В областную столицу снова привезли всемирно известную коллекцию работ Фаберже из собрания культурно-исторического фонда “Связь времен”. Наверное, Тюмень единственный город, куда дважды приезжает одна и та же выставка.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.1703EUR90.3954
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +21...+23 °C | |
Ханты-Мансийск | +23...+25 °C | |
Салехард | +15...+17 °C |
Общество
Выставка Фаберже: бонус для тюменцев
В областную столицу снова привезли всемирно известную коллекцию работ Фаберже из собрания культурно-исторического фонда “Связь времен”. Наверное, Тюмень единственный город, куда дважды приезжает одна и та же выставка.Полгода назад она так и не открылась из-за множества технических проблем. Но сейчас все они устранены, и горожане могут, побывав в музее изобразительных искусств, полюбоваться удивительными шедеврами ювелирного искусства.
— В правительстве области с пониманием отнеслись к требованиям фонда относительно системы безопасности (установлено видеонаблюдение, специальное оборудование). Нас ничто не остановило, чтобы тюменцы увидели экспозицию “Фаберже: утраченный и обретенный”. Мы всего лишь перенесли дату открытия, — пояснил директор культурно-исторического фонда “Связь времен” Роман Такер. — В городе на Туре впервые представлен расширенный вариант коллекции. Это своеобразный бонус. Мы решили показать все разнообразие творчества Карла Фаберже.
— Выставка в Тюмени — премьера некоторых изделий фирмы Фаберже, ранее не экспонировавшихся в России. Но ядро коллекции остается неизменным — 9 императорских пасхальных шедевров, — рассказала Татьяна Мунтян, один из лучших специалистов в мире по произведениям Карла Фаберже. — Фонд обладает одним из самых крупных собраний пасхальных яиц, вторым после Оружейной палаты музеев Московского Кремля (там хранится 10 шедевров). Эти произведения Фаберже создавал на протяжении 32 лет своей жизни, сначала по заказу Александра III, потом Николая II. Всего выполнено 50 пасхальных заказов для русской царской фамилии.
В 1918 году все имущество, личные вещи императорской семьи конфисковало правительство Керенского. В 1922-м новой власти были переданы произведения Фаберже, 40 из них продали за бесценок на антикварных рынках Запада. На родине мастера осталось лишь 10 пасхальных яиц, которые находятся в Оружейной палате. Распроданные изделия разошлись по разным владельцам: три императорских яйца все еще хранятся у королевы Великобритании Елизаветы II, два попали в Швейцарию. Но крупная часть коллекции оказалась в Америке, ее раскупили тамошние нувориши. Большинство работ знаменитого мастера приобрел ценитель русского искусства медиамагнат Малькольм Форбс. На протяжении 30 лет он собирал произведения Фаберже. После смерти Форбса его сыновья выставили ювелирные шедевры на аукцион. К счастью, полностью коллекцию выкупил российский предприниматель Виктор Вексельберг, тем самым не допустив ее раздробления. Работы ювелира, когда-то потерянные, были привезены в Россию. Поэтому выставка так и называется — “Фаберже: утраченный и обретенный”.
Новые материалы по истории фирмы до сих пор находят в российских архивах, некоторые документы стали доступны для изучения лишь в последнее время. Раньше творчество Фаберже изучали в основном за рубежом (там были лучшие книги, в нашей стране не существовало даже каталогов, посвященных ювелирной фирме с мировым именем). За последние 15 лет российские исследователи обошли всех других специалистов. Любой коллекционер мечтает найти хотя бы одно из восьми бесследно исчезнувших пасхальных яиц, сделанных для царской семьи. Иногда случаются чудеса...
(фото2)— Три фрагмента из пасхального подарка, который искали 70 лет, обнаружились в Московском минералогическом музее, — заметила Татьяна Мунтян. — Прежде чем бежать из большевистской России, сын Карла Фаберже доверил незаконченный шедевр своему коллеге академику Ферсману. Он передал уникальный экспонат в фонд минералогического музея, сотрудники которого, геологи, не предполагали, что облачко из горного хрусталя и сфера из синего стекла — часть незавершенного яйца 1917 года. Пасхальные изделия Фаберже знамениты не только тем, что это шедевры ювелирного искусства российских мастеров. Все произведения так или иначе связаны с нашей историей. Коллекция фонда “Связь времен” особенно ценна: в ней собраны важные этапные работы. Например, первое пасхальное яйцо “Курочка”. Именно с него и началась знаменитая серия.
Император Александр III в 1885 году захотел подарить своей супруге Марии Федоровне к празднику яйцо, напоминавшее ей о родине. Похожее изделие находилось в собрании ее родителей, короля и королевы Дании. Заказ был сделан молодому и мало кому известному ювелиру Карлу Фаберже, он имел скромную мастерскую в Санкт-Петербурге. Подарку придавали особое значение, за его созданием следил брат императора великий князь Владимир. Само яйцо выполнено из покрытого опаковой эмалью золота, оно раскрывается на две половинки, из скорлупы можно достать золотой желток, где прячется золотая курочка. В ней были миниатюрная бриллиантовая корона, две крошечные подвески (в годы революции они потерялись).
