3 мая 2024     

Общество   

ТВ: магическая сила притяжения

Сегодня телерадиокомпания «Регион-Тюмень» отмечает свой золотой юбилей. За прошедшие полвека выросло не одно поколение телевизионщиков — людей неординарных, творческих, талант и уменье которых направлены на служение Его Величеству зрителю. Рамки газетных полос, увы, позволяют нам лишь одним глазком заглянуть в историю, на минутку проникнуть в «закулисье» и пусть не о каждом и не в полной мере (как бы они того заслуживали), но все-таки рассказать о людях, отдавших (или отдающих) себя этому благородному делу. Ведь самая убедительная история — это история «в лицах».
(фото2)«Круто ты попал на tv!..» — самозабвенно распевает сегодня с большого экрана целая армия юных созданий, чуть ли не с пеленок подхвативших вирус звездной болезни. Дерзкие, но наивные, они и не подозревают, что звездами не рождаются — ими становятся. И не путем пребывания в течение одного-двух месяцев на «Фабрике», а ценой кропотливого труда, постоянного совершенствования профессионализма.
Наши герои тоже однажды «заболели», только телевидением как таковым, и не ради славы (хотя популярность — дело вовсе даже не последнее). Просто оказавшись в некой специфической атмосфере, ты впадаешь в полную от нее зависимость, которую медики, наверное бы, квалифицировали как наркотическая. Ибо появляется постоянная потребность в очередной дозе экстрима, в выбросе адреналина, а также в необходимости творческого поиска, познания жизни, проверки себя, что называется, на прочность. Работа на телевидении — это постоянные эмоциональные всплески: слезы отчаяния или радости (что случается значительно реже), скрупулезный анализ проведенного тобою прямого эфира, тщательное искание «блох» в произнесенном тексте, а если говорить о режиссерах — в выдаче передач, это бессонные ночи, когда ты ищешь ход, образ. А завтра — снова рабочий день с бутербродами на ходу. Что же делать, если телевидение стало образом, если не сказать, смыслом твоей жизни, где табло с надписью «Микрофон включен», заставляет твое сердце буквально вырываться из груди, а мозг — лихорадочно работать!
Курьезы, курьезы...
— Сейчас, по прошествии времени, можно это вспомнить с улыбкой, — говорит режиссер, заслуженный работник культуры РФ Ольга Ломакина. — А тогда произошедшие в эфире ляпы были ничем иным, как «смерти подобным» состоянием для тех, кто его (эфир) обеспечивал. Я это испытала, что называется, на своей шкуре, и не раз. В свое время редакция детских программ поддерживала дружеско-творческие отношения с коллективами Тюменского дворца пионеров. Как-то на один из праздников туда выезжает ПТС, чтобы сделать трансляцию (тогда записи еще не было, все выдавалось в прямом эфире, «вживую») какого-то театрализованного действа. Я в то время была ассистентом режиссера, только осваивающим ремесло. Приезжаем, на сцене — хор под управлением Владимира Ембаева, танцевальная группа под руководством Ольги Клячиной. Все готово к выдаче инсценировки о пионере Павлике Морозове. Процесс идет: я беру общий план (как учили: если затрудняешься, какую камеру включить, давай общий план — не ошибешься) и держу его. В это время на сцене Павлика убивают. Что, вы думаете, делает неопытный ассистент Ольга Ломакина? Она (то есть я) продолжает держать кадр. И вдруг убиенный пионер встает и уходит за кулисы. Умирать буду — не забуду этот позор! Назавтра — летучка. Режиссер Ангелина Сечко делает разбор передачи: «Как же так получилось — образ разрушен? В кадре герой ожил и спокойно покинул сцену!» Разнесла меня, что называется, в пух и прах. Но после подошла и утешила: «Оля, ты же понимаешь, что я высказала претензии не конкретно к тебе, а к тому, кто тебя одну отправил на столь сложную передачу?»
