороковых годов прошлого столетия учительский состав начальных классов округа уже наполовину состоял из выпускников Ханты-Мансийского педучилища. А к средине пятидесятых округ полностью обеспечивал себя этой категорией кадров. Из бывших выпускников, прошедших жизненную школу, проверку моральных и деловых качеств, выросла целая плеяда руководителей окружного и всесоюзного масштабов. Среди них: М.Я.Савин, работавший первым секретарем окружного комитета партии, депутаты Верховных Советов СССР и РСФСР Х.П.Пухленкина, А.Г.Григорьева, Р.Н.Ядрышникова. Активными общественными и государственными деятелями в 50-60-е годы были В.И.Аренхов, У.Н.Зуева, В.М.Кумышев, И.А.Никитин, А.М.Сенгепов, Л.А.Конев, Т.А.Голошубина.
(фото2)Многие выпускники более позднего периода также стали известными людьми. Н.П.Барышников прошел большую школу партийной работы. Четыре созыва избирался депутатом Тюменской областной Думы. В этом статусе он рекордсмен региона и поныне действующий парламентарий области. Е.Д.Айпин, член Союза писателей России, был первым полномочным представителем Президента РФ в Ханты-Мансийском округе. Сегодня занимает ответственный пост заместителя председателя окружной Думы. Л.П.Переплеткина (Кузьмина) 35 лет посвятила творческой деятельности на Тюменском телевидении. Является заслуженным работником культуры РФ.
* * *
Особого уважения и общественного признания заслуживают выпускники педучилища, отдавшие десятки лет обучению и воспитанию подрастающего поколения. Выпускница педучилища 1945 года, отличник просвещения, заслуженный учитель школ РСФСР А.Т.Коробинцева без малого четыре десятка лет трудилась на ниве просвещения родного округа. Она известна здесь не только как талантливый педагог и методист, но и как мастер художественного слова. Алевтина Тимофеевна помимо педагогической деятельности много лет выступала в народном театре, была диктором окружного радио. Ее учителем по русской словесности был эвакуированный в годы войны из Москвы Пересветов Евгений Павлович, у которого в Вахтанговской студии учился знаменитый киноактер и артист театра М.А.Ульянов. А уроки сценического мастерства ей давали артисты Киевской оперетты — Косьяненко, Турская и Хмельницкий.
Эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева представители творческой интеллигенции вообще очень благотворно повлияли на учащихся педучилища, да и на многих других жителей окружного центра и близлежащих селений. В окружном Доме народного творчества они ставили благотворительные спектакли и концерты, проводили лекции и беседы о великих русских художниках, писателях, композиторах. Время было трудное и голодное, но духовно насыщенное. Учащиеся педучилища, как губки, впитывали в себя веяния высокой культуры. Может быть, именно поэтому то поколение выпускников несет в себе какие-то особые, неповторимые черты. Неиссякаемую энергию, жизнелюбие и творческое начало до сих пор передает окружающим выпускница 1946 года Мария Федоровна Шадрина (Липатникова). Марийке (так звали ее друзья) шел восемнадцатый год, когда она была направлена учителем в национальную школу в отдаленный уголок Березовского района — в деревню Хангакурт. Для детей манси на период учебы она становилась не только учителем и воспитателем, но и их мамой. Каждую осень на верткой лодочке-калданке она собирала детей с летних стойбищ и свозила в малокомплектную школу. Сейчас даже трудно представить рискованность этих мероприятий. Но ее к этому морально готовили в педучилище. (фото3)В этих экстремальных условиях окончательно сформировался ее характер, укрепилась уверенность в правильности избранной профессии. Преданность этой профессии подтвердилась всей ее жизнью. И наверняка не случайно она позже стала преподавателем сначала Ханты-Мансийского педучилища, а затем одного из педколледжей города Тюмени. В тридцать лет была удостоена звания “Заслуженный учитель школ РСФСР”. Мария Федоровна и сегодня тесно связана с коллегами. Она возглавляет совет ветеранов Тюменского педколледжа, кроме того, ведет большую общественную работу в землячестве “Югра”.
Традиции преемственности поколений педагогов Ханты-Мансийское педагогическое училище (ныне колледж) соблюдает на протяжении всей своей истории. Его преподавательский состав периодически пополняется своими выпускниками. В разные годы здесь работали и творили А.И.Бронникова (Лукошенко), В.Т.Павлов, Т.А.Голошубина, Н.Я.Башмакова, О.П.Шадрин, Л.Г.Мотошина, В.П.Костерин, В.А.Щербаков. В трудный, переломный период реформирования системы народного образования (с 1978 по 1985 годы) это учебное заведение возглавила его выпускница Альбина Михайловна Макеева. Она заканчивала учебное заведение двумя годами позже меня. И, когда я ее встретил в 1983 году в Ханты-Мансийске, узнал, что она рулит этим норовистым и характерным кораблем, где каждый преподаватель — это творческая личность, я был приятно удивлен и порадовался ее успехам в педагогической деятельности. Она выглядела, как и прежде, очень энергичной и прелестной, но к косицам глаз уже устремились чуть заметные предательские стрелочки морщинок. “А где же мужчины-педагоги?” — с упреком подумал я...
Прошло ровно 50 лет с той поры, когда я впервые вошел в это учебное заведение. За эти годы здесь многое изменилось. Контингент учащихся увеличился в пять раз. Училище сегодня готовит учителей по семи специальностям. Многократно расширилась материальная база. И, конечно же, в профессиональном плане поднялся уровень преподавательского состава. Сегодня здесь работают 2 доктора наук, 4 кандидата, 5 заслуженных учителей школ РФ, 28 отличников просвещения. В канун 75-летнего юбилея училища я желаю им и всем учащимся творческих успехов, а ветеранам-выпускникам — здоровья и оптимизма. Пусть на многие годы нас сопровождает память о своих друзьях и товарищах по педучилищу, о любимых педагогах, о той неповторимой атмосфере дружбы и товарищества, которые нас окружали.
Август 2007 года, г.Тюмень.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"