Не думала, что придется возвращаться к героине одной из своих публикаций десятилетней давности. Она напомнила о себе по поводу якобы приятному и весьма важному для нее. Но если призадуматься, то весьма грустному.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | +7...+9 °C | |
Ханты-Мансийск | +6...+8 °C | |
Салехард | +2...+4 °C |
Общество
Дочь Ивана Мостового. Из рода репрессированных
Не думала, что придется возвращаться к героине одной из своих публикаций десятилетней давности. Она напомнила о себе по поводу якобы приятному и весьма важному для нее. Но если призадуматься, то весьма грустному.Лидия Ивановна Борисова — из семьи репрессированных в 1930-е годы. Последние десять лет она пыталась получить положенную пострадавшим от репрессий компенсацию за несправедливо отнятое имущество. И вот, наконец, на днях получила.
В редакцию пришла старшая дочь Лидии Ивановны — Виктория Андреевна Долгошеина, принесла пожелтевшую вырезку из “Тюменских известий”. Вот что рассказывала Лидия Ивановна тогда о своей жизни: ее отца в 1930 году раскулачили и сослали из Ставрополья в Вагайский район. За то, что трудился всю жизнь не покладая рук, жил крепко, со вкусом. Занимался разведением овец, даже выводил новые породы. Заботился не только о своей семье, где было шесть детей, но и о трех младших сестрах, которых надо было выдать замуж. Крепко досталось Ивану Мостовому, перепало и его детям...
Сама Лидия Ивановна проработала 37 лет учителем, имеет немало наград. Сейчас ей под 90 лет, она почти не видит и не слышит.
— Но стихи читает — на удивление! — говорит Виктория Андреевна. — Не теряет оптимизма, и нас этому же учила всю жизнь.
В той давней публикации говорилось о том, что Лидия Ивановна была всегда активисткой, заводилой в коллективе, прекрасно пела, читала стихи, играла в самодеятельных спектаклях. Щедро одарил ее Бог талантами! Любили свою учительницу ученики, многие пошли по ее стопам, стали педагогами. Но время идет, разводит людей в разные концы. На пенсии Лидия Ивановна стала жить в Тюмени. А здесь ее даже с 80-летием не поздравили из собеса, хотя она напомнила им о себе.
— Хотя бы открыточку прислали! — сокрушалась она тогда. — Уж так я переживала, плакала день-деньской: зачем напомнила о себе, унизилась?
Она и компенсации не собиралась добиваться, но так вышло. Сначала-то просто обратилась. Думала, раз государство объявило о возврате долгов, значит, возвратит. Но потребовалась масса документов.
— Три суда было, — рассказывает Виктория Андреевна. — Сначала надо было доказать, что мама — дочь своего отца: свидетельства-то раньше кто выписывал? Потом — потребовали свидетельства о смерти умерших братьев и сестер. Потом устанавливали, какое именно было имущество. Мы уж отступились, но настояла Надежда Васильевна Петрушина, ответственный секретарь областной комиссии по делам репрессированных. Только благодаря ей и довели дело до конца.
Надежда Васильевна обращалась в администрации Ставропольского края и города Зеленокумска, где семья Ивана Леонтьевича Мостового жила до раскулачивания, собирала нужные документы, помогала обращаться в суд. И вот на днях Лидия Ивановна Борисова получила компенсацию в размере десяти тысяч рублей.
— Мама очень благодарна Надежде Васильевне, — говорит Виктория Андреевна. — Если бы все чиновники так относились к старикам, проявляли столько душевности и заботы!
Сейчас для репрессированной пенсионерки Лидии Ивановны вроде бы настал момент восстановления справедливости. Она и компенсации стала добиваться не столько из-за денег, сколько ради морального удовлетворения. Конечно, для пенсионерки 10 тысяч рублей — большие деньги. Но если вдуматься...
“Мой отец Иван Леонтьевич имел в хозяйстве 22 десятины земли, до десятка лошадей, две пары рабочих быков, три верблюда, три коровы, — пишет она в своем дневнике- воспоминаниях. — Основным богатством он считал овец, у него на хуторе было 500 голов белых мериносов...”
Лидия Ивановна вместе с мужем вырастила четверых детей, сейчас у нее много внуков и правнуков. “Все дети живут от зарплаты до зарплаты, — пишет она все в том же дневнике. — Я живу у дочери Надежды, она врач и поддерживает мое здоровье. Живу, не обижена”.
“Не живи уныло,
Не жалей, что было,
Не гадай, что будет,
Береги, что есть!”
Такие стихи собственного сочинения написала Лидия Ивановна на обратной стороне своей фотографии. Это обращение к старшей дочери Вике. Может, неиссякаемый оптимизм и жизнелюбие и помогают жить — именно жить, а не выживать — таким людям, как наша героиня?
Виктория Андреевна тоже относится к числу репрессированных: она родилась в 1940 году, а мать реабилитировали в 1941-м.
— Хочу нынче сходить на встречу, посвященную Дню памяти жертв политических репрессий, — говорит она. — Мама ни разу не ходила, так хоть я посмотрю, что там будет. Если, конечно, здоровье позволит...
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.