Вообще, надо сказать, люди в то время работали здесь интеллигентные. Взять, к примеру, Виктора Дмитриевича Повышева, пребывавшего на телестудии в должности главного режиссера довольно долго. Деликатнейший человек! Каждого «новенького» члена коллектива (особенно если им была женщина) он брал под руку и проводил по этажам, знакомя с расположением служебных помещений. Подходя к одной из дверей, несколько смущенно произносил: «Здесь у нас... туалет».
Как-то раз внезапно заболела помощник режиссера, которая должна была дежурить. Я нахожусь в свой свободный день дома. Вдруг звонок в дверь. Открываю, вижу: Виктор Дмитриевич. «Оленька, ты не смогла бы сегодня выйти на дежурство?» — «Конечно же, вот только котлетки дожарю». Это ж надо! Главный режиссер пришел сам, с просьбой к начинающему сотруднику (телефонов-то тогда ни у кого не было, но он мог решить вопрос через подчиненных и в приказном порядке, тем не менее...)
А если говорить о курьезах, их было предостаточно, можно часами вспоминать. Вот, к примеру, как тюменское телевидение осталось в памяти известного скрипача Эдуарда Грача на всю оставшуюся жизнь. Тогда звезды мировой величины, приезжая на гастроли в Тюмень, одновременно приглашались на студию для записи. Был приглашен и он с концертмейстером и администратором. И одна молодая «помрежка», отвечающая за явку артистов, выписывает пропуск на «грача и с ним двух человек». Ох и посмеялся же тогда маэстро! Даже попросил разрешения взять этот пропуск себе на память. После, спустя несколько лет, оказавшись вновь у нас на студии, весело заметил: «А пропуск тот я храню, он у меня лежит на самом почетном месте!» Или еще. Не могу забыть трансляцию одного футбольного матча, которую выдавала я, будучи режиссером информационного вещания (спортивным комментатором тогда у нас был Костя Одегов). Все идет великолепно. Камеры следят за мячом: игрок ведет его по кромке поля, он уходит за угловой. Я даю крупный план футболиста (реакция спортсменов всегда интересна зрителю: то они радуются как дети, забив гол, то подбадривают друг друга), он явно раздосадован, и вдруг... (о, Боже!) с его губ слетает громкое смачное русское словечко (из так называемой ненормативной лексики)! Запись по трансляции, времени на монтаж нет (едва успеваем доехать от стадиона до студии). Я в полном трансе. «Все, уволят! Как пить дать уволят», — думаю. Наутро прихожу на работу, жду «приговора» — никакой реакции. Как выяснилось, никто из нашего начальства (и, по-видимому, из партийного руководства) матч не видел (по счастью, в полночь, когда он шел, не все были готовы пожертвовать сном ради футбола). И это лишь малая толика того, что на нашей телевизионной кухне происходило.
А если говорить о телевидении серьезно, то оно дает очень многое тем, кто на нем работает.
Сегодня ты едешь на буровую, завтра — в деревню, послезавтра встречаешься с художником.
Проживаешь столько жизней, получаешь столько эмоций!..
Многое рассказала нам Ольга Васильевна о людях, с которыми бок о бок проходила свой творческий жизненный путь (из 50 телевизионных лет 49 — ее!), о первых руководителях, главных режиссерах-наставниках... Благодаря ей мы узнали и некоторые интересные исторические моменты.
Они были первыми
Впервые за Уралом телевидение появилось в Омске. Услышав об этом, в 1954 году тюменские радиолюбители, инженеры аэропорта Плеханово Стоянов, Пиджаков, Шешуков, Домбров отправились туда «на разведку». Познакомились там с единомышленником, неким Грачевым, который на одной из московских выставок увидел чертежи первых любительских телекамер, разработанные белорусами. Сделав копии, он привез их в Омск и начал создавать телевидение в родном городе. Наша «делегация энтузиастов» ознакомилась с ними и, взяв за основу опыт омичей, впоследствии применила его при создании первого любительского телецентра в Тюмени.
