2 мая 2024     

Общество   

Божественная сила слова

Накануне Крещения — дня, когда сила Божественного Слова освящает воду, главную потребность для жизни человека, и вода становится образом всеоживляющего благословения Божия, образом таинственного очищения от грехов и духовного возрождения в жизнь новую, хочется обратиться к тексту Священного Писания и найти в нем ответы на вечные вопросы...
Что есть слово? Что такое речь? Как надо говорить, слушать и молчать? Откроем Вечную книгу...
Речевое взаимодействие — необходимое условие жизни общества. Не случайно люди всегда ценили слово, верили в его силу. На заре существования человечества вера в силу слова проявлялась в магических заклинаниях, заговорах, в наличии различных запретов на произношение тех или иных слов (табу), чтобы произнесенное вслух слово не навредило человеку.
В Библии отражена божественная природа слова. При этом термин «слово» употребляется в Библии в нескольких значениях. Прежде всего, под ним понимается Бог-Слово. «Евангелие от Иоанна» так и начинается: «В начале было Слово, и Слово было от Бога, и Слово был Бог».
В Библии отмечается, что Бог сотворил все Словом: «Верою познаем, что веки устроены Словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое». Апостол Иоанн Богослов употребляет в Библии выражение «Слово жизни», под которым церковью понимается также Бог-Слово, или Божественный Логос, существовавший всегда и являющийся началом и основанием всего бытия. Под словом понимается также божественное учение. В книге «Второзаконие» из «Пятикнижия Моисея» говорится: «... не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек». В «Книге Екклезиаста» подчеркивается: «Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря».
«Мудрый» на языке библейском означало человека, который на основании просвещенного откровением разума исследовал вопросы религиозного, особенно нравственно-практического характера, стараясь применить общие богосокровенные понятия, разрешить все недоумения и противоречия. Со времен Соломона у евреев существовал целый класс мудрецов, имевших наряду с пророками и священниками сильное влияние на народ. Слова мудрых, подобно палке погонщика, будят людей от нравственного равнодушия и лени, поскольку здесь имеются в виду те острия, которые находятся на палках пастухов и погонщиков — такой комментарий можно прочесть в Толковой Библии.
Слово как божественное учение распространяли апостолы, которые верили в силу слов (в прямом значении этого термина), поскольку и Иисус Христос укрепил веру в себя не только могуществом чудес, но и силой слов. Поэтому особо почитается Библией дар слова у тех, кто призван учить, — учителей, проповедников. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом, — говорится в «Послании святого апостола Павла коринфянам», — иному чудо творения, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков». Здесь же говорится о пользе дара языков: если говорящий языками может изъяснить собравшимся смысл своей речи, дар языков ставится на уровень с даром пророчества. Состояние же говорящего языками, но не способного разъяснить свою речь, — состояние несовершенное, и прекрасная сама по себе речь говорящего останется бесполезной для слушателей, в таком случае владение языками становится даром бесплодным: «Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомом языке, то какую принесу вам пользу, когда не изъясняюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?»
Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец».
В Библии уделяется внимание ораторским данным апостолов.
Речи апостолов обычно воодушевленные, форма изложения мыслей афористическая. Сила речей такова, что многих апостолы обращали в свою веру. Например, речь апостола Петра обратила в христианскую веру «около пяти тысяч мужей»: «Многие же из слушавших слово уверовали; и было таковых людей около пяти тысяч».
Говоря о проповеднической деятельности апостолов, Библия обращает внимание на то, в чем заключается сила проповедей. Одна из главных черт речей пророков — уверенность в своей правоте: «А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его...» [Книга пророка Михея, гл. 3].
Не менее важным качеством апостольских речей является их смелость: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всей смелостью говорить слово Твое, <...> и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением».
Вот как описывает силу проповеди апостола Петра известный польский писатель Генрих Сенкевич (1846—1916) в романе «Камо грядеши?» (1896), где действие разворачивается на протяжении последних четырех лет правления римского императора Нерона (64—68 год н. э.): «...Петр стоял перед коленопреклоненными, старый, озабоченный человек, в эту минуту казавшийся воплощением дряхлости и немощи. <...> А тем временем Петр заговорил, и голос его в начале был настолько тих, что с трудом можно было расслышать слова:
— Дети мои! Я видел на Голгофе, как Бога пригвождали к кресту. Я слышал стук молотков и видел, как поставили крест стоймя, дабы толпы смотрели на смерть сына человеческого...
Далее Петр заговорил голосом уже более громким: «<...> Во имя Христа, да спадут бельма с глаз ваших и отогреются сердца!»
С этими словами апостол поднял руку повелительным жестом, и все почувствовали, что живее потекла кровь в их жилах, но также и дрожь пробежала по телу, ибо стоял пред ними уже не старец, дряхлый и ненужный, но властелин, который брал их души и, поднимая из праха, освобождал от тревоги».
