30 апреля 2024     

Общество   

Гимн русской музыке

Справка «ТИ»:
Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П.Осипова был основан в 1919 году. Им руководили братья Н. и Д.Осиповы, В.Смирнов, В.Гнутов, В.Дубровский, Н.Калинин. С оркестром работали такие выдающиеся дирижеры, как Н.Голованов, Н.Аносов, А.Гаук, Г.Рождественский, В.Дударова, В.Федосеев, сотрудничали лучшие представители русской вокальной школы Н.Обухова, Н.Нежданова, И.Козловский, С.Лемешев, И.Архипова, А.Эйзен, Л.Зыкина, Б.Штоколов, И.Богачева, Е.Нестеренко, З.Соткилава, Д.Хворостовский. Оркестр гастролировал в России, странах СНГ, США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии, Дании, Финляндии, Кипре, Греции, Новой Зеландии, Австралии.
С 1 января 2005 года оркестром руководит народный артист России Владимир Понькин.

Дирижер Владимир Понькин — уроженец Иркутска (1951). Окончил Горьковскую консерваторию по классу баяна, Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку по классу симфонического дирижирования у Геннадия Рождественского. С 1980 года проходил стажировку в Большом театре и работал в Московском камерном музыкальном театре. С 1982 по 1985 гг. — дирижер Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, с 1985 по 1987 гг. был главным дирижером Ярославского симфонического оркестра. В последующие годы (1987-1991) Владимир Понькин работал дирижером Государственного симфонического оркестра кинематографии. С 1990 по 2004 годы Владимир Понькин руководит Государственным симфоническим оркестром Московской филармонии. Активно гастролирует в Европе, Америке, Азии, Австралии. В настоящее время Владимир Понькин помимо оркестра имени Осипова является главным дирижером Центра оперного пения Галины Вишневской, театра «Геликон-опера», Кубанского симфонического оркестра. Профессор Московской консерватории. Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» — 2000, 2002 гг.

