29 марта 2024     

Общество   

Вот шагает легенда...

Заслуженный работник культуры России, легенда тюменской прессы, золотое перо... Эти звания не просто так посыпались на журналиста и писателя Станислава Владимировича Мальцева. Каждая из наград — благодарность за труд. А первой ступенькой на пути к признанию его профессионализма стал журналистский билет образца 1957 года. Он был удостоен его спустя всего лишь четыре года после окончания факультета журналистики Уральского государственного университета имени М.Горького. Сегодня легенда у нас в гостях.
— Станислав Владимирович, золотой юбилей областной журналистской организации, который мы сегодня отмечаем, «подсказывает» первый вопрос: «Как зарождался наш творческий союз?»
— С помощью оргбюро, который возглавил редактор «Тюменской правды» Алексей Алексеевич Нежданов. Члены организационного бюро выполнили необходимую канцелярскую работу — заготовили бланки, печать... А затем наступил самый волнительный момент — прием в ряды Союза журналистов СССР. Заявления с просьбой о принятии подали 14 человек. Костяк вступающих составили журналисты «Тюменской правды» и «Тюменского комсомольца» — двух (и единственных на ту пору) областных газет.
По-настоящему творческие люди всегда сомневаются в своих способностях. Поэтому, понятное дело, мы волновались: ну как там, в Москве, оценят наши материалы? Ведь оргбюро было наделено только рекомендательным правом.
Я в то время работал в секретариате. Не только правил тексты других, но и сам много писал. Несколько материалов приложил к заявлению — для «высокого суда».
Лучшие из лучших своих произведений представляли и другие кандидаты в члены творческого союза. К нашей радости, все мы получили билеты Союза журналистов СССР.
— Помогал ли вам этот билет открывать «закрытые» двери?
— Если честно, то для выполнения редакционных заданий мне достаточно было предъявить удостоверение «Тюменской правды» или агентства печати «Новости», в которое я был приглашен работать собственным корреспондентом по Тюменской области в 1973 году. А журналистский билет... Он — признание мастерства, которое, в свою очередь, приходится подтверждать каждый день, каждой своей строчкой и каждым словом.
— Работать в агентстве печати «Новости»... И какой же журналист не мечтал о такой карьере?!
— Будем считать, что мне повезло... Правда, свою работу в АПН мне пришлось начинать с... «переучивания писать».
— Как это?
— Очень сложно! Задача АПН, созданного на базе Совинформбюро, — знакомить зарубежных читателей с достижениями СССР, всеми способами пропагандировать советский образ жизни. По специальному плану главной редакции централизованных материалов я готовил статьи, комментарии, интервью, связанные в основном с работой геологов, нефтяников, газовиков, строителей. Затем, после соответствующего редактирования, мои рукописи размножались и рассылались во все корпункты зарубежных стран. Там они тоже редактировались, переводились и предлагались к публикации в прессе страны. Бывало, что один и тот же материал появлялся сразу в нескольких газетах и журналах. Но бывало и иначе...
По сложившейся практике редакция любого зарубежного издания могла (через нашего корреспондента в этой стране) заказать АПН материал о жизни Советского Союза. Если заявка касалась Тюменской области, то ее пересылали мне. Выполнение таких заданий (их темы в основном были связаны с нефтью и газом) было под особым контролем. Написанные материалы носили эксклюзивный характер — печатались только в журнале или газете, откуда поступила заявка.
Так вот, трудность заключалась в том, что пришлось учиться писать по зарубежному образцу и подобию. Там было принято начинать материал с лида — уже в первом абзаце кратко излагать суть публикации. А мы писать так не привыкли. Умение выстраивать рукопись по требованию агентства (а иначе зарубежные газеты твою статью просто не примут) пришло не сразу.
— Вашу фамилию многие помнят с детства: Станислав Мальцев пришел в каждый дом, где подрастали малыши, с обложки сказочной книжки «Про зайку Петю»...
— Я всю жизнь сидел на двух стульях. Днем писал по заданию редакции, а вечером или ночью — для души. Среди моих сочинений не только произведения для детей, но и пьесы для взрослых. Темы, героев мне нередко подсказывали мои многочисленные командировки. Понимаете, раньше даже то, что писалось от души, издавать было проще. Издательства включали твою заявку в план, а потом тиражировали книгу по всей стране. Сейчас другая система: хочешь, чтобы книга увидела свет, — заключи договор с издательством, оплати услуги, а потом сам ее и продавай.
— У вас есть «вещи» в столе?
— Конечно. Я не могу и не хочу запрещать себе писать. И некоторые мои вещи все же выходят в большой мир.
— А какие отношения у вас с областной организацией Союза журналистов?
— Как и должно быть — творческие. Я принимаю участие в конкурсах, балах прессы, встречах ветеранов пера и микрофона. В общем, оторванным от журналистского сообщества я себя не чувствую.
— А когда идете по улицам Тюмени, слышите за спиной: «Вот шагает легенда... Вот шагает сказочник...»?
— Ни разу не слышал. Или не услышал, потому что для меня это — не главное.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"