В главе 10 «Евангелия от Матфея» отражены теоретические, моральные и социальные основы проповеди. Сам проповедник должен быть бескорыстным, исполнен сострадания к ближнему, помогать нуждающимся, не думая о материальной награде за труд и сам не имея имущества. Проповедник должен быть уверен, что тот, кто обидит его, будет подвергнут страшным карам в день суда, поэтому он (проповедник) должен чувствовать себя защищенным.
В соответствии с этим учением проповедник сам избирает себе аудиторию, учитывая, чтобы аудитория была благосклонна к проповеднику, т.е. имела интерес к новому слову, желала «приближения Царства Небесного».
Искусство слова высоко ценится Библией. Не случайно наиболее почитаемы христианские святые Иоанн Златоуст, апостол Иоанн Богослов, апостол Петр, которые славились умением говорить.
Русское риторическое искусство складывалось под большим влиянием искусства проповеди, и издревле именно в монастырских центрах развивалось ораторское искусство, формировались русские риторические нормы.
В Библии много изречений, отражающих требования к бытовой речи людей. Какие же требования предъявляет Библия к речам человека? Прежде всего — это умение говорить по существу. В «Евангелии от Матфея» читаем: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Апостол Павел поучает: «...а непотребного пустословия удаляйся»; «Также сквернословие и пусто-словие и смехотворство не приличны вам...»
Следующее требование к речи состоит в том, что слово должно быть продуманным и твердым: «Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово»; «Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих»; «Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ».
Особенно твердым в выполнении обещанного должен быть человек, поклявшийся самым святым для себя: «Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу». В христианстве таким самым святым, святыней является Бог. Поэтому в книге «Исход» из «Пятикнижия Моисея» завещано: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Особенности речи Библия тесно связывает с нравственным, интеллектуальным уровнем человека. В «Книге притчей Соломоновых» на эту тему очень много изречений, например: «Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен»; «В речах — слава и бесчестие, и язык глупого бывает падение ему»; «Речь глупого — как бремя в пути, в устах же разумнаго находят приятность»; «Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду», «Язык глупого — гибель для него и уста его — сеть для души его»; «Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!».
Библия налагает запрет на злоречие, клевету, использование слова во вред человеку. Апостол Павел учит: «Никакое гнилое слово да исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим».
Дурное слово на ветер молвится — часто говорят в народе, и Библия предостерегает от легкомысленного отношения к дурным (гнилым) словам, чтобы не оскорблять слушающих, а приносить духовную пользу.
Апостол Павел внушает, что умение обуздать свой язык является признаком высокого нравственного совершенства. Общечеловеческая греховность особенно проявляется в связи с неправильным употреблением дара слова. Кто может обуздать язык, тот может обуздать свое существо. «Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него», — говорится в «Книге притчей Соломоновых».
В «Послании апостола Иакова» в сильных образных выражениях рисуются гибельные действия необузданного языка. Пожар зла и гибели, зажигаемый языком, воспламеняет и сжигает огнем страстей весь круг жизни человеческой: «Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь, как много вещества зажигает. <...> И язык — огонь, прикраса неправды, язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспламеняем от геенны, ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто не может; это неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда».
Интересно, что многие изречения из Библии перекликаются с народными поговорками и пословицами. Например, в Библии говорится: «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло», а пословицы утверждают: Кто меньше толкуй, тот меньше тоскуй; Без хлопот —зажать лучше рот.
Библия советует: «Ни другу, ни недругу не рассказывай, если это не грех, не открывай»; «Выслушай ты слово — пусть умрет оно с тобою; не бойся, не расторгнет оно тебя»; в пословицах говорится о том же: Зарубай, сглаживай, да никому не сказывай; Держи язык за зубами; Много знай, да мало бай; Слово — серебро, молчание — золото.
О силе слова в Библии читаем: «Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушает кости»; «Многие пали от острия меча, но не столько, сколько падших от языка». В пословицах аналогичные мысли: Не ножа бойся, а языка; Бритва скребет, а слово режет; Слово не обух, а от него люди гибнут.
Подобного соотношения мыслей из Библии и пословиц, поговорок можно привести немало. С одной стороны, многие изречения Библии стали крылатыми словами. Мы употребляем их, не подозревая, что это — текст Священного Писания, например: «Не ведают, что творят» [Евангелие от Луки, гл. 23], «Не добро быть человеку единому» [Бытие, гл. 2], «Манной небесной питаться» [Исход, гл. 16]. С другой стороны, многовековая народная мудрость, запечатленная в Библии, делает ее нестареющей, вечной Книгой.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"