Однако тогда существовал государственный план, и им не было предусмотрено проявление подобной самодеятельности. Каким-то образом председатель Госплана СССР Сабуров узнал о том, что некоторые провинциальные Кулибины все-таки отважились на это. И Грачева чуть ли не привлекли к уголовной ответственности. Помешал тому председатель Омского горисполкома Рождественский, вступившись за него и обратившись напрямую к самому Анастасу Микояну. И тот сказал Сабурову: «Да брось ты! Мужики чего-то там морокуют — ну и пусть, не мешай им!»
(фото3)А в 1957 году Совет министров СССР выносит постановление: «В связи с 40-летием Великого Октября в 40 городах Союза открыть студии телевидения». И тогда наш телецентр, попав в эту «сороковку», обрел законное право на существование.
На 4-м этаже нынешнего Главпочтамта расположилась первая телестудия. И потянулись туда смелые, умные, творческие люди: журналисты, артисты, художники, писатели. Появились кино- и телеоператоры (самостоятельно, с помощью более опытных, осваивая эту нелегкую технику), режиссерский цех... С экрана начинают вещать первые дикторы Маргарита Глушенко, Генриетта Горбачева, Виктор Гвоздовский; эталон элегантности и телевизионной культуры Геральда Мегеря, на примере которой воспитывалось молодое поколение...
Долгое время именно дикторы были лицом телевидения, шлейф популярности которых тянется за ними по сей день. И их список можно продолжить: Нина Петрушина и Владилен Сорокин, Любовь Карпенко и Ирина Ставецкая, отличающиеся неподражаемым тембром голоса; Анатолий Михеев и Валерий Каплун. Каждый из них раскрывал все новые и новые грани своего таланта: постоянно совершенствуясь, они становились авторами и ведущими программ, комментаторами, редакторами...
Режиссерское бремя взвалили на себя люди, чувствовавшие в себе творческий потенциал именно в этом виде деятельности (ведь телевизионщиков как таковых в то время не готовил ни один вуз страны), иногда имеющие опыт работы в родственных сферах (кино, театр). Но главное — они обладали интеллектом, а техническим (специфическим) «премудростям» обучались, что называется, в процессе: присматриваясь и прислушиваясь друг к другу.
Достаточно вспомнить таких «всеядных» личностей, как Василий Ломакин, в то время — актер Тюменского облдрамтеатра, возглавивший фамильную династию телевизионных режиссеров. (Старшая его дочь Лариса, младшая — Ольга с мужем Юрием Михайловым и их дочерью Дарьей продолжили дело отца и деда). Далее, Николай Заболотный, который был и диктором, и журналистом, и режиссером. Или, скажем, Ирина Тужик (окончившая Ленинградский государственный университет по специальности филолог), Борис Шпильковский и Светлана Задорожная (выпускники Московского государственного института культуры) буквально заразились режиссурой, отдав ей большую часть своей жизни, создав на экране незабываемые образы.
Позже цех стал расширяться: потребовались помощники, ассистенты режиссеров... И сформировалась целая плеяда юных «десятиклассниц». Это Галина Сарайкова, Людмила Бочкарева, Татьяна Бирюкова, которые впоследствии достигли определенного статуса. В этой когорте оказалась и красотка-стюардесса Людмила Борисова, ставшая со временем известным режиссером, объездившим чуть ли не полмира и «забравшим» массу наград разного уровня за свои фильмы.
Нельзя не сказать о журналистах, которые в разное время стали появляться на телевидении.
Виктор Горбачев, Михаил Коллегов, Виктор Карачев, Леонид Иванов; «самородки» Виктор Строгальщиков, Виктор Зайцев и Александр Швецов (двое из которых по профессии «технари», третий — математик), Олег Галицких, Владимир Зуйков, Наталья Астафьева, Сергей Жужгин и, конечно же, Анатолий Туринцев, профессионал с «питерской» школой и опытом работы в газете, — все они демонстрировали на экране поистине высший класс!
