1 октября 2020     

Общество   

Игорь Найдин: "Нам не тесно в рамках классической музыки!"

СПРАВКА “ТИ”. Год и место создания: 1944. Московская консерватория, класс камерного ансамбля проф. М.Териана. Первый состав: Ростислав Дубинский, Нина Баршай, Рудольф Баршай, Мстислав Ростропович, вскоре вместо него — Валентин Берлинский, играющий в квартете по сей день. Сотрудничали: с Генрихом Нейгаузом, Марией Юдиной, Львом Обориным, Давидом Ойстрахом, Святославом Рихтером, Дмитрием Шостаковичем, Альфредом Шнитке. Репертуар: около 400 произведений, в том числе все квартеты Бетховена, Шостаковича, камерные сочинения Брамса, Рахманинова, Чайковского, Бриттена, Хиндемита, Шимановского. В Тюмени играли: народный артист Армении Рубен Агаронян (1 скрипка), народный артист России Андрей Абраменков (2 скрипка), заслуженный артист России Игорь Найдин (альт), заслуженный артист России Владимир Бальшин (виолончель).

23 сентября в Тюменской филармонии концертом Государственного квартета имени Бородина в двадцать первый раз открылся фестиваль искусств “Алябьевская осень”.
Редкий алябьевский фестиваль обходится без живой музыкальной легенды. На сей раз в этой “номинации” выступили “бородинцы”. Прославленный коллектив впервые за 62-летнюю историю своего существования посетил Тюмень.
У квартета (как жанра музыкального) за плечами более чем двухсотлетняя европейская традиция, и всякий уважающий себя композитор воздал ему посильное творческое должное. Но при этом квартет и по сей день выглядит причудой, дерзновенной попыткой человеческого гения расслышать “гармонию сфер” в соединении четырех ярких индивидуальностей!
(фото2)На пресс-конференции перед концертом Рубен Агаронян и Игорь Найдин.
Р.А.: Понимаете, схожесть тембров четырех струнных инструментов таит в себе особую сложность. Наша задача — бесконечно оттачивать мастерство и совместность исполнения настолько, чтобы квартет звучал как единый организм. Добиться этого, поверьте, достаточно сложно. Это подобно труду ювелира, который оттачивает драгоценный камень для того, чтобы тот засверкал всеми гранями...
И.Н.: Мы стараемся заниматься как можно чаще, ведь квартету необходимо репетировать больше даже, чем солисту. У тебя все может быть готово, но без чувства партнера трудно добиться каких-то результатов. Квартет считается самым трудным видом камерного музицирования.
Р.А.: В квартете во время исполнения требуется максимальная концентрация внимания. Необходимо в равной степени слышать и себя самого, и своих коллег, любого, кто находится перед тобой, по правую или по левую руку. Каждые несколько тактов ты либо аккомпаниатор, либо — солист. Это очень тяжелый труд...
У русского уха отношения с “заморской” серьезной инструментальной музыкой складывались столь напряженно, что первые квартетные опыты русских композиторов появляются не ранее второй половины XIX века. Зато несколько поколений советских композиторов с лихвой восполнили этот пробел в отечественном камерно-инструментальном саунде. Немало партитур — А.Александрова, С.Цинцадзе, В.Шебалина, М.Вайнберга, Ю.Левитина, Д.Шостаковича, С.Прокофьева — посвящены “бородинцам” и впервые исполнены ими в России и за рубежом.
На пресс-конференции перед концертом Игорь Найдин и Рубен Агаронян.
И.Н.: Нам не тесно в рамках классической музыки, потому что произведений для квартета — океан. И ансамбль отнюдь не чурается современной музыки, обращаясь время от времени к чему-то новому. Но это бывает нечасто. Есть такое негласное разделение во всем мире: музыку современных композиторов играет молодежь. В свое время и квартет Бородина будучи молодым переиграл море современной музыки, большая часть из которой ушла. Ростропович говорил: “Для меня написано больше 100 произведений, из них я возвращался не более чем к 20".
Р.А.: Далеко не все современные произведения выдерживают испытание временем. И далеко не все играются после премьеры. Это — нормальный, естественный отсев. Вообще мне кажется, что, когда в составе квартета музыканты четырех поколений, определенный баланс традиций и современных веяний будет поддерживаться. Важно еще и то, что все участники квартета, которые играли в нем с момента создания, принадлежат к одной скрипичной школе, все без исключения — выпускники Московской консерватории. Одна и та же направленность, круг педагогов... Может быть, поэтому в квартете никогда не было проблемы “отцов и детей”. Отсюда и феномен долголетия, отмеченный в Книге рекордов Гиннесса!
С искусством камерного ансамбля тюменцы знакомы: в разные годы участниками фестиваля были Моцарт-квартет, Государственный квартет имени Глинки. Но за все двадцать лет существования “Алябьевка” ни разу не открывалась так негромко и... академично! И ни разу квартет не собирал хорошо заполненный, отнюдь не камерный зал. Тишину, пронизанную внимательным чутким слушанием и сопереживанием, установившуюся на концерте “бородинцев”, можно считать весомой заслугой Тюменской филармонии, сформировавшей у нашей публики вкус к хорошей музыке.
На пресс-конференции перед концертом Игорь Найдин и Рубен Агаронян.
И.Н.: На наших концертах случайных людей не бывает. Можно “забрести” на оперу, симфонический оркестр, но на квартет — исключено! Наши слушатели — самые образованные и интеллектуальные. Возможно, их не так много, но жанр наш камерный: он не рассчитан на тысячи!
Р.А.: Мы выходим на сцену в черных смокингах, застегнутые на все пуговицы, садимся, раскладываем ноты и... начинаем творить классическую музыку! И, несмотря на новомодные веяния, честно говоря, не видим особой нужды в “видеоряде”, в элементах шоу. Музыка должна говорить сама за себя. А если она кому-то не скажет ничего, то этот человек на наш концерт больше не придет. Зато другие останутся!
Для знакомства с тюменскими слушателями “бородинцы” избрали сугубо классический репертуар: Квартет А.П.Бородина — своего “патрона”, Три пьесы для струнного квартета И.Ф.Стравинского и 10-й квартет Л.Бетховена.
После первых же аккордов, взятых легендарным коллективом, душа наполнилась живой и глубокой радостью от того, что для “бородинцев” пребывание в традиции естественно, как дыхание. Они не декларируют традиционные ценности национального искусства, но это подчеркнутое отсутствие любых, почти агрессивных намеков на “актуальность” — броскости, взвинченности, сенсации — говорит само за себя.
Невероятная слаженность ансамбля, идеальный строй, тщательно выверенный баланс звучания, ни малейшего намека на неоправданные контрасты темпов, динамики (признак безупречного вкуса и хорошей школы)... Можно долго перечислять достоинства квартета, но совершенно невозможно описать чувство причастности к божественной гармонии, рождавшейся из совместной игры четырех музыкантов.
Не последнюю роль в необыкновенном звучании квартета сыграло качество уникальных коллекционных инструментов работы известных итальянских мастеров, которые “бородинцы” арендуют у государства. На встрече с журналистами музыканты посетовали на то, что в советское время их трудно было получить, приходилось долго объяснять, кто ты и зачем тебе инструмент. Сейчас это не проблема, но содержать инструменты становится все труднее.
“Алябьевка”, как всегда, оправдав ожидания, принесла первые неизгладимые впечатления от встречи с вечно юной классикой.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"