28 марта 2024     

Общество   

Шопен, Моцарт и жестокий романс...

На прошлой неделе гостями фестиваля искусств “Алябьевская осень” стали солисты, лауреаты международных конкурсов Фредерик Кэмпф (Англия), Алена Баева (Москва), Лариса Луста (Санкт-Петербург). Все они молоды, одинаково неизвестны в Тюмени. Но покорили тюменскую публику — каждый по-своему!
“Игра на рояле для меня — до сих пор хобби...”
Четверть века назад, когда родители на Рождество подарили маленькому Фредди дорогое игрушечное пианино, никто не подозревал, что мир в одночасье потерял в его лице будущего чемпиона “Формулы-1" и Уимблдона. И сегодня, гоняя на классных машинах по немецким автобанам, бегая на марафонские дистанции и мчась по лыжне, повзрослевший Фредерик ничуть не жалеет, что игра на рояле была и остается главным ”хобби" его жизни.
25 сентября лауреат Международного конкурса имени Чайковского, пианист Фредерик Кэмпф играл на сцене Тюменской филармонии произведения Баха, Шопена и Рахманинова.
Программа фортепианного вечера была составлена по принципу “лед и пламень”. На встрече с журналистами музыкант пояснил, что произведения Баха ему было интересно сыграть на современном рояле, которого сам автор никогда не слышал. А сонаты Шопена и Рахманинова настолько взаимосвязаны, что он их воспринимает как единое целое.
Если честно, то Партита ми-минор Баха, рождавшаяся из-под пальцев Кэмпфа, ничего кроме протеста не вызывала: странные rubato, торопливые, не всегда внятные украшения, “рвущие” музыкальную ткань, гулкие аккорды, сменявшиеся вдруг отчетливой суховатой артикуляцией каждого звука... Эклектика на грани домашних экзерсисов.
Зато в Чаконе ре-минор (оригинал Баха — для скрипки соло) пианист развернулся во всю мощь громоздкого, “пальцеломного” переложения Бузони. Помпезный парафраз был ему явно ближе, чем баховский Urtext! С невероятным энтузиазмом Фредерик обрушивал в замерший от восхищения зал колоннады аккордов и потоки рамплиссажей, патетически провозглашал тему, которую его пальцы безошибочно отыскивали в дебрях бузониевской фактуры. Слушатели, до глубины души потрясенные библейским пафосом Чаконы Бузони-Кэмпфа, проводили музыканта овацией.
Во втором отделении вдруг выяснилось, что английский пианист совершенно свободно владеет музыкальным языком романтиков. Более того, этот язык и есть по-настоящему родной для него. Он играл b-moll’ную сонату Шопена так, что, казалось, произведение на глазах обновляется, очищается от наслоения исполнительских штампов, пусть даже и освященных великими именами и великими традициями.
(фото2)Фредерик Кэмпф беседовал с Фредериком Шопеном так, будто был один в зале. Родство этих чистых душ — через столетия! — стало подлинным открытием нынешнего фестиваля.
Поющая скрипка Алены Баевой
Гвоздь программы 26 сентября — скрипачка Алена Баева, выступившая с оркестром “Камерата Сибири” под управлением маэстро Антона Шароева. Нет, конечно, не обошлось без опасений со стороны меломанов: к нам едет вундеркинд, закаленный с детства в конкурсных баталиях, чья виртуозная игра отмечалась неоднократно специальными призами... А вдруг из разряда современных “молотобойцев”, энергичных и азартных?
Яркая восточная красавица, гибкая, стройная, таящая взрывной темперамент, стремительно вышла на сцену, подняла скрипку и... слилась с ней в единое целое.
Прекрасный, летящий звук наполнил огромный зал и первое впечатление от этого было просто ошеломляющим. Скрипка Алены не звучала, не играла, она именно пела чистым, теплым, хорошо “поставленным” голосом. К большому сожалению слушателей, солистка сыграла всего лишь одно произведение. И не столько насытила, сколько заинтриговала своим искусством: если Моцарт в ее исполнении такой живой, объемный, “телесный”, то как будет звучать современная музыка, романтики? А еще хочется послушать и Баха, и Бартока, и Чайковского в ее исполнении...
Маэстро Антон Шароев и оркестр “Камерата Сибири” порадовали своих верных поклонников совершенно свежими, “незаигранными” в Тюмени произведениями: Симфонией №5 Шуберта и Вариациями Аренского на тему хора “Был у Христа младенца сад” Чайковского.
“Экономика ничего не потеряла в моем лице!”
Вечером 27 сентября Концертный зал имени Ю.Гуляева был заполнен примерно на треть. А жаль. Потому что певица-актриса-конферансье Лариса Луста и пианист Михаил Аптекман разыграли настоящее действо, перевоплощаясь на глазах у публики в героев старинных романсов, “примеряя” мимоходом арии из мюзиклов, эстрадные и полуфольклорные хиты типа “Тумбалалайки”.
Заслуженный артист России Михаил Аптекман — пианист, концертмейстер Ленконцерта, позже — театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге. Выступал с Аллой Баяновой, Галиной Каревой, сотрудничал с композиторами Марком Фрадкиным и Соловьевым-Седым.
Гостью, кстати, ничуть не смутило то, что зал наполовину пуст, и пела она с такой искренностью и отдачей, как будто ее “заряжал” целый стадион зрителей.
На пресс-конференции после концерта Лариса Луста и заслуженный артист России Михаил Аптекман.
Л.Л.: Даже если бы здесь был один ряд слушателей, я пела бы также. Для меня это не работа — для меня это огромное удовольствие и радость, я не умею по-другому петь. В том и прелесть живого концерта: что произошло сейчас — неповторимо, никогда больше такого не будет. Артист, выходя на сцену, должен отдавать себя полностью и люди ответят ему тем же. Концерт — роман обоюдный!
М.А.: Лариса работает честно, не щадя себя. Считается, что так работать долго невозможно. Но есть все-таки артисты, которые нас убеждают в обратном: так, например, всю жизнь работал Райкин.
Мы познакомились с Ларисой на весьма представительном конкурсе “Весна романса”. Я там был членом жюри, если честно — спал... Выходили люди, которые не знали, что они поют и зачем. И вдруг на сцене появляется женщина сказочной красоты! Я немедленно проснулся и... испугался, что сейчас эта красавица откроет рот и... А было обратное: она запела с полным пониманием жанра и получила первую премию, но самое лучшее звание ей дали люди — “роскошная дива Санкт-Петербурга!”
Рецепт “сказочной красоты” и стройности Лариса и не думала скрывать: не есть столько, сколько хочется и постоянно посещать спортзал!
Что же до понимания сути жанра, то “романсовая” часть программы певицы была уникальна в том смысле, что сейчас, многие пытаются, но почти никто не поет так называемый “старинный романс”, как Лариса. Она органично продолжила традиции русской эстрады с ее блистательными именами Вари Паниной, Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Александра Вертинского, Тамары Церетели, Клавдии Шульженко, Изабеллы Юрьевой... Заметьте, никто из них не получил академического музыкального образования и не владел искусством академического bel canto!
Лариса Луста в романсах, кажется, забыла, чему ее учили в консерватории: пела открытым звуком, переходила на мелодекламацию, приплясывала, эффектно заламывала руки, шептала с придыханием — все по законам жанра!
На пресс-конференции после концерта Лариса Луста.
Л.Л.: Старинный бытовой романс для меня открыл Михаил Аптекман. Встречу с этим удивительным музыкантом я считаю самой большой наградой на конкурсе! И вот благодаря ему я стала постепенно уходить от строгого академизма, от bel canto, стала чувствовать себя свободнее в жанре. Но психологически это было невероятно трудно! Я боялась разрушить систему звукоизвлечения, которую так долго, годами, выстраивали педагоги, и приходилось себя перебарывать. Весь репертуар мы сделали вместе с Михаилом, он открыл для меня многие романсы.
Пианист Михаил Аптекман — полноправный участник выступления певицы. Скажу больше: от его искусства импровизации, его умения моментально и безошибочно схватывать настроение романса, певицы, слушающего зала наполовину зависит успех концерта.
Тюменцы провожали певицу и пианиста цветами, овацией, криками “браво”. Та самая “треть” Концертного зала имени Юрия Гуляева аплодировала, как целый стадион.