Без прошлого нет будущего
— Вы, Светлана Федоровна, связаны с телевидением на протяжении долгих лет? — обращаемся к замдиректора филиала ВГТРК ГТРК «Регион-Тюмень» Светлане Назаровой.
— Конечно, практически с детства. Впервые меня пригласили (правда, на радио) как редактора школьной стенгазеты, которая заняла 1-е место в городском конкурсе.
И я не знала, как ответить на вопрос, почему мы стали победителями. Ну, рисовали, рисовали... и получилось — вот все, что я тогда могла сказать (видимо, судей поразил ее художественный талант, которому, увы, не суждено было развиться: Светлана выбрала иную стезю. — С.Г.). Затем отец пошел работать на телевидение (Федор Степанович Кузьмин был журналистом, какое-то время — директором телестудии. — С.Г.). Утренники, новогодние елки — все это было у папы на работе (в здании Главпочтамта). По окончании института меня направили на работу в Управление по охране государственных тайн в печати (система Главлита), сектор радио и ТВ. После того, как цензура «сдохла», пришла работать в телерадиокомпанию «Регион-Тюмень» ответственным секретарем редакции информации, затем — директором рекламно-коммерческого агентства, потом — первым вице-президентом (сейчас произошла реструктуризация, повлекшая за собой изменение должностей). В преддверии выборов, что ли, но вспомнилось вдруг, как несколько лет тому назад мы освещали одну (чуть ли не первую) избирательную кампанию. Очередной кандидат в депутаты Государственной Думы выступает у нас с предвыборной агитацией. Он, правда, не прошел, но попросил сделать копию своего выступления на память. А это было время, когда наша компания являлась своего рода монополистом. Конкуренты только стали появляться. И от одного из них мы получаем так называемый дружеский шарж на видеокассете: мол, вы зажирели, зажрались, а значит, вам не «грозит» полет. Посмотрели, посмеялись и забыли. А кассету положили на полку. Когда же последовала просьба кандидата переписать его выступление, хватаем первую попавшуюся VHS, техники добросовестно «перекачивают» на нее в режиме продолжения речь политика. Дело сделано.
Благодарности клиента нет предела: увековечили его речь для потомков! Назавтра — звонок:
«Хотите посмеяться? Приходите по такому-то адресу», — звучит на том конце провода. Я, естественно, бегу, заинтригованная приглашением. Меня встречает тот самый кандидат, незамедлительно включает телевизор — и с экрана доносится: «Жирные утки не летают...» и далее что-то типа «карр! карр!», перья летят... и наш логотип — буква Р — крутится. Я чуть со стыда не сгорела! Думаю: опозорились! Ведь он может это воспринять как намек на свою отнюдь не субтильную, довольно плотную комплекцию и, более того, усмотреть какие-то политические мотивы! Благо, этот кошмар наконец закончился, и далее пошло его предвыборное выступление. По счастью, мужик оказался «с юмором»... Прямо из серии «Нарочно не придумаешь!» (смеется).
Вообще, телевидение — это и удовольствие, и счастье. Словом, это жизнь (как бы высокопарно это ни звучало)!
Хотелось, чтоб молодые сохранили существующие традиции и наше телевизионное братство всех поколений.
Надо сказать, что телевизионщики — народ необычный, со своими какими-то специфическими качествами, проявлениями, особенностями. Они очень ранимы, но в большинстве своем — не злопамятны. Даже если кто-то когда-то и был обижен (в процессе работы чего только не бывает!), ушедшие впоследствии по разным причинам на другую работу встречаются с нами как с друзьями. И это дорогого стоит.
— Саша, правда, что в свое время, будучи совсем молодым человеком и оказавшись на ГТРК «Регион-Тюмень», вы заявили, что вскоре станете президентом компании? — спрашиваем замначальника службы информации Александра Лабыкина.
