VII джазовый фестиваль в Тюмени был полностью посвящен одному из самых демократичных музыкальных стилей — блюзу, а точнее, таким его ипостасям, как рок-н-ролл, буги-вуги, рок-блюз, кантри-блюз...

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +6...+8 °C | |
Ханты-Мансийск | +5...+7 °C | |
Салехард | +1...+3 °C |
Общество
Эхо большого блюза
VII джазовый фестиваль в Тюмени был полностью посвящен одному из самых демократичных музыкальных стилей — блюзу, а точнее, таким его ипостасям, как рок-н-ролл, буги-вуги, рок-блюз, кантри-блюз... И называлось все это разноголосье «Big City Blues».По мнению бессменного арт-директора заслуженного артиста России Даниила Крамера, пафос нынешнего, «неджазового» фестиваля в том, что искусство, обитавшее доселе в клубах, ресторанах, на стадионах, украшавшее семейные пикники и корпоративные вечеринки, считающееся и по сей день развлекательным, «легче джаза», совершило наконец мощный прорыв на российскую концертную сцену.
Похоже, что такой поворот событий стал для участников фестиваля-«передвижника» едва ли не большей неожиданностью, чем для слушателей. Не случайно на встрече с журналистами перед первым концертом (а всего их было два) лидеры групп «OFF Beat» Денис Мажуков и «Blues Cousins» гитарист Леван Ломидзе, говоря о нынешнем туре, нередко использовали в своей речи такие сильные выражения, как «огромное событие в культурной жизни», «переворот» или даже «историческое событие», смысл которого лично для них начинает доходить только сейчас... Хотя, к слову, кому уж, как не московским музыкантам, не знать, что в России не первый год действует осенний Eves Blues Festival, такой же традиционный, как, например, «Максидром» или «Крылья»? Правда, проходит он в столицах и при участии в последние годы исключительно американских блюзменов (см. «Российскую газету» от 2.11.2007 г.)...
Надо отдать должное нашим героям: играя блюз, они нисколько не комплексуют относительно своего российского происхождения (и пионерского прошлого!), не имеющих отношения к любимому стилю. Они вообще не склонны, как выяснилось, делить музыку на «их» и «нашу», они играют «просто музыку», которая вкупе с «талантом, чувством ритма и уважением к публике» не может не вызвать положительных эмоций».
Крамер, в свою очередь, подчеркнул, что ему импонирует в ребятах то, что, «овладев стилем, они делают музыку так, как только они это и могут делать, не навешивая на себя ярлыки типа «второй Чак Бери» или «второй Джерри Ли Льюис». Однако Денис Мажуков заметил, что ему лично очень нравится, когда его сравнивают с молодым Льюисом!
Перед концертом Даниил Крамер представил упомянутых лидеров и их группы как «самых харизматичных, невероятно известных в Москве, где их просто рвут на части». Да и на родине блюза, где они проводят по нескольку месяцев в году, их тоже успели запомнить.
(фото3)Группа «OFF Beat» и Денис Мажуков открыли фестиваль, в буквальном смысле засучив рукава. Они представили «бронебойный» вариант рок-н-ролла, выдержав часовое отделение практически без нюансов, на фортиссимо, с сокрушительным энтузиазмом вколачивая в только что настроенный рояль три аккорда одной и той же тональности. Возникало подчас впечатление, что это длится одна и та же бесконечная песня...
Конечно, если устроители фестиваля предусмотрели бы где-то здесь же танцпол, то все, пожалуй, было бы в порядке. Потому что «дети джаза» явно не доросли до того, чтобы преодолеть притяжение откровенной утилитарности исполняемой музыки. Они настолько прочно еще связаны с ее моторно-двигательной природой и клубно-стадионной эстетикой, что почтенной публике оставалось притоптывать в такт ногами, крутить головами и выплескивать разбуженную, но нерастраченную энергию в бурных, как говаривали, и продолжительных аплодисментах. Аромат недорогого парфюма и жевательных резинок с банановым вкусом, плывущий по залу, дополнял саунд первого фестивального вечера.
Гитарист Леван Ломидзе с группой «Blues Cousins «внес некоторое разнообразие виртуозными и ритмически прихотливыми соло, парой неторопливых минорных композиций. Он на деле доказал, что его ухо способно различать элементарные динамические оттенки, и иногда играл ТИХО. Однако поведение Левана как заправского шоумена, если честно, слегка раздражало. Едва ли не после каждой композиции он наигранно-бодро вопрошал публику: «Как настроение?!!» И зал, изо всех сил пытаясь «соответствовать» вопросу, радостно гудел в ответ что-то хорошее, нестройно, но старательно допевал небрежно брошенную лидером фразу битловского хита «Come together»...
Эта трогательная забота о слушателе, может быть, и не выглядела бы так навязчиво, если бы и в прошлом американский гость Рон Мотан на том же джазовом фестивале не продемонстрировал тот же самый нехитрый набор приемов «интерактивного» общения с публикой: бодрый вопрос, разучивание с залом и исполнение простенькой музыкальной «мантры», наконец, «хождение в народ» — пробег музыканта по залу, можно с небольшим инструментом в руках (Леван, например, бежал с губной гармоникой). Не удивлюсь, если на будущий год в зал понесутся любимые кличи поп-звезд: «Не слышу!!! Не вижу ваших рук!!!»
Следующий фестивальный вечер в плане музыки не привнес ничего существенно нового. Хотя его участники — певица Лера Гехнер и саксофонист Алексей Попов (Санкт-Петербург) — должны были представлять фанк-блюз. Даниил Крамер не жалел ярких эпитетов: «энергичная», «экзальтированная», «сполохи огня», «необычайная тессинтура» (Лера), «лучший саксофонист Петербурга», «отличный свингмэн» (Алексей).
Жаль, что все эти достоинства оценить было просто невозможно по одной банальной причине: количество децибел на одни уши превышало не только художественные и эстетические, но и все мыслимые санитарные нормы. (фото2)И единственные слова, которые как-то можно было понять в этом отделении, — страстный выдох Леры Гехнер в зал: «Привет, Тюмень... Как вы себя чувствуете?..» Гала-концерт участников состоял из краткого перечня уже спетого и сыгранного ранее.
За семь лет существования в Тюмени джазовый фестиваль успел сменить формат, время проведения... Неизменным остался классный уровень всех участников, разнообразие стилей, жанров, составов... Блестящие диксиленды с большим «доперестроечным» стажем, уникальные дарования — Шилклопер, Локвуд, Рене Мари, авангардист Винцкевич и неоромантик Ягоджинский... К сожалению, в последние два года фестиваль «попсеет» на глазах, о традиционных «джемах» уже нет речи, потому что музыканты замкнуты в своем стиле, и, похоже, полноценный импровизационный диалог им не по плечу... Зашкаливающий уровень громкости и откровенное заигрывание с публикой...
Однако связующее звено всех этих фестивалей, вдохновитель и организатор российского джазового трафика Даниил Крамер по-прежнему в отличной музыкальной форме, по-прежнему им движет неисчерпаемая энергия концертирования, он также блещет остроумием в беседе и фантазирует в импровизациях за роялем. И только это вселяет сейчас надежду на новые интересные фестивальные проекты и впечатления.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.