3 мая 2024     

Общество   

Плач тюменского баяна

Года три назад мы говорили с Ларисой Хоменко об ее оркестре «Баян-Каприччио». В то время совсем молодой коллектив уже добился первых серьезных успехов: на престижных конкурсах всероссийского и международного масштабов завоевал лауреатские звания. Тогда Лариса Михайловна с большим оптимизмом смотрела в будущее, хоть немного и расстраивалась из-за невнимания властей от культуры к талантливым музыкантам.
Год спустя, получив мощный заряд жизненной энергии на концерте оркестра, я отвела ее, уставшую и сияющую, в сторонку, чтобы спросить, как обстоят у коллектива закулисные дела. Оказалось, не очень. Завоевав любовь зрителей, баянисты не смогли растопить сердца больших культурных начальников.
Хоменко не раз заводила в административных кабинетах речь о том, что оркестр созрел для работы на профессиональной основе. Что при государственной поддержке «Баян-Каприччио» мог бы стать визитной карточкой области. Без толку. Зато как-то раз получила «добрый» совет от одного из чиновников. Никого не собираясь оскорбить (мы полагаем), он сказал с улыбкой: «Работайте от души!» То есть даром. И сердце зашлось. Когда жизнь отдаешь любимому делу (заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Тюменского колледжа искусств Лариса Хоменко воспитала около полусотни лауреатов!), такие вот предложения действуют, как пощечина.
Нынче мы встретились с руководителем оркестра снова. И вот почему. Недавно «Баяну- Каприччио» исполнилось шесть лет. Но голос Ларисы Михайловны в телефонной трубке был какой-то безрадостный.
Собственно, никто ничего не праздновал. Отметили так — для себя. Мысленно: вот и год прошел. А чего праздновать? Если в прошлом году высокие инстанции отбоярились от пятилетия оркестра, то уж о некруглой дате и заикаться незачем. Конечно, можно было душу порадовать и себе и людям — дать концерт с истинным народным размахом, как это умеют в «Баян-Каприччио». Но...
В оркестре играют музыканты, которые давно закончили консерваторию и колледж. Студентов там — раз-два и обчелся. В основном люди — семейные и с детьми. Зарабатывают на прокорм кто где: в музыкальных школах, колледже, детских садах, ресторанах. А вокруг Ларисы Михайловны собираются из любви к искусству. В оркестре нет ставок. Работа в нем не приносит постоянных доходов. Изредка, когда Хоменко вдосталь набегается по кабинетам, пообивает крутые пороги, власти выделят баянистам тыщ сто-двести. Вот и думайте, люди искусства, как разумно их потратить (и еще заплатить с этой суммы налоги!), чтобы и самим голодными не сидеть, и программу новую подготовить, и, возможно, запланировать поездку на какой-нибудь конкурс.
Конечно, оркестранты любой поддержке рады. И с готовностью откликаются на интересные предложения. Ну, вот хотя бы, с удовольствием приняли участие в детской опере «Кошкин дом», которую поставила на сцене Тюменского кукольного театра актриса и режиссер из Самары Елена Орлова. Проект этот благосклонно приняли в областном комитете по культуре. Деньги выделили на его реализацию. Поддержку оказали депутаты Тюменской областной Думы, спонсоры. И все состоялось... А что дальше?
А дальше Лариса Михайловна просто боится планировать. «Как я могу заставлять ребят ходить на репетиции, готовить новые программы просто так?» — говорит.
Лариса Хоменко цементирует коллектив. И ведет его за собой. Не сдается, даже когда натыкается на стену непонимания. Хотя порой приходится пробивать ее лбом. С глазу на глаз признается, что устала тащить этот груз. Но любовь к делу и вера в ребят заставляет двигаться вперед.
