25 мая 2025     

Общество   

Селу нужен сильный учитель!

С Александрой Ивановной Краснояровой мы познакомились еще летом, во время экспедиции в Сладковском районе. Искали старинные книги для библиотеки Тюменского госуниверситета, а нашли необычного человека, имя которого впору в энциклопедию заносить! Впрочем, наша героиня уже “запечатлена” в “Большой Тюменской энциклопедии” и награждена многочисленными почетными и губернаторскими грамотами.
Заслуженный и уважаемый односельчанами учитель, отличник народного просвещения, всю жизнь Александра Ивановна посвятила работе в Сладковской районной школе, преподавала любимые предметы — русский язык и литературу. Сейчас учительница на пенсии, но бывшие школьники, как и раньше, помнят и любят ее, поздравляют с праздниками и просто навещают — делятся радостями и горестями. Своими учениками Красноярова гордится: пятеро из них стали литераторами, двое дослужились до звания полковников... да и все другие в люди вышли.
Живой разговор с Александрой Ивановной завязался сразу. Интересно было узнать в первую очередь о деле всей жизни — преподавании в школе.
— Что самое главное в работе учителя-словесника?
— Много знать, интересно рассказывать, путешествовать. Особенно важно посещать литературные места, чтобы лучше понять и почувствовать мысли писателей, произведения, которые они создавали, живя в разных уголках нашей земли. Для того чтобы осмыслить художественный мир, нужно не просто читать книгу, а представлять, что повлияло на создание тех или иных образов, какими были окружение, люди, бытовые условия, личные предметы писателей... поэтому важно посещать музеи.
— И где вам удалось побывать?
— В Доме Пушкина, саратовской усадьбе-музее Чернышевского, на Мамаевом и Малаховом курганах, где рождались “Севастопольские рассказы” Л.Н.Толстого. Была на могилах Есенина, Галины Бенеславской, Высоцкого. Особенно запомнился мне Бахчисарай. Кстати, почему-то всегда представляла бахчисарайский фонтан огромным, вздымающимся к небу, и как была разочарована, когда увидела маленький, с пятью лепестками, фонтанчик-цветочек, из глаза которого капала скупая мужская слеза хана Гирея...
— А со своими учениками вы выезжали куда-нибудь?
— К сожалению, такой возможности не было, но я всегда рассказывала им о своих путешествиях, показывала открытки, фотографии памятных литературных мест.
— У каждого учителя есть свои любимые приемы, способы ведения уроков. Как вы приобщали детей к классической литературе?
— Я любила проводить различные творческие уроки, на которых учащиеся читали стихи, ставили сценки. Часто, перед тем как начать изучение художественного произведения, показывала ученикам фильмы, снятые на основе сюжета книг, которые ребята должны прочесть. Мне хотелось дать не просто знания, а пищу для души и ума. А как усвоен материал, я проверяла с помощью зачета. Напишу на доске, к примеру, десять характерных черт того или иного героя, а ребята должны вспомнить, из какого произведения этот персонаж. Один ученик отвечает, а потом сам принимает зачет у другого. Так дети лучше усваивают, надолго запоминают материал. Помню, одна из моих учениц поступила в Омский мединститут, отлично сдав вступительный экзамен по русскому языку и литературе (наш предмет и в медицине порой востребован!). Так она меня потом все благодарила: “Александра Ивановна, большое вам спасибо! Я сочинение по ”Судьбе человека" на пять написала! Пишу его и словно вижу вашу доску, на которой все основные черты героя обозначены. Мое сочинение признали самым лучшим!" Слышать такое, конечно, приятно.
— На ваш взгляд, сегодня учителем работать сложнее, чем, скажем, лет тридцать-сорок назад?
— Конечно, в настоящее время начитанность детей очень упала, грамотность заметно снизилась, что усложняет работу педагога. Присутствовала недавно на устном экзамене по литературе и наслушалась таких курьезных ответов! Например: “У Базарова в детстве была похоть, и она помогла ему во взрослой жизни. А родители Одинцовой не разрешали Базарову дружить с Одинцовой”. Когда же я попросила назвать главных героев тургеневского романа, то выяснилось, что зачастую наши ученики не могут их просто перечислить. Вот такие сегодня молодые читатели, хотя, конечно, встречаются и начитанные.
— Расскажите, пожалуйста, какую-нибудь интересную историю из школьной жизни.
— Был у меня такой случай... Ученик прогулял факультатив по математике. Я как классный руководитель вызываю его мать. Вместо родительницы приходит какой-то молодой человек, отчитываю при нем прогульщика, внутри все кипит, плакать готова, переживаю, а этот юноша-"родитель" стоит и улыбается. На следующий день спрашиваю своего ученика, кого он ко мне привел. Отвечает, что брата. “Откуда, — спрашиваю, — он у тебя взялся?” — “Из тюрьмы пришел”. — “Почему же он стоял и улыбался, когда у меня все внутри кипело?” — “А брат мне дома так сказал: ”Держись, Витька, этой учительницы, человеком будешь! Если бы на моем пути она встретилась, не попал бы я в тюрьму".
— И что, стал ваш прогульщик человеком?
— Стал. Сейчас он полковник, живет и работает в Москве. На будущий год уже сорок лет будет, как школу окончил, обещал непременно на встречу выпускников приехать. Это мой второй, самый любимый выпуск.
— Какой вы можете дать самый важный совет в воспитании ребенка...
— Быть справедливой! И хвалить, и наказывать за дело, по-честному. Очень важно беседовать, разговаривать с детьми, ведь любое непослушание связано с тем, что ребенок не понял учителя, его требований. Это правило я еще со студенчества усвоила, когда училась в Ишимском педучилище, а затем и пединституте (фамилия в девичестве у меня была Никулина). Я всегда была очень строгой, но никогда не унижала достоинства ребенка. На зачетах мучила, но на экзаменах помогала. И не было ни одного раза, чтобы кто-то не сдал мой предмет.
— Школа, наверное, забирала большую часть личной жизни?
— Да практически всю жизнь! Ведь, например, принимать зачет — значит не знать ни семьи, ни детей. И когда в сорок шесть лет я потеряла мужа, лечила меня только школа.
— У вас есть свой секрет успешной, счастливой жизни?
— Нужно жить — не тужить,Никого не осуждать, Никому не досаждать —Вот мое почтение!
— Но ведь на жизненном пути встречаются трудности и люди, чинящие препятствия, как же “не тужить”?
— Плохих людей, по сути дела, нет, но самый большой человеческий порок, на мой взгляд, это зависть. А, впрочем, я пришла к выводу, что по жизни всегда рядом должен идти антипод, критик, который подмечал бы недостатки и заставлял тем самым тебя расти, не давая оступиться. Ну а если хотите быть в духе, нужно обязательно иметь какое-нибудь увлечение, приятное сердцу. Я вот, к примеру, уже тридцать лет пою в нашем сладковском ансамбле “Хор народной песни”. Цветы выращиваю, пишу статьи в местную газету про односельчан, работаю заместителем председателя ветеранской организации, наконец, детям и внукам помогаю. На пенсии — свои радости, хотя я очень тоскую по своим ученикам и никак не могу расстаться с преподаванием! Поэтому работать продолжаю — провожу занятия в вечерней школе.
Александра Ивановна подарила библиотеке Тюменского госуниверситета редкую книгу о Пушкине (1937 г.), которую ей передала “в наследство”, в благодарность за успешные уроки, методист Сладковского РОНО Нина Маурина.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"