— На самом деле это была дерзкая шутка. Дело в том, что мне надоело бороться с режиссерами-ортодоксами (хотелось сделать нечто этакое, а они были приверженцами классических традиций). И я, что называется, пустил утку. «Тетеньки» как-то сразу вдруг попритихли, наказав меня при этом своим презрением (улыбается), а если честно, мы многое переняли у старшего поколения, в том числе и чувство ответственности (оно помогает нам сейчас держать свою марку). Сегодня вспоминаем с ностальгией былое время больших форматов и смелых идей (практически каждый, конечно, стоящий, проект имел право на реализацию в любом хронометраже)!
Устами мэтра глаголет истина
— Из 50 лет существования компании сколько «ваших»? — задаем вопрос директору филиала ВГТРК ГТРК «Регион-Тюмень» Анатолию Омельчуку.
— Двадцать.
— О, это значительная веха! А какое вам досталось наследство?
— Замечательное! Телевидение в то время было крепким, достаточно высокого уровня. А его творческий коллектив подобно вулкану сметал все преграды на своем пути. Профессионализм его работников позволил избежать многих катаклизмов, продиктованных временем. И, я думаю, уже тогда была заложена (пусть не озвучена) основная мысль, задача: «Мы, то есть телевидение, — для народа».
Сегодня существует масса вещательных каналов, а профессионализм-то пожиже, ой как пожиже...
— До того, как вы стали первым руководителем (вначале комитета, затем компании), вас уже связывали творческие узы сотрудничества с тюменским телевидением?
— Когда я приезжал с Ямала в Тюмень (к тому времени Анатолий Омельчук уже был радиожурналистом, писателем, публицистом. — С.Г.), Анатолий Владимирович Туринцев заставлял меня приобщаться к экрану, осваивать те или иные телевизионные жанры...
Из воспоминаний редактора Средне-Уральского книжного издательства в Тюмени Татьяны Лагуновой:
— В то время я работала в художественной редакции тюменского тогда еще комитета по телевидению и радиовещанию. В наших стенах время от времени стал появляться Анатолий Омельчук. Его литературные способности и творческий потенциал просматривались, что называется, невооруженным глазом. Представленный им сценарий (по нашей просьбе) сразу же заинтересовал режиссера Ирину Тужик и, естественно, меня как редактора. В итоге родился фильм о северном ученом-исследователе Насилове. Это был классный материал!
Затем последовал второй, третий... Спустя некоторое время Анатолий Константинович возглавил тюменское телевидение. И я скажу так: если б не пришел Омельчук, то оно (телевидение) было бы чахлым, немощным, дохлым. Работать под его руководством было одно удовольствие: он приветствовал все новые идеи, творческие замыслы, давал всем желающим и могущим карт-бланш! К тому же он является и талантливым менеджером, чувствующим время.
— Вы начинали свою, скажем так, управленческую деятельность, основываясь на демократических принципах? — продолжаем начатый с А.Омельчуком диалог. — Какова ваша позиция сегодня?
— В профессиональном деле не бывает демократии. Я как организатор производства вижу свою задачу в том, чтобы предоставить возможность творческим людям раскрыть свой потенциал, максимально реализоваться, помня при этом об огромной ответственности перед зрителем, который не должен быть обижен, оскорблен, уязвлен. Ибо зрительская аудитория — наш главный капитал. Потому я придерживаюсь принципа, который можно сформулировать так: полная свобода при тотальной ответственности.
— Анатолий Константинович, телерадиокомпания «Регион-Тюмень» отмечает свой золотой юбилей. А что является ее золотым фондом?
— Думаю, то, что мы «натворили», в чем наша творческая артель сумела себя проявить.
— Вы имеете в виду продукцию компании, которая удостоена высоких наград? Но она ведь создана людьми: журналистами, операторами, режиссерами?
— Разумеется. Потому в такое понятие, как золотой фонд, я вкладываю весьма глубокий смысл.
— В канун юбилея что хотели бы вы пожелать своему коллективу?
— Побольше ретивости, господа!..
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"