9 июля 2025     

Общество   

Мама генерала КГБ

В маленькой чистенькой квартирке Любови Кирилловны Иваненко светло и уютно. Каким-то странным образом здесь переплелись деревенский уклад и элементы технического прогресса. Домотканые половички, вышитые гладью наволочки, самодельный ковер и радиотелефон, цветные фотографии, выстроившиеся на книжных и посудных полках.
— Проснусь утром, а на меня глядят родные, любимые лица, — делится Любовь Кирилловна, — сразу на душе теплей. И не чувствую себя одинокой. Вот моя любимая внучка Настенька, я ее по сути вырастила. На этих фотографиях — дочери и сынок.
Сын Любови Кирилловны — не только гордость семьи, но и регионального управления ФСБ РФ по Тюменской области. Виктор Валентинович Иваненко, пожалуй, единственный из наших земляков, который достиг таких высоких служебных вершин.
В мае 1991-го Иваненко был назначен первым заместителем председателя КГБ СССР, а с ноября того же года возглавил всю службу государственной безопасности страны. Сейчас он генерал-майор в запасе. Дело, которым занимается, устремлено в будущее и неразрывно связано с его детской мечтой. Арктическая торгово-транспортная компания, которую возглавляет Виктор Валентинович, выпускает экранопланы — принципиально новый вид летательных аппаратов.
Небо влекло генерала с того самого дня, когда в ишимскую деревню Кольцовка прилетела весть: человек полетел в космос. Виктору в том году исполнилось 14 лет, и он уверял родителей:
— Буду, как Гагарин...
(фото3)Цель намечена. И он усиленно начал заниматься спортом: закалял тело, укреплял дух, старательно учился, особое внимание уделяя точным наукам. И, получив аттестат, поехал в Оренбург, в летное училище. После “центрифуги” военный врач огорчил:
— В космонавты тебе дорога закрыта. Слишком резко повышается кровяное давление. Ищи себе другой путь в жизни, сынок.
Расстроенный Виктор вернулся домой лишь на одну ночь, повидаться с родителями, успокоить их. А на другой день он уже был в Тюмени, в приемной комиссии только что открывшегося индустриального института.
Вспоминая тот год, Любовь Кирилловна и сейчас удивляется: как сочетались в ее первенце мягкость характера и упорство, послушание и настойчивость. Он никогда не грубил родителям, искренне любил сестренок и заботился о них, охотно выполнял любую домашнюю работу, но, когда дело касалось его увлечений, был тверд и непоколебим.
В подростковом возрасте Виктор мечтал о мотоцикле, и когда наконец ему его купили, был необыкновенно счастлив. Привезти, увезти какой-нибудь груз, доставить на станцию родственников или знакомых — об этом Витю не надо было просить два раза. Он вмиг на своем “коне”.
Родители не могли нарадоваться на сына. Им, познавшим в детстве голод и холод, хотелось, чтобы дети не ведали нужды, росли в достатке. Потому и работали они с рассвета до заката, держали скотину, огород, картофельную “плантацию” чуть ли не до горизонта. Накосить сена, сделать запасы на зиму себе и животным, заготовить дрова — только тот, кто всю жизнь провел в деревне, знает, как это нелегко.
(фото2)Любовь Кирилловна вспоминает:
— Родители мои, Мария Лаврентьевна и Кирилл Маркович, в 1914 году бежали во время Первой мировой войны с польской границы. Сначала — до Рязани, где их приютили родственники, а потом до станции Вагай, где тоже жили родные. Во время странствия похоронили дочку, а с мальчиками приехали сюда, в Сибирь. Я уже тут родилась в 22-м году, а после меня на свет появились две сестры и брат. Вот какая семья была! Папа стрелочником на разъезде работал, мама домовничала. Туго пришлось, когда в колхозы стали загонять. Хорошо помню, мне тогда семь лет исполнилось. Папа нас в школу на лошади возил. Ему велели отдать в колхоз и лошадь, и корову. Отдали... И пришел голод. Младшая сестричка умерла, братик болел тяжело, еле выходили. Мама в колхозе за “палочки” (трудодни) работала, а мы дома одни мал мала меньше. И как выжили?!
...Выжили. Потому что трудились не покладая рук, крепко любили друг друга. Старший брат Иван даже поступился личным счастьем, долго не женился: помогал родителям поднимать малышню. После седьмого класса он учительствовал, потом трудился на железной дороге. Степан рано выучился на тракториста, Филипп окончил ФЗО и тоже работал для семьи. И вроде бы жизнь наладилась, как вдруг новая беда: война.
