25 мая 2025     

Общество   

Хочет ли подросток быть чучелом?

Успешная старшеклассница, определившаяся в выборе будущей профессии, дочь хороших родителей, вдруг решается шагнуть к краю пропасти, к последней черте... Внешнее благополучие, отсутствие видимых симптомов трагедии не насторожило взрослых. И они не смогли стать для подростка той опорой, которая помогает сохранить внутреннее равновесие...
Не делать акцент на подобных примерах, попытках суицидов среди несовершеннолетних, в прошлом и позапрошлом году потрясших Тюмень, попросили корреспондента “ТИ” организаторы круглого стола, который прошел в управлении по образованию администрации Тюмени. Мы пообещали объективно проинформировать о состоявшемся разговоре на тему “Современные дети, семья и школа”.
Заместитель начальника городского управления по образованию Любовь Гнусарева сообщила, что подростковая преступность в Тюмени сократилась на 20 процентов. Это результат двухгодичной упорной, системной, пошаговой работы, которая проводится в городе. Проблема воспитания детей и подростков была в центре внимания и на двух последних августовских конференциях городской педагогической общественности, и на семинарах. Многое сделано участковыми инспекторами, появившимися в тюменских школах, и учреждениями дополнительного образования. Сегодня в кружках и секциях занимается почти 73 процента несовершеннолетних и 89 процентов школьников. Создан городской координационный совета по безопасному общению подростков в глобальной сети. С 16 октября в Тюмени открыта интернет-конференция “От 16 и старше”, где каждый школьник может обсудить со сверстниками мучающую его проблему. К примеру, почему он не любит своих родителей.
Однако, несмотря на общую обнадеживающую тенденцию, не может не беспокоить тот факт, что в 2007-м почти в два раза возросло количество преступлений, совершенных девочками, а также в группах. Любовь Александровна сообщила, что в октябре-ноябре прошлого года в Тюмени было проведено социологическое исследование по эмоциональному состоянию учащихся 7-10 классов. По его данным, у детей 29 образовательных учреждений города отмечен высокий уровень агрессивности. Это оборачивается индивидуальным и групповым насилием, жестоким обращением с одноклассниками, вымогательством. И ответной реакцией жертв обидчиков.
Поэтому нельзя довольствоваться достигнутым. Круглый стол и призван продолжить начатое. Придать ему новые ориентиры. Поэтому, приглашая к разговору членов представительного собрания (не только специалистов системы образования, но и здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел, дополнительного образования, а также представителей научной интеллигенции, родительской общественности, православной церкви), начальник городского управления по образованию Вера Соловьева призвала к конструктивному диалогу. Предложила взглянуть на происходящее в среде тюменских школьников “под углом той ситуации, которая волнует и достаточно нова”.
Можно, продолжила Вера Константиновна, предпринимать локальные меры профилактики. Но этого сегодня уже недостаточно. Важно определить, что конкретно требуется делать не какой-то одной службе, а ВСЕМ ВМЕСТЕ, чтобы предотвратить подобные явления. Выработать “четкий алгоритм действий”, методик, технологий, что позволит “систематически отрабатывать вопросы, которые поставила подростковая среда”. Хорошо бы наравне со школами, где высок уровень агрессии учеников, проанализировать, какие условия способствовали созданию благодатной атмосферы в учебных заведениях с низким уровнем детской агрессивности.
Доцент академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ Тамара Строкова считает, что в воспитании нет места алгоритмам. Здесь должен быть только индивидуальный подход. К каждому случаю. Без приписывания общих мотиваций. И главное при этом — знать детство... Тамара Александровна откровенно сказала, что она, 37 лет жизни отдавшая преподаванию, не сразу приняла тезис о том, что агрессия — естественное проявление человека. Но это так. Конечно, мы не рождаемся агрессивными, однако, войдя в мир, вынуждены таким образом отвечать на его вызовы. Агрессия бывает “злокачественной”, а бывает “доброкачественной”, то есть средством самозащиты, самоутверждения...
Ведущая круглого стола заместитель директора городского информационно-методического центра Любовь Суслова заметила, что протестные реакции возникают у подростков, когда их не готовы принять взрослые. В 94 процентах случаев неадекватные формы поведения порождает конфликт с окружающими, из них в трети случаев — с родителями, а также чувство одиночества, заброшенности.