— Мария Федоровна пришла в такой восторг от подарка, что Фаберже сразу присвоили звание придворного ювелира. С того времени (с 1885-го по 1917-й) фирма Фаберже каждый год выполняла пасхальные заказы, — продолжала экскурсию столичная гостья. — При жизни Александра III изготовлялось только одно яйцо к православному празднику. Когда императором стал Николай II, фирма делала два произведения — для Марии Федоровны, матери российского царя, и Александры Федоровны, его супруги. Когда Фаберже стали заказывать два сувенира, мастеру приходилось нелегко: вкусы у дам были разными, к тому же царственные особы друг друга недолюбливали.
Фаберже очень нравилось добавлять в свои произведения тонкие и сложные механизмы. Одним из чудес механики считается “Лавровое дерево”. Его густая крона образует форму шара. Листочки выполнены из сибирского нефрита, любимого камня Фаберже. Дерево усыпано бриллиантами, аметистами, белыми эмалевыми цветочками. Посажено оно в кадку из белого оникса. В верхней части кроны спрятано отверстие для ключика и крохотный рычажок. Если на него нажать, поднимается замаскированная в листве крышка, появляется птичка и начинает петь, кружась вокруг своей оси, поворачивая головку и открывая клюв. Механизм — в рабочем состоянии, — заверила Татьяна Мунтян.
Завершает коллекцию пасхальных шедевров яйцо, сделанное в 1916 году. Шла Первая мировая война, царская семья была разлучена. Мария Федоровна жила в Киеве, она руководила южной госпитальной группой. Николай II, главнокомандующий, находился с сыном-наследником на фронте. Александра Федоровна и дочери оставались в Санкт-Петербурге, где работали сестрами милосердия. В Пасху давний друг семьи привез Марии Федоровне в Киев подарок — яйцо “Георгиевское”. Николай II участвовал в боевых операциях, за что и был награжден орденом боевой славы — святого Георгия низшей, четвертой, степени. Царь очень дорожил орденом: он давался не за титулы, а за храбрость. В память о награждении Фаберже сделал пасхальное яйцо. Это единственная вещь, которую Мария Федоровна смогла увезти в изгнание, когда бежала в Крым.
Для исследователей творчества ювелира остается загадкой: почему Фаберже, изготовлявший пасхальные сувениры для царя и еще четырех представителей мировой элиты, на протяжении семи лет выполнял заказы купчихи Варвары Базановой, в замужестве Кельх, владелицы Ленских золотых приисков, железных дорог и сибирского пароходства. Некоторые из яиц очень похожи на императорские. Видимо, богатая и взбалмошная дама желала иметь подарки не хуже царских. Удивительно, что Фаберже с этим соглашался!
У ювелира по всей стране были свои магазины, где продавались небольшие брелочки. Стоили они совсем недорого, поэтому охотно раскупались. Известно, что Фаберже не делал разницы в качестве. Любой его предмет, даже стоимостью один рубль, делался с той же тщательностью, что и императорские подарки. Качество, не зависящее от цены, и привлекало покупателей. На царских заказах ювелир не зарабатывал: платили немного и не вовремя. Доход приносил массовый товар. В царской России в православных семьях девочкам с самого рождения дарили маленькое яйцо-подвеску. К совершеннолетию складывались целые пасхальные ожерелья.
Представлены на выставке и фантазийные предметы. “Objets de fantaisie” — так их называли в начале прошлого века. Эти вещи не имели практического назначения и считались изделиями для витрины. Анютины глазки настолько искусно сделаны, что кажется, будто они недавно срезаны и поставлены в вазочку с водой... Таких произведений Фаберже очень мало. К примеру, в коллекции Оружейной палаты находится всего два цветка, они наперечет во всем мире. Помимо цветов ювелир делал и всевозможную крошечную мебель.
Увидеть эти шедевры (на экспозиции показано 92 предмета) можно до 23 декабря. Цена билета на выставку вполне доступна — 90 рублей, предусмотрены скидки для студентов, школьников и пенсионеров. Просто прогуливаться по залам, рассматривая дорогостоящие произведения, неинтересно. Каждая из вещей, даже самых крошечных, скрывает увлекательную историю. Узнать множество фактов, связанных с жизнью царской семьи, помогут экскурсоводы Тюменского музея изобразительных искусств. Для них Татьяна Мунтян провела мастер-класс.
— Коллекция произведений Фаберже уже побывала в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Перми, Ханты-Мансийске, — отметил Роман Такер. — Обычно за месяц, пока работает экспозиция, ее посещают более пяти тысяч человек. Так как выставка — благотворительная, все вырученные от продажи билетов средства останутся в тюменском музее.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.