2 мая 2024     

Общество   

Когда молчит книга, надо о ней рассказать

Взрослый мир бьет тревогу: наши дети отвернулись от книг. Они предпочитают теперь общаться с компьютером. Часами просиживают у телеэкранов, следя сразу за несколькими мультсериалами, порой весьма сомнительного качества. Тем временем в школах продолжают сокращаться часы литературы, а книжные прилавки трещат под завалами низкопробной продукции. На страницах печати на эту тему ведутся жаркие дискуссии, не принося никакой пользы.
...Покуда большие умы пытаются решить проблему каким-либо универсальным и безотказным способом, в детских библиотеках тихо, без выкриков, скромные люди с высшим образованием и небольшой зарплатой “выращивают” будущих читателей. Думается, их работа как раз и даст в будущем нужный результат. Даже сегодня библиотекари более оптимистично, нежели все остальные, смотрят на взаимоотношения ребенка и книги. Они-то знают: дети читают и будут читать, если взрослые сумеют увлечь их литературным миром.
В Тюменской областной детской научной библиотеке эти знания основываются не на простом подсчете количества читателей. Каждый год здесь ведутся исследования под названием “Читательский портрет современного ребенка”. Составляя его, библиотекари интересуются, с какой целью ребята приходят в детскую библиотеку, какие книги чаще выбирают для чтения, что находят для себя в художественной литературе. И что же выясняется при подведении итогов? Исследователи делают вывод, что современные дети читают с удовольствием, с помощью литературы расширяя свой кругозор, пытаясь найти ответы на волнующие их вопросы.
Но это те ребята, которые уже подружились с книгой, а как увлечь чтением тех, кто с ней не дружит?
“Для ребенка книга молчит, пока ему о ней не расскажут”, — считает Ольга Токарева, заместитель генерального директора ТОДНБ.
Она еженедельно ведет занятия с группой “Горошинки”. Двух-, трехлетних карапузов, которые приходят в библиотеку с мамами и бабушками, Ольга Борисовна в игровой форме учит интересно проводить время с книжкой. Здесь малыши рисуют, лепят, делают аппликации и, конечно же, листают (пока разглядывая только картинки) свои первые книги. На последнем занятии говорили о ежах, искали этих лесных зверьков на книжных страницах.
— Что ты, еж, такой колючий? Это я на всякий случай! — декламирует Токарева.
— Да? — совсем по-взрослому переспрашивает темноволосый мальчуган.
Подобные встречи находят отклик в детских душах. А значит, есть надежда, что эти юные посетители библиотеки в будущем полюбят читать. Но не только с малышней возятся библиотекари. Дети постарше приходят на занятия “Витамин роста” и “Академия волшебства”. Они учатся не только читать, но и понимать художественные произведения.
Подростки, посещающие литературно-творческую мастерскую “Грамматика фантазии”, гостиную “Нескучная классика”, творческую лабораторию “Перечитывая заново”, уже пытаются сформировать собственную точку зрения о прочитанном.
(фото2)— Школа старается подогревать интерес к чтению, — говорит Ольга Токарева. — Педагоги обеспокоены тем, что литературных часов в программе становится меньше. Поэтому обращаются за помощью к нам. Помимо всего мы проводим цикл занятий “Детский остров” для ребят, занимающихся в группе продленного дня. Знакомим с творчеством писателей, их книгами.
Ольга Борисовна убеждена: дети не стали читать меньше. Просто количество их самих заметно поубавилось, и мотивация чтения изменилась.
— Если раньше дети читали много художественной литературы для собственного удовольствия, то сейчас, когда программы в школах поменялись (их стало много), читатели больше уделяют внимания литературе познавательной, дающей им какую-то полезную информацию, — объясняет она. — Но мы не должны занимать нишу школьной библиотеки, наша задача вырастить читателя как такового, который будет понимать, что через книгу можно получить не только информацию, но и новые чувства, эмоции.
Токарева не сомневается в том, что именно взрослые обязаны рассказать детям, что ценное они могут найти в книге. Нельзя твердить: “Читайте, с вас спросят!” Книжка должна зацепить, только тогда чтение превратится в увлекательный процесс. Чтобы это случилось, необходимо поймать момент, когда ребенок нуждается в таком добром советчике, как книга. С миром литературы должна произойти встреча, но никак не столкновение.
К сожалению, не все занятия с детьми в библиотеке ведутся регулярно. На все не хватает рук.
(фото3)— Детских библиотекарей совсем мало осталось... — с горечью в голосе замечает Ольга Борисовна.
Сейчас таких готовят только в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске. В основном же с библиотечных факультетов выпускают менеджеров и технологов информационных коммуникаций, которые прекрасно знают, как обработать книгу, занести ее в базу и выдать о ней информацию, но... совершенно не знакомы с психологией ребенка-читателя... Что будет, когда последние спецы в этом благородном деле уйдут на пенсию, Токарева не знает. Разводит руками.
...А вокруг раздается звон. Это большие тети и дяди бьют в колокола, пытаясь обратить внимание общественности на нечитающее поколение.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"