Доцент кафедры клинической и юридической психологии, ведущий сотрудник центра формирования здоровья ТюмГУ Наталья Малярчук поведала о собственном опыте общения с современными подростками. Ребята недоумевают, почему педагоги не говорят с ними о духовном, почему учителя не понимают учеников, а ученики — учителей? Это непонимание, констатирует Наталья Николаевна, оборачивается ростом психосоматичных заболеваний у школьников. Дидактоневроз — одна из причин суицидального поведения подростков.
Считается, продолжила Тамара Строкова, что источником зла являются взаимоотношения педагогов и детей. Однако, как свидетельствуют соцопросы, на первое место среди причин неадекватного поведения несовершеннолетних вышли социально-экономические потери, которые мы понесли в 1990-е годы, а также их последствия: материальное расслоение, утрата прежних идеалов, в том числе нравственных. Поэтому сегодня перемены необходимы и самой личности, и обществу, и семье... Наукой доказано: если ребенок до трех лет не имел тесного контакта с мамой, не был ни разу прижат ею к груди, то он потенциальный клиент различных казенных учреждений.
Тамара Александровна как положительный опыт оценила созданную в Тюмени школу примирения. Из 360 случаев раздора здесь сумели позитивно разрешить более 200. Стольких людей смогли спасти! Это стало конкретным ответом директору МОУ № 29 Антонине Гавриловой, которая, рассуждая о путях взаимодействия семьи и школы в решении конфликтных ситуаций, высказала идею создания своеобразного совета примирения. Программа выхода из конфликта с детьми должна включать в себя многое, в том числе сам уклад школы, ее традиции.
Начальник управления по образованию Вера Соловьева поинтересовалась мнением Антонины Александровны о существующей практике “выдавливания” из образовательных учреждений трудных учеников. Родитель забирает провинившееся чадо из одной школы и переводит его в другую — на этом конфликт якобы исчерпывается. Педагоги, принявшие учащегося, порой даже не удосуживаются позвонить своим коллегам, чтобы узнать, что стало причиной такого шага. Поэтому проблемный ребенок остается для них “чистым листом”... И подобный “самый легкий уход от конфликта” происходит в едином образовательном пространстве города!
В 90 процентах случаев, утверждает статистика, основным мотивом суицида среди несовершеннолетних становится их желание заявить о себе, оказаться в центре всеобщего внимания. Об этом говорил и председатель городской общественной организации “Родительская инициатива” Евгений Показаньев. 12-15 лет — возраст, когда человек заявляет о себе как личности, активно занимается поиском смысла жизни. И — делает собственный неутешительный вывод о том, что земное существование сводится лишь к... продолжению рода. Но не желает с этим мириться.
Загруженные работой родители, как правило, отмахиваются от вопросов ребенка, в лучшем случае вежливо просят подождать, тем самым теряя детское доверие. Как его возвратить? Готового рецепта нет, в том числе и у Евгения Васильевича. Может, диалогом между подростками займется Интернет? Пока же сайта, где можно обменяться мнениями о смысле жизни, узнать точку зрения специалистов, педагогов, психологов, к сожалению, нет.
Обсуждаемая тема не нова, о чем напомнили фрагменты потрясающего фильма Ролана Быкова “Чучело”. Проблема взаимоотношений “отцов и детей” извечна, констатировал директор института педагогики, психологии, управления ТюмГУ Леонид Плотников. Сегодня же, когда все процессы в обществе усложняются, она приобретает иную окраску. Но если искать первопричину, то не кроется ли она в самих взрослых? Не подают ли они примеры жестокости, грубости, хамства, неумения находить компромисс? Кроме того, продолжил Леонид Дмитриевич, при всем уважении к педагогическим работникам различных уровней и звеньев приходится говорить о том, что учителя не умеют общаться с детьми. В ответ ребята нам не доверяют. Не верят...
Поэтому воспитание и образование требуется не только детям, но и их родителям, и педагогам. На этом настаивали многие участники круглого стола. В результате они пришли к выводу: следует научиться слушать и слышать ребенка, видеть изменения, происходящие в подростке, и говорить ему об этом. Важно не пройти мимо, поддержать в сложной ситуации. Помочь вступающим в жизнь школьникам духовно состояться. Учить их преодолевать стресс, чувствовать жизненную перспективу. Создавать при общении с ними дружелюбную обстановку. Просто любить...
По данным отечественных исследователей, в 2007 году насилию со стороны одноклассников подверглись 82 процента российских школьников в возрасте от 6 до 17 лет. За последние пять лет доля “униженных и оскорбленных” среди несовершеннолетних возросла почти в два раза, жизнь самоубийством покончили более 14 тысяч несовершеннолетних.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"