С 3 по 20 октября Тюменская область знакомилась с особенностями немецкой культуры.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +5...+7 °C | |
Ханты-Мансийск | -1...+1 °C | |
Салехард | +2...+4 °C |
Общество
Октоберфест: на Терезином лугу и в тюменском пригороде
С 3 по 20 октября Тюменская область знакомилась с особенностями немецкой культуры. В Ишиме, Тюмени прошли интересные и познавательные мероприятия: молодежный форум, семинар для преподавателей школ и вузов, II областная молодежная научно-практическая конференция, презентация женского клуба (“Frauenklub”), Октоберфест, праздничный концерт.Фестиваль пива
(фото2)Дни немецкой культуры, да еще в октябре, невозможно представить без самого известного во всем мире праздника — Октоберфест.
— Его история началась в 1810 году. В погожий осенний день почти два века назад в Баварии отмечали бракосочетание кронпринца Людвига Баварского и принцессы Терезии, — рассказала Елена Дерипаско, преподаватель, мультипликатор языковых программ Центра немецкой культуры. — Торжество, проходившее на лугу (позже он стал называться Терезин), так понравилось горожанам, что его решили повторить.
Конечно, обязательный атрибут Октоберфеста — пиво. В 1516 году баварский герцог Вильгельм IV издал указ, запрещающий использовать какие-либо добавки в пенный напиток. Уже много веков в Баварии придерживаются этого закона: для пивоварения используют только три ингредиента — воду, солод и хмель.
За двухсотлетнюю историю Октоберфеста его отменяли 24 раза из-за войн, эпидемий. Но любимый народом праздник возрождался.
В этом году гулянье, собравшее более шести миллионов человек, проводилось под Мюнхеном с 20 сентября по 5 октября. На Терезином лугу установили 14 шатров (в каждый помещалось до семи тысяч человек). Собравшихся угощали традиционными блюдами: солеными бубликами, колбасками, жареными цыплятами. За 16 дней было съедено 104 быка, на сувениры туристы растащили 200 тысяч кружек...
— Каждую осень мы проводим Октоберфест в языковых лагерях в пригороде Тюмени, правда, без пива, — пояснила Елена Петровна. — Ребята участвуют в конкурсах, соревнуются в силе и ловкости.
(фото3)В Тюмени известный праздник организовал молодежный клуб (он существует при Центре немецкой культуры с 2000 года). На фестиваль приглашали всех, кто интересуется немецкой культурой. Гостей встречали пивом и сосисками, устраивали веселые конкурсы: кто назовет больше марок пива, сделает оригинальный комплимент сосиске, нальет напиток в стакан с наименьшим количеством пены и другие.
История российских немцев
Первые немцы появились в России еще при Иване III. Одним из самых массовых является переселение немцев из разоренной Семилетней войной Германии по изданному Екатериной II Манифесту 1763 года. С 1764-го по 1772-й годы в Поволжье приехало около восьми тысяч семей, которые образовали на Волге 106 колоний. Немцам предоставляли льготы: освобождение “навеки вечные” (позже об этой приписке благополучно забыли) от воинской повинности, налогов. Население жило обособленно, сохраняя свои традиции, обычаи, язык. В школах преподавание велось на национальном языке, русский изучался как иностранный, со 2-го класса.
В 1924 году те, кто остался в России после революции, объединились в автономную советскую социалистическую республику немцев Поволжья.
В прошлом нашей страны есть моменты, за которые становится стыдно. Один из таких фактов — депортация. 28 августа 1941 года (эту дату называют “Trauertag”) вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР “О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья”. Сотни тысяч людей, единственная вина которых — “вражеская” национальность, были объявлены преступниками и в “самые сжатые сроки” выселялись с обжитых мест в отдаленные районы Западной Сибири и Казахстана.
— Всем необходимо было собраться в 24 часа, с собой разрешалось брать только самое необходимое. Людей садили в вагоны для перевозки скота. Дедушка и бабушка часто вспоминали: когда они приехали в деревню, жители высыпали на улицу — посмотреть на “людей с рогами”. Может, такое представление о народе связано с тем, что древние немецкие воины носили “рогатые” шлемы... — предположила Елена Дерипаско. — Моя мама плохо знает родной язык. После депортации, чтобы выжить, детям в некоторых семьях родители запрещали говорить по-немецки.
На каждого выселенного из Поволжья немца завели уголовное дело. Документы до сих пор хранятся в Главном управлении внутренних дел. Многие пытались затеряться среди местного населения, забыть свою национальность: меняли фамилии на русские.
— Нашу семью депортировали в Уват, — вспоминает Алиса Боргер, методист отдела немецкой культуры ДНК “Строитель”. — Родители не знали, куда их везут, не взяли с собой даже теплые вещи. Устроившись на работу, мама, школьная учительница, ходила зимой на уроки в туфельках. Другой обуви попросту не было.
...Прибывшим в Сибирь немцам предоставляли “жилье”. Одни ютились в землянках, других определили на подселение.
— Представляете, что это была за жизнь?! У кого-то отец, брат воевали на фронте, кому-то похоронки пришли. А тут немцы — на подселение. Приходилось нелегко. Селяне думали, что к ним приехали военнопленные немцы из Германии.