Начиналась нынешняя «Алябьевская осень» камерно, а закончилась триумфально: концерт Национального академического оркестра народных инструментов России им.Н.П.Осипова запомнится тюменцам как подлинный гимн русской музыкальной культуре с ее многовековыми традициями, неисчерпаемым мелодическим богатством, ее силой, мощью и красотой.
В первом отделении «осиповцы» показали переложения для русских народных инструментов симфонической и камерной музыки русских композиторов. Причем они не побоялись взять именно популярные произведения, которые на слуху у многих с детства. И не преувеличу, если скажу, что русская музыка в этот вечер открылась заново. Подумалось, что именно эти инструменты и должны исполнять «Богатырские ворота» Мусоргского, где домры и баяны зазвучали как строгий церковный хор, а tutti оркестра — как праздничный перезвон колоколов. «Волшебное озеро» Лядова засверкало неслыханными ранее оркестровыми красками, и мы (наконец-то!) услышали потаенную, символистскую основу лядовских сказок для оркестра. Когда же в конце первого отделения отзвучали последние аккорды «Половецких плясок» из оперы Бородина «Князь Игорь», зал устроил такую овацию, что дирижеру, чтобы остановить ее, пришлось заверить присутствующих в том, что второе отделение будет не менее интересным, чем первое!
И мы не разочаровались, потому что далее «осиповцы» блистали ансамблевым и сольным мастерством. В исполнении унисона балалаек прозвучал бессмертный корсаковский «Полет шмеля», причем виртуозность этой пьесы никто не заметил, настолько легко и безупречно она была сыграна. В «Элегии» Ж.Массне в исполнении унисона басовых домр слышалось (честное слово!) глубокое выразительное звучание шаляпинского баса, на века прославившего салонную пьесу французского композитора.
Казалось, сокровищница российских тембров в оркестре им.Осипова неисчерпаема: гусли простые и звончатые, старинные духовые инструменты, напоминавшие звучанием роговые оркестры, чистый звонкий голос солирующей балалайки, домра, «спевшая» алябьевского «Соловья», россыпь баянных переборов... А весь оркестр порадовал слушателей долгожданными «Коробейниками» и «Вечерним звоном» в мастерских переложениях В.Дителя и В.Гаврилова.
Искусство дирижера Владимира Понькина — тема отдельного разговора. Во всяком случае, его точный, скупой и прекрасный в своей целесообразности жест не оставлял сомнений в том, что масштабность мышления дирижера-симфониста Понькина, его тончайшее слышание оркестровых красок вывели прославленный коллектив на качественно новый, недосягаемый ранее уровень звучания. Ныне «осиповцы» успешно соперничают с классическим европейским оркестром, исполняя симфонический репертуар.
На встрече с журналистами Владимир Александрович сразу же и по-дирижерски решительно определил круг тем, актуальных для освещения в прессе: репертуарная политика оркестра, перспективы его развития, работа со слушательской аудиторией и планы подготовки коллектива к 90-летнему юбилею, который грядет совсем скоро — в 2009 году.
В.П: 90 лет — не 100! Но то, что сделано оркестром, — это выдающийся вклад в развитие культуры нашей страны. И оркестр нужно показать в самом блеске! Поэтому мы планируем на следующий год серьезное мировое турне и постараемся добиться такого звучания, какого еще не было!
С 2005 года мы начали заниматься буквально лабораторной работой над звуком. Это связано с поисками в области сонористики, в области новых тембровых красок оркестра, может быть, сольных штрихов, которые если и применялись в оркестре, то очень редко. Это сделает звучание более тонким и многогранным. Естественно, эта работа потребовала новой репертуарной политики. Я попытался убедить оркестр, что не надо бояться брать то, что кажется поначалу не слишком исполнимым. Главное — услышать эту партитуру, это сочинение в звучании именно осиповского оркестра. Такое представление о звуке, о том, как это должно быть, подвигнет на героические шаги, кажущиеся, может быть, даже странными. Ну, например, исполнение симфонических партитур — Чайковского «Испанское каприччио», которое оказалось на самом деле блестящим произведением именно оркестра народных инструментов... Или Первая и Вторая симфонии Чайковского — очень тонкие вещи и очень интересно звучат! Или «Весна священная» Стравинского...
Разговор подхватывает знаменитая гуслярша, народная артистка России Майя Ивановна Воронец.
М.В.: Владимир Александрович предложил нам исполнить Шотландский концерт Валерия Кикты для арфы с оркестром...
В.П.: Я предложил вам послушать! Понравится — исполним!
М.В.: ...И мы послушали раз, два, и чем больше слушали, тем больше нам это нравилось! Сделали переложение для гуслей и оркестра и с каждой репетицией открываем в этом концерте все новые и новые красоты. Ведь мы — люди творческие и работаем не за деньги, смысл нашей жизни в музыке, особенно, когда получается что-то вот такое необыкновенно интересное! Маэстро — наш учитель. И благодаря его смелости мы за эти два года сыграли такое множество интереснейших сочинений! И, знаете, он ведь не просто Чайковского взял — хочу и играю! — а потому, что эти симфонии на фольклорном материале сделаны. А фольклор в оркестре Осипова звучит совершенно особенно. И Чайковский, если бы был жив, написал бы Седьмую симфонию для оркестра Осипова!
В.П.: А для меня учителя — артисты оркестра, у которых я многому научился. Этот коллектив вообще занимает в моей жизни особое место, по той простой причине, что начинал я как баянист. Но продолжал как оперный и симфонический дирижер. Поэтому предложение занять пост руководителя осиповского оркестра было неожиданным. Я засомневался, многие говорили мне, признаюсь честно, зачем дирижеру с мировым именем народный оркестр? У вас и «Геликон», и класс оперного и симфонического дирижирования в консерватории — сфер приложения достаточно, не говоря уж о гастролях... Момент ностальгии какой-то сыграл роль, возможно. Вспомнилось трогательное из детства: Краснодар, где я созрел как музыкант, где ходил пешком по три с половиной километра с аккордеоном на спине, зарабатывая маленький рост, там еще живет моя мама, ей за 80...
Я согласился возглавить этот замечательный коллектив. Трудности есть, и они неизбежны, но стратегия развития осиповского оркестра, не сомневаюсь, правильная!
Слушательская аудитория — предмет особых забот Владимира Александровича.
В.П.: Слушателей сейчас очень не хватает. И одна из последних виновниц тому — перестройка. В начале 90-х была катастрофа: играли только кассовые произведения! Поэтому сейчас для нас главное — малышня! Начинать готовить слушателей лучше лет с четырех. У нас даже есть абонемент с интригующим названием: «Хочу стать дирижером». Дети выходят на сцену, пытаются дирижировать. Мы учим их слушать, насколько интересно и убедительно исполнено произведение... Этим обеспечиваем себе очень серьезно и глубоко понимающего и чувствующего музыку слушателя. Нас слушает очень много студентов-музыкантов, пожилых людей с определенными устоявшимися взглядами. Например, отыграли Первую симфонию Чайковского, вдруг из зала: «Липу вековую!» подавай или «Коробейников». Я говорю: «Мы, конечно, с удовольствием, но — в следующем отделении!» Молодежь, которая выросла в эпоху перестройки, когда оплевывали нашу страну и делали реверансы перед Западом, Штатами, потеряна для нас как публика, как слушатель. А та молодежь, за которую мы взялись сейчас, — наша. И она должна убедить, и убедит тех, что они не правы! Потому что любой американец гордится своей примитивнейшей «кантри-мьюзик», которую невозможно поставить рядом с любой из наших хороводных и плясовых песен, наши сложнее, интереснее. Мне много раз приходилось давать концерты в Штатах с симфоническими оркестрами. После репетиции, если музыканту нравится то, что делает дирижер, он хлопает по плечу: «Володья, итс о’ кей!..» А после концерта они уже стоят вот так (выразительный жест маэстро, означающий смирение. — Н.В.), начинают понимать, насколько мы сильнее их! Но это постоянно нужно доказывать делом.
Я думаю, что наша работа с оркестром должна заставить задуматься о том, что Россия, несмотря на все страдания, велика, и будущее, я верю, за ней!
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"