29 апреля 2024     

Общество   

Гражданской авиации России — 85 лет

Тюменское небо
Юбилей авиации... Вспоминается прошлое. Наши лучшие годы, когда мы с Лидой Улановой работали в многотиражной газете “Авиатор Тюмени”. Сейчас мало кто знает, что существовала такая областная многотиражка, ведь у нее была довольно короткая жизнь — с 1967 по 1977 год включительно. Мы с Улановой были первыми литсотрудниками “Авиатора”! Мне было 26 лет, ей — 25, мы мало что знали об авиации, но изо всех сил старались узнать побольше. А для этого — летать подальше: на трассы, в экспедиции, где работали наши вертолетчики, включая и Заполярье.
Первым редактором газеты был Сергей Шумский, ставший впоследствии известным тюменским писателем. На редакторском посту его сменил опытнейший тюменский журналист Александр Прокопьевич Самойлик. Грех жаловаться — они отлично относились к молодым журналистам, помогали советом, не уродовали редакторской правкой наши “шедевры”. И были очень довольны, что мы с удовольствием летаем по северным авиапредприятиям и всегда привозим интересные и оперативные материалы.
Это сейчас есть компьютеры, факсы, мобильные телефоны, отличная связь с Севером. Проложены дороги. Есть гостиницы, кафе и рестораны. А нам тогда доставался тот же неуют, что и самим вертолетчикам, — балки, где ночевали на чем придется, бездорожье, холод. Но в молодости этого не замечаешь! Ведь 60-70-е годы были удивительными, полными настоящей, суровой рабочей романтики — шло освоение природных кладовых Тюменского региона. Конечно же, мы старались быть там, где трудились наши авиаторы.
Обычным транспортом были вертолеты Ми-4, самолеты Ан-2 и Ан-2В (гидросамолет), самолеты Ли-2 и даже Ан-12, которые только-только начинали поступать во вновь созданное Тюменское управление гражданской авиации. Самолеты Ан-24 даже сами пилоты шутя называли “королевской авиацией”... Но как же я забыла вертолеты Ми-6, без которых было бы немыслимо осваивать Север?
Эти гиганты (по тем временам) таскали на внешней подвеске не только трубы для трасс, но и жилые вагончики, тракторы, автомобили. Отлично помню то захватывающее чувство: мы — первые по сути летописцы тюменской авиации...
Газета наша была органом политотдела и теркома профсоюза управления гражданской авиации. И мы были бесконечно благодарны Ивану Ефимовичу Савченко, начальнику политотдела, предоставившему нам полную свободу действий. Нас не ограничивали в командировках, не требовали сдавать материал для проверки: а вдруг что-то не так напишем?! Нам доверяли и нас уважали, не гасили наши творческие порывы.
Тираж три тысячи экземпляров был немаленьким, и, к нашей радости, газету читали от Тюмени до Мыса Каменного и Тазовского, куда она поступала без задержки.
У нас появился прекрасный авторский актив. Фотокором номер один стал пилот Анатолий Тишенских, который до этого не занимался фотографией. Он чуть ли не в каждый полет брал с собой фотоаппарат. Даже начал писать репортажи и зарисовки. Командир самолета Ан-24 Сергей Овсянников обеспечивал газету юмористическими рисунками. Настоящей находкой оказался вертолетчик 255-го отряда Вадим Веприцкий: он писал корреспонденции на актуальные темы и делал прекрасные рисунки тушью.
Были у нас нештатные авторы и из северных авиапредприятий. Авиатехник Василий Ятленко из Ханты-Мансийска писал зарисовки и корреспонденции. При этом рос профессионально — переучился на бортмеханика вертолета Ми-8. А впоследствии стал членом Союза журналистов России. Жил и работал в Новом Уренгое.
(фото2)Хорошие снимки присылал из Сургутского авиапредприятия начальник штаба Петр Конкин. Из Нефтеюганска шли корреспонденции от начальника отдела перевозок Зои Ильиной. Были и другие авторы, всех не перечислишь.
Многие северяне, прибывая в командировку в Тюмень, заходили в нашу редакцию: кто-то приносил свежие материалы или фотографии, кто-то рассказывал о последних новостях в жизни авиапредприятия, чтобы эти новости попали на страницы “Авиатора”. Все сотрудники газеты носили аэрофлотовскую форму и очень гордились этим — мы были крошечным, но нужным звеном в Тюменском управлении гражданской авиации.
Не было проблем с вылетами на Север. Можно было подойти к любому экипажу, и тебя брали на борт, ведь журналист — свой человек! А как романтично звучали для нас названия северных поселений — Сабетта, Саранпауль, Няксимволь, Самбург!
(фото3)Авиация — это молодость! Командирами экипажей, героями пятилеток были наши ровесники. Многим большим командирам было чуть за 30. Знаменитый командир вертолетного отряда Ю.Южаков в 1967 году отметил 35-летие со дня рождения. Практически моим ровесником был замполит Сургутского отряда В.Баранов. Не было 30 и Владимиру Шарпатову, он летал рядовым командиром самолета Ан-2 и не мог себе представить, что впереди у него полеты за рубеж на мощном гиганте Ил-76 и знаменитый кандагарский побег, за который он будет удостоен звания Героя России! А тогда, в 60-70-е годы, он был активным автором “Авиатора Тюмени”, правда, свои стихи он нам не показывал.
Прошло сорок лет с тех пор, как мы пришли в авиацию. Мы искренне полюбили ее, много и с удовольствием писали и о покорителях воздушного океана, прославившихся на всю страну своим героическим трудом, и об инженерах и авиатехниках, обслуживавших самолеты и вертолеты, о синоптиках, перевозчиках, диспетчерах службы движения...
Не все наши герои дожили до этих дней, и мы порой с трудом узнаем друг друга — так поработало время! И очень приятно, когда ветераны авиации говорят, что хранят в личном архиве наши газеты, пожелтевшие от времени, но столь дорогие для них как память о славном прошлом.
С юбилеем, дорогие ветераны! Пусть вам не изменяет оптимизм! Искренне желаю вам бодрости и здоровья, достойно дожить до 100-летнего юбилея гражданской авиации!
Нравится

Комментарии к статье

Василий: 30.03.2013 10:58
А Вы знаете - приятно... когда видишь, что о тебе помнят.
И поэтому, если конечно это не будет воспринято как некоторая нескромность - могу чуть добавить и - несколько поправить...
Я никогда не был бортмехаником Ми-8... я летал на нём- вторым пилотом. А до этого в 1972-м летал в Тжменском аэроклуде ДОСААФ на Як-12 , и в 1973-м - окончил ОЛТУ ГА продолжид летать уже в качестве второго пилота Ан-2, а затем и командира экипажа Ан-2. Был кстати ЕДИНСТВЕННЫМ пилотом имеющим право ремонта и подготовки своего самолёта: в 1976-м в аэропорту Усть-Мая зимней ночью ЛИЧНО заменид прогоревшую секцию выхлопного коллектора, чтобы не сорвать рейс. В 1981 - переучился на ";восьмёрку"; в КрЛУГАВ 1983-м вернулся на Тюменский Север, но уже в Новый Уренгой - вторым на Ми-в. В 1989 - создал Новоуренгойское Объединение общественных корреспондентов (печать, счёт в банке...), а в 1994-м вышел на пенсию и уехал в Москву. В 2002-м - главный редактор журнала АТК ";Ямал"; - ";ЯМАЛ";.
Трое сыновей... трое внуков...
Ну вот примерно так...
С Уважением - Ятленко Василий Гаврилович - Ваш внешиаиный автор

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"