Лариса Луста — украинка по национальности, выпускница Санкт-Петербургской консерватории по классу вокала (до этого — экономист), лауреат всероссийских и международного конкурсов, обладательница специальной премии Болонского музыкального фонда (Италия). Работает в жанре crossovera, предполагающего смешение стилей и направлений.

Алена Баева родилась в 1985 году, в Киргизии, в семье музыкантов. Учиться игре на скрипке начала с пяти лет в Алма-Ате, дебютировала с оркестром — в шесть лет. Выпускница Московской государственной консерватории (класс проф. Э.Грача). Лауреат международных конкурсов в Новосибирске (1995), Германии, Польше, Японии (2007), в том числе — имени Г.Венявского (Познань), имени Паганини (Москва), имени королевы Елизаветы (Брюссель). С 2001 года — солистка Московской филармонии. Стипендиат Фонда скрипичного искусства и фонда М.Ростроповича. Играла на инструментах работы Страдивари, Руджери, Танони.

Фредерик Кэмпф родился в 1977 году в Лондоне, в семье служащих. Дебютировал в возрасте 8 лет в качестве солиста с Лондонским филармоническим оркестром. Началом международного признания считает присуждение третьей премии на конкурсе им. П.И.Чайковского в Москве. Один из самых ангажированных молодых музыкантов современности, Кэмпф играл в залах Зальцбурга, Вены, Цюриха, Милана, Лондона, Токио. Сотрудничает с симфоническими оркестрами Англии, Германии, России, США.
Наиболее сильные впечатления связаны с искусством Горовица, Гилельса, Рихтера, с музыкой Чайковского и Рахманинова.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"