Его спасла музыка
— Почти везде сосланных немцев использовали только на сельхозработах. Но Эдуарда Байера, учителя музыки и пения, кто-то рискнул назначить директором клуба Уватского района. Указ о приеме на руководящую должность вышел 14 октября 1941 года, а в январе 42-го отца забрали в трудармию, — рассказывает дочь музыканта Алиса Боргер, с трудом сдерживая слезы. — Мама осталась с двумя маленькими детьми на руках без всяких средств к существованию: не было ни дров, ни картошки...
Эдуард Эдуардович оказался в Ивдельлаге, на лесоповале. Трудовые лагеря НКВД, куда отправляли мужчин от 15 до 55 и женщин от 16 до 45 лет, ничем не отличались от концентрационных. Здесь также находились бараки с многоярусными нарами, смотровые вышки, сторожевые собаки, военизированная охрана. Состояние здоровья трудармейцев оставляло желать лучшего. Скудный паек и отсутствие медицинской помощи делали свое дело: люди болели воспалением легких, туберкулезом, дистрофией. Эдуард Байер через несколько месяцев работы на лесоповале истощал настолько, что едва передвигал ноги.
— От верной смерти его спасла музыка, — уверена Алиса Эдуардовна. — По лагерям начали собирать музыкантов — срочно понадобился оркестр. Эдуард Байер стал его руководителем. Музыканты выступали в госпиталях и школах. Только в 1947-м отец вернулся в Уват. Он работал здесь всего несколько лет, но оставил о себе добрую память: его имя занесено в книгу “Золотые имена”.
В 1961-м семья Байер переехала в Новую Заимку Заводоуковского района. Школьный учитель музыки Эдуард Эдуардович создал здесь духовой и струнный оркестры, ансамбль баянистов и аккордеонистов, хор мальчиков и смешанный хор. Дети из сельской глубинки, считавшие раньше любой струнный инструмент балалайкой, аккордеон или баян — гармошкой, учились играть на кларнете и валторне, мандолине и домре, скрипке и тромбоне. В конце учебного года, весной, Новозаимская средняя школа заняла первое место на районном смотре художественной самодеятельности. Тринадцать лет подряд, пока Эдуард Байер работал в школе, детский коллектив занимал на смотрах художественной самодеятельности призовые места.
— Сбылась мечта многих мальчишек и девчонок: они выступали, зрители ими восхищались, аплодировали. Я тоже играла в оркестре, аккордеон и мандолину храню как реликвию в память о школьных годах, — призналась Алиса Эдуардовна. — Папа никого не проверял: не важно, есть ли слух или голос у ребенка. Главное было — не пропускать занятий. У нас детство получилось творческое, мы учились в школе, где каждый новый день не был похож на предыдущий.
В оркестре занимались и трудные дети. Часто матери просили, чтобы сыновей взяли в коллектив. Руководитель не давал спуску юным музыкантам: дисциплина была почти армейская. Репетиции проходили ежедневно, но никто не жаловался. Мы учились не лично для себя — чтобы порадовать односельчан. Помню, приехали в Ольховку. Сельский клуб — обычная изба. Духовой оркестр не вместился на сцену. В одной небольшой комнате набилось столько люду, что яблоку негде было упасть. Грянули духовые — бабушки начали креститься, а маленькие дети заплакали.
Эдуарду Байеру хотели присвоить звание “Заслуженный работник культуры”. Даже начали собирать необходимые документы. Не успели... Но талантливый музыкант приобрел гораздо больше: его не забывают ученики. Это ценнее всевозможных государственных наград.
Первого сентября 2006-го, за год до столетия со дня рождения, на торжественной линейке в Новозаимской средней школе была открыта мемориальная доска в честь педагога-музыканта. Совсем скоро, 17 ноября, здесь состоится вечер памяти Эдуарда Байера. Мероприятие, запланированное в рамках Дней немецкой культуры в Тюменской области, пришлось перенести. Организаторы решили без спешки и суеты подготовиться к событию.
Творческие посиделки женского клуба
— В июне 2003-го небольшая группа российских немцев Тюменской области побывала в Поволжье. Людям хотелось увидеть места, где многие из них родились и провели свое детство, найти дома, в которых жили родители. На следующий год снова отправились в путешествие по Волге. Сведений члены группы собрали немного (мало кто из депортированных немцев смог вернуться в родное Поволжье после снятия всех ограничений), зато сдружились, стали встречаться в Центре немецкой культуры раз в неделю, — заметила Алиса Боргер. — Поначалу просто обменивались рецептами, общались за чашечкой ароматного чая — так в Центре образовался “Frauenklub”. На дружеские посиделки съезжаются женщины из разных районов Тюмени. Мы вместе отмечаем дни рождения и другие праздники, ходим на концерты.
Не так давно у нас появился хормейстер — Людмила Бехтольд. Она разучивает с женщинами-пенсионерками немецкие песни, с которыми коллектив выступает на фестивалях, Днях немецкой культуры.
В женский клуб может прийти любой человек, независимо от национальности. Так сложилось, что сейчас в клубе занимаются только немки. Они многое недополучили в детстве: родительского тепла, внимания. Женщин сближают общие интересы, воспоминания, возможность общаться.
— Все свои мероприятия Центр проводит на немецком, — заверила Елена Дерипаско. — К сожалению, язык Шиллера и Гете исчезает в Тюменской области. В школах он почти не преподается, поэтому родители приводят ребят к нам на курсы, в Центре занимается несколько возрастных групп. Без поддержания традиций, обычаев, без изучения родного языка невозможно сохранить национальную культуру.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.