Обидно и горько ей до сих пор, что два конкурса, к организации которых она приложила немало сил, не прижились в стремительно развивающейся вдоль и поперек столице региона. Областной конкурс ансамблей и оркестров имени Беззубова (создателя Тюменского русского народного оркестра) и региональный конкурс исполнителей на народных инструментах имени Ульянова (основателя баянной школы в Тюмени) просуществовали недолго. И сколько ни билась Лариса Михайловна, пытаясь возродить славную традицию, отклика в сердцах людей, отвечающих за культуру, не нашла.
С грустью констатирует она тот факт, что наш богатый и красивый город, мечтающий в скором будущем стать миллионником, покидают талантливые музыканты. Так, проработав недолго в филармонии за жалкую зарплату, уехал в первопрестольную баянист-виртуоз Миша Киселев. Сначала-то он с такой энергией включился в концертный план. Но... энергию как-то восполнять надо. А когда элементарно на пропитание денег не хватает, приходится искать счастья на стороне. Не удержала Тюмень Алексея Мазанова, который сейчас является солистом и дирижером оркестра МВД России, и Игоря Бетехтина, ставшего директором Ассоциации баянистов и аккордеонистов Урала.
Музыканты «Баян-Каприччио» пока остаются в родном городе. Но судьба коллектива, ставшего для них творческой школой-мастерской, вызывает у баянистов серьезные опасения. Денис Петров, солист оркестра и преподаватель Тюменского колледжа искусств, озабочен тем, что «Баян-Каприччио» шесть лет существует только за счет неугасаемого энтузиазма главного руководителя.
— Естественно, так долго продолжаться не может, — уверен он, — нужна реальная финансовая подпитка. Иначе дело просто умрет. И все достижения оркестра на международном и всероссийском уровнях останутся в истории, их перелистнут, как страничку, и все. Лариса Михайловна вложила в оркестр столько сил! Много лет создавала для него основу. В настоящее время есть профессионал, и есть коллектив. Можно пожинать плоды. Но если не будет поддержки, оркестр просто увянет. Возможно ли потом повторение? Создать оркестр — величайший труд. Не каждый даже высокопрофессиональный музыкант способен на это. А деньги, я думаю, — вполне решаемый вопрос на уровне города. Почему на нас не хотят обратить внимание? Может, потому, что в Тюмени никогда не было оркестра баянов и аккордеонов?
Сейчас «Баян-Каприччио» является ориентиром для студентов колледжа. Они знают, что, получив специальность, смогут в нем работать. Развалится коллектив, исчезнет и ориентир. А новое поколение, вышагнувшее из музыкальных школ, вполне такое может случиться, обойдет колледж стороной. Пока же интерес к баяну и аккордеону в городе не слабеет. Толпы ребятишек идут в музыкалки. И в некоторых школах детей на баян принимают уже на конкурсной основе.
В 2002-м на Всероссийском конкурсе ансамблей и оркестров в Ханты-Мансийске Вячеслав Круглов, профессор Академии музыки из Москвы, поразился, что в Тюмени существует такой мощный оркестр баянистов. Тогда «Баян-Каприччио» занял второе место. Но по сути оказался впереди всех, потому что первое место никому не дали. Позже Лариса Хоменко узнала, что при Академии музыки появился «брат-близнец» тюменского оркестра. Москвичи создали свой коллектив по образу и подобию нашего — также в компанию баянов и аккордеонов ввели духовые инструменты, бас-гитару, синтезатор.
