25 мая 2025     

Общество   

Возвращение к истокам белорусских самоходов

В Тюменской области проживают представители 140 народов и национальностей. Украинцы, чуваши, белорусы... Оказавшись вдали от малой родины, они стараются сберечь свои традиции, язык. Как известно, народная культура хранится в легендах, сказаниях...
На Викуловской земле до сих пор звучат старинные песни белорусов. Исполняет их фольклорно-этнографический коллектив “Вячорки” (руководитель Валентина Матвиенко). Песни из репертуара народного ансамбля были записаны много лет назад у жительниц села Ермаки, откуда родом Валентина Дмитриевна.
(фото3)В июле 2007 года “Вячорки” выступили на Всероссийском фестивале-конкурсе самодеятельных творческих коллективов белорусских землячеств “Красота спасет мир”, состоявшемся в Москве.
— Наши земляки обошли коллег-соперников из Карелии, Башкирии, Дальнего Востока, других регионов и выиграли Гран-при, — рассказала Людмила Татаринцева, начальник отдела белорусской культуры ДНК “Строитель”. — Это дает право коллективу, имеющему множество дипломов международных, всероссийских, региональных конкурсов, выступать на Международном фестивале “Славянский базар-2008" в Витебске.
Удивительно трогательный, мелодичный сказ о том, как белорусы в конце XIX века пришли в Сибирь, их нелегкой жизни, тоске по родине “Вячорки” представили на праздничном концерте, посвященном закрытию Дней белорусской культуры, проходивших в Тюменской области с 1 по 6 октября.
В репертуаре “Россияночки”, вокальной группы из села Ермаки, тоже есть “самоходские” песни, которые пели еще лет сто назад.
— В суровом таежном краю переселенцы искали лучшей доли. В Белоруссии семьи были большие, земли не хватало. В Сибири ее давали бесплатно, вот и отправлялись сюда крестьяне, — заметила Людмила Васильевна. — Добирались они своим ходом (потому первых поселенцев и называют самоходами), по году, а то и по два. Мужчины выбирали место для деревни, ставили избы, несколько человек оставались присматривать за хозяйством, остальные шли за семьями, в Белоруссию. Возвращались с женами, ребятишками.
Первые самоходы, братья Крупниковы из Могилевской губернии, зарегистрированы в Тюменской области в 1886 году. Существует поверье, что дома они строили из осины, потому и небольшую деревню назвали Осиновкой. Здесь, вдалеке от города, до сих пор сохраняется древний обряд ношения иконы.
(фото2)— Каждый год в рождественскую ночь святыню передают из одной избы в другую, — пояснила собеседница. — Со стороны действо выглядит очень красиво. Икона с голубыми ставенками словно плывет над живым ручейком, который образуют коленопреклоненные селяне. Посмотреть на уникальный обряд приезжают из Сургута, Омска. Люди верят, что, если помолиться и посидеть под иконой в канун Рождества, это поможет решить многие житейские проблемы...
Икону привезли самоходы из Белоруссии в XIX веке. В начале прошлого столетия она сгорела, но была восстановлена в Омске. Только четыре года, с 1941 по 1945-й, старинный обряд не соблюдался. Во время войны икона стояла в хлеву, присыпанная навозом, к счастью, нисколько не пострадала. Ношение иконы в Осиновке возродили в конце 40-х годов. В небольшой деревушке — 47 домов. Только через 47 лет святыня вернется в первую избу.
Многие традиционные белорусские праздники были утрачены. Но мы пытаемся их вернуть. В селе Десятово Ишимского района прижились “гукання весны” и “багач”. Он отмечается по осени, когда убран урожай.
В давние времена люди ходили по деревне с большим лукошком, в центре которого стояла восковая свеча. Селяне понемногу, по жменьке, сыпали в корзину пшеницу, рожь — у кого что уродилось. Старики благословляли хозяев, пели обрядовые песни.
Лукошко с зерном, называемое, как праздник — “багач”, целый год находилось в какой-нибудь хате. Считалось, что “багач” приносит достаток и благополучие хозяевам, ведь собирали его всем миром. Обходя деревню, старцы словно очерчивали круг, защищающий жителей от бед, напастей, злых сил.
Один из самых любимых летних праздников — Иван Купала. Его не первый год проводит отдел белорусской культуры в Тобольске, Тобольском районе, у реки, приглашая ребят из оздоровительных лагерей. Главное развлечение на Купалу — прыжки через костер. Говорят, прыгая через огонь, можно укрепить здоровье, а влюбленным — проверить свои чувства.
Издавна в народе существует красивая легенда о папоротнике, зацветающем в ночь на Ивана Купалу. Цветок, распустившийся всего на миг, помогает найти зарытые в землю клады, заглянуть в будущее.
Поворожить немного можно и на рассвете, пустив по воде венок. Если он поплывет — девушке самое время готовиться к свадьбе, останется у берега — еще год в девках сидеть...
Именно через национальные праздники, песни белорусы возвращаются к корням, истокам. В течение нескольких лет в Десятово существует ансамбль “Веселка”, руководит которым Елена Антонченко. Со всей округи съезжаются на занятия ребятишки, причем не только белорусы.
В “Веселке” рады всем: если ребенок не умеет петь, он может научиться делать забавные игрушки из дерева, лоскутков ткани, соломки в кружке декоративно-прикладного творчества. Детям это очень нравится.
Белорусские песни в Тюмени поют даже шестилетние малыши. На открытии Дней культуры в ДНК “Строитель” выступали самые юные артисты — коллектив “Зернятки” из детского сада №176. Руководитель ансамбля Елена Гардубей три года поет в “Лянке”, исполняет и русские, и белорусские песни. Она сумела увлечь ребят: недавно в том же детском саду появился еще один коллектив — “Хвилинки”.
Клавдия Зуева, руководитель ансамбля “Лянок”, создала ансамбль “Родничок” в 70-й школе. Отдел белорусской культуры проводил здесь с ребятами национальные игры: “пора квасить капусту”, “слови козла” и другие. Описание старинных забав нашли в книгах, журналах.
На торжественной церемонии закрытия Дней белорусской культуры, совпавших в этом году с празднованием юбилея общественной организации “Беларусь”, руководители народных ансамблей, другие активисты были награждены почетными грамотами Тюменской областной Думы, благодарностями губернатора области, комитета по делам национальностей.
— Радует, что наш труд заметен, — призналась Людмила Татаринцева. — Но самое важное — за десять лет работы общества “Беларусь” и пять — отдела белорусской культуры ДНК “Строитель” удалось создать детские коллективы, значит, будет кому передать свои обычаи, традиции.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"