Старшие братья ушли на фронт. И все трое сложили свои головы за Отечество. Иван — под Москвой, Степан — под Старой Руссой, а танкист Филипп — где-то на Белорусском фронте. Бережно хранит Любовь Кирилловна копию картины художника Шишкина “Рожь”, мастерски выполненную Филиппом до войны. Был у брата художественный дар, необыкновенный, да развиться не успел.
Передний угол комнатки Любови Кирилловны украшает этажерка, доставшаяся от старшего брата. Тоже память. Да, каждая вещь в этой квартире напоминает хозяйке о том или ином событии в ее жизни, хранит тепло родных рук. Будь то письма с фронта или пожелтевшие от времени фотоснимки, кружевные салфетки или детские игрушки.
Все долгие тяжелые годы войны эта маленькая худенькая женщина проработала на тракторе, сменив брата, ушедшего на фронт.
— Да разве я одна? — мягко улыбается Любовь Кирилловна. — Многие мои сверстницы сели за рычаги. Таскали плуги, бороны и сеялки, возили удобрения и корма. Плакали от бессилия, стараясь завести заглохнувший мотор, валились от усталости в борозды и там засыпали. Мне-то еще повезло: я одну зиму “отдыхала” — на курсах бригадиров училась. А девчонки были на лесозаготовках, хватили лиха.
Кончилась война, начали возвращаться в деревню мужики, сменили девчонок на самых тяжелых работах. Любашу поставили кладовщиком. Выбирать не приходилось: куда назначат, там и работай. Но от кладовщика требовалась исключительная честность.
В 1946-м, отвоевав на Западном фронте и захватив Японскую кампанию, вернулся Валентин Иваненко. Они с Любой росли вместе, на одной улице, и у них как-то само собой родилось большое и светлое чувство. Вскоре они поженились. И свою девичью фамилию Иванчук она сменила на Иваненко. А через год родился Витя — будущий генерал. Через три года — Ниночка, а еще через пять — Танюшка. Эту, последнюю, отец особенно баловал, словно чувствовал, что не придется ему долго радоваться на детей, что не дождется он внуков-правнуков.
Поднимая на ноги своих детей, Любовь Кирилловна успевала и о чужих заботиться. Из кладовщиков перевели ее заведовать яслями. И 15 лет отдала она этой работе. Приняв от родителей шестимесячных малышей, она пестовала их до школы, причем так самозабвенно, что ни у кого никогда не возникало к ней претензий. В ее трудовой книжке не осталось места для записи благодарностей.
Осень 1972 года для Любови Кирилловны окрасилась в черный цвет. Один за другим ушли из жизни отец, муж и свекор. Похороны каждый месяц. Дочери — студентки. Их обувать, одевать, учить надо. Помогал Виктор. Обе его сестры окончили тюменские вузы и связали свою жизнь с Севером. Нина — инженер-строитель. Ее второй родиной стал Нефтеюганск. Татьяна — педагог, 25 лет прожила на другом берегу Оби, в Сургуте.
А Виктор... Его, выпускника электротехнического факультета индустриального института, сразу отобрали для службы в Управлении КГБ. От оперативного уполномоченного он поднялся по служебной лестнице до заместителя начальника областного управления. Разработав свою систему мер по контрразведывательному обеспечению топливно-энергетического комплекса, Виктор Валентинович успешно внедрил ее в жизнь и был награжден орденом Красной Звезды.
А потом последовал перевод Иваненко в Центральный аппарат КГБ СССР. Там он стал инициатором масштабной проверки органов военной контрразведки. Интеллигентный и мягкий в общении с людьми, он становился принципиальным и непреклонным, если дело касалось нарушений закона или халатности. Его уважали за деловитость, предельную честность и порядочность. Он ни разу никого не наказал зря.
Уже 20 лет Виктор Валентинович — москвич. Там, в столице, повзрослели его дочери, там появились внуки. Но душа, кажется, осталась в Тюмени. Когда он приезжает сюда навестить свою дорогую мамочку, его могучая фигура заполняет все пространство крохотной квартирки. Не один раз уговаривал Любовь Кирилловну перебраться к нему, в просторный, комфортабельный дом, но она непреклонна. Съездила к сыну в гости, посмотрела обновленную временем столицу — и решительно ответила: “Нет!”
В свои 85 лет она подвижна, деятельна, общительна. Конечно, возраст дает о себе знать, временами обостряются недуги. Тогда на помощь приходит дочь Татьяна, недавно перебравшаяся в Тюмень, и подруги-соседки, в большинстве своем вдовы чекистов.
И совет ветеранов РУ ФСБ не обходит вниманием Любовь Кирилловну. Так что жизнью она довольна. Довольна детьми и внуками. Один из них сейчас служит на Северном Кавказе, и о нем особое беспокойство. Но Любовь Кирилловна верит: все будет хорошо.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"