— А наш оркестр в городе не могут использовать как концертную единицу! — возмущается Лариса Михайловна. — В представлении многих баян, как гармошка на завалинке. А ведь это великолепный концертный инструмент! Настоящий мини-оркестр! Баяну все подвластно! На нем можно сыграть полифонию и виртуозную фортепьянную классику, скрипичную музыку, хоровую и оркестровую. За рубежом этот инструмент пользуется огромной популярностью. Там проводится масса конкурсов баянной музыки. В Германии, Финляндии, Югославии, Испании, Франции, Швейцарии. В Китае очень бурно развивается баянное исполнительство. Там даже в правительстве страны (!) сидит человек, который отвечает за это направление. Специально налажен выпуск инструмента различных модификаций и размеров! Китайцы считают, что баян — инструмент интересный и перспективный. Его с удовольствием слушает публика. Китайским мамам, которые водят своих детей в музыкальную школу играть на баяне, делают доплату. Юрий Шишкин, заслуженный артист России, сказал: «Если бы китайцы научились мыслить так же широко, как россияне, то равных им было бы не сыскать в баянном исполнительстве».
«Баян-Каприччио» в Тюмени любят. Простые слушатели. Недавно на улице к Ларисе Михайловне обратился незнакомый человек: «Когда у вас следующий концерт?» Та развела руками: «Пока не знаю». А как-то после концерта в ДК «Строитель» к ней со словами: «Какой здоровский концерт!» подошли молодые ребята. Хоменко запало в душу сленговое словечко «здоровский». Словно награду получила...
...Оркестр звали на фестиваль в Нижний Тагил. Гарантировали бесплатное питание и проживание. В Тюмени оплатить поездку коллективу не смогли. А однажды зимой на фестиваль в Челябинск музыкантов собирались отправить на неотапливаемом драндулете. Прекрасный комфортабельный автобус нашелся только тогда, когда в глазах художественного руководителя блеснули слезы.
Одно примиряет баянистов с такой жизнью — есть крыша над головой. Директор колледжа искусств Владимир Скакалин не гонит оркестр из стен учебного заведения. Не заставляет доплачивать за коммуналку. И, искренне сочувствуя Ларисе Михайловне, планирует взять коллектив под свое крыло. Сделать то, чего она давно добивается от культурных начальников, — дать оркестру статус. Правда, не совсем тот, о котором Хоменко мечтает. Не городской, не областной... учебный. И все-таки. Греет душу уже то, что есть человек, готовый проявить заботу и cберечь «Баян-Каприччио» до лучших времен.
P.S. Оркестры баянистов, опекаемые властью, есть в Екатеринбурге, Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Кургане, Нижнем Тагиле. Тюмень богаче многих этих городов...
Справка «ТИ»: Прародителями язычковых духовых (пневматических) инструментов, таких как орган, гармоника, баян и аккордеон, являются китайский шен и лаосский кхен. Первую ручную гармонику с прямой подачей воздуха на язычок смастерил немец Фридрих Бушман в 1822 году. Она напоминала гофрированный кубик с тремя складками, двумя деревянными планками по бокам и медными клапанами на них. Внутри гармоники находились язычки, настроенные на определенный тон. Усовершенствовал инструмент в 1829-м венский органный мастер Кирилл Дамиан. А двумя годами раньше английский профессор физики Чарльз Уитсон изобрел концертино.
Тем временем, пока западные мастера продолжали совершенствовать инструмент, гармоника пересекла российскую границу.
И так полюбилась нашему народу, что теперь никто не сомневается, что этот музыкальный инструмент — истинно русский народный.
С течением лет музыканты-самородки стали покидать завалинки и выходить с гармоникой на концертные площадки. Стремление к расширению репертуара привело к созданию вначале хроматических систем гармоник, а затем и баяна. Так что баян — исключительно наше изобретение.
Создателем концертного баяна стал Юрий Волкович, ведущий мастер Московской фабрики музыкальных инструментов. Это по его чертежам был изготовлен знаменитый «Юпитер». Однако он воплотил в жизнь идею народного артиста СССР Юрия Казакова, который и проложил путь народному инструменту в академическое будущее. А подтолкнула его к этому необходимость решать исполнительские задачи. Казакову хотелось играть на баяне классику, и он переживал, что у его «любимого инструмента судьба пасынка в музыкальной семье». Вот и стал заказчиком нового инструмента, на котором можно было бы играть всю музыку.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"