Какая работа кипит за сценой, обычные зрители не догадываются: дальше гримерок им не прорваться. Но стоит ли разрушать ощущение тайны?

Курс ЦБ РФ
сегодня USD78.5025EUR89.3108
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | +20...+22 °C | |
Ханты-Мансийск | +10...+12 °C | |
Салехард | +6...+8 °C |
Общество
Человек из-за кулис
Какая работа кипит за сценой, обычные зрители не догадываются: дальше гримерок им не прорваться. Но стоит ли разрушать ощущение тайны? Изнанка сцены совсем не похожа на тот мир, который видишь во время спектакля...Актеры заставляют публику то смеяться, то грустить. В нужный момент приглушается свет, слышится музыка. Звуки сочетаются с репликами, жестами, светом, сценографией — и кажется, что по-другому и не может быть. В этом и есть магия театра, творят которую обычные люди. Режиссер, художник, заведующий постановочной частью, помощник режиссера, их в шутку называют “бойцами невидимого фронта”. С одним из таких бойцов — Верой Сокуровой — мы и встретились за кулисами Тюменского драматического театра. Поводов для беседы было сразу два.
— В этом году мне исполняется 50 лет, — свой возраст помощник режиссера сообщила без привычного женского кокетства и поспешила добавить: — Из них 30 служу театру.
Она окончила радиотехническую школу по специальности “техник-радист”. Сначала устроилась в аэропорт Рощино, но задержалась там ненадолго, всего на месяц. Затем оформилась в строительный трест. Здесь светила престижная должность начальника радиостанции, приличная зарплата. Но... несколько строчек в газете перевернули всю жизнь Веры Сокуровой.
— Как-то во время обеденного перерыва прочитала объявление: театру требуется техник-радист. Мне стало любопытно: что может делать такой специалист в театре? Вот и зашла сюда в поисках ответа. Владимир Ротбергер, тогдашний замдиректора театра, провел меня по кабинетам, рассказал, чем занимаются режиссер, художник, технические службы. Тогда все показалось слишком сложным.
...В театре Веру Игнатьевну “приперли к стенке”. Как она ни пыталась убедить себя и окружающих, что такая работа не для нее, ценного специалиста уговорили остаться, хотя бы попробовать.
— Я влюбилась в театр сразу. Непростое, ответственное дело — давать музыку по репликам актеров — пришлось по душе, — призналась собеседница. — В театре от смекалки техника-радиста зависит очень многое. Однажды был такой случай. Когда текла крыша, где-то замкнуло провода. О чем говорят актеры на сцене, могла только догадываться. Чтобы вовремя нажать кнопку, наизусть проговаривала каждую фразу. Пока длился спектакль, не произошло ни одной накладки. За пятнадцать лет работы техником-радистом бывало всякое, но этот эпизод запомнился... Как-то Александр Цодиков, тогда главный режиссер, предложил заняться реквизитом. “Ты уже доросла до того, чтобы самой руководить”, — сказал он. Уходить с должности не хотелось, работать с музыкой, актерами очень нравилось. Однако если попросили, разве можно было отказаться?
Много лет Вера Сокурова заведует реквизиторским цехом. К этой небольшой комнатке, расположившейся в тупике закулисного лабиринта, не подходит громкое слово “кабинет” или “мастерская”. Это тихий закуток, где можно найти старинную печатную машинку, зонтики, чемоданы, зеркала, дамские сумочки, всевозможную посуду, разносортные бутылки... В кажущемся хаосе — определенный порядок. В реквизиторской спектакли “разложены” по своим местам.
Любая вещь, попавшая сюда, обретает новую жизнь, наполняется особым смыслом. “Я, как Плюшкин, собираю все подряд где придется. Муж надо мной подшучивает: ”У тебя выработался инстинкт помойщицы". Никогда не знаешь, какая мелочь понадобится в спектакле, потому и высматриваешь среди мусора что-нибудь стоящее", — замечает Вера Игнатьевна.
“Слуга двух господ” — реквизиторского цеха и режиссерского пульта, она умудряется успевать все.
— Это, наверное, в крови, — улыбается хозяйка уютного чуланчика. — Моя прабабушка, в прошлом крепостная, всегда занималась несколькими делами сразу и нас к тому же приучала. За мамой вообще никто не мог угнаться. Она вставала ни свет ни заря, успевала и работать (дел у агронома невпроворот), и четверых детей обшивать да обвязывать, еще и стихи писала. Я тоже пишу — сценарии капустников (вместе с коллегой Татьяной Дрогановой), эпиграммы. Правда, времени для творчества катастрофически не хватает. Сейчас его немного больше. А раньше я “охотой на лис” увлекалась, добилась неплохих результатов. Рыжим плутовкам ничего не грозит, когда идут соревнования. “Охота” — всего лишь радиопеленгация, а “лисы” — радиопередатчики. Их сигналы спортсмены должны уловить за минимальное время. Наверное, совсем сдуреть надо было, чтобы заниматься военным видом спорта. Бегать пятнадцать километров по лесу... Мало ли кого там можно встретить?..
В прошлом кандидат в мастера спорта по “охоте на лис”, Вера Сокурова и сегодня в отличной форме: редко кто рискнет состязаться с ней в армрестлинге, разве что в шутку.
— В театре ценится хорошее чувство юмора. Если его у человека нет, он живет неполноценной жизнью, — уверена помощник режиссера. Эту должность ей предложил Алексей Ларичев. Он выпускал спектакль “Мой бедный Марат” по пьесе Арбузова, и главному режиссеру тюменской драмы было важно передать постановку, как сам признавался, в теплые, заботливые руки. “Я подумала: если доверяют, стоит попробовать”, — пояснила Вера Сокурова.
Сегодня она ведет десять спектаклей из репертуара театра, словно невидимый дирижер управляя действом на сцене. Помощник режиссера все слышит и видит, замечая каждую мелочь: чтобы вовремя поставили декорации, дали три звонка, актеры не пропустили свой выход, поднялся или опустился занавес, зажегся свет...
Тексты пьес, которые помреж берет на спектакль, исписаны всевозможными пометками: “Включить дождь”, “Подать горшок”... Этими подсказками Вера Игнатьевна давно не пользуется, а при необходимости и суфлера заменит — подскажет актеру забытую фразу.
При таких нагрузках важны не только крепкие руки и железные нервы. Помощник режиссера должен иметь необыкновенное чутье. Никогда не знаешь, какой “сюрприз” ожидается, пока идет спектакль. Важно, чтобы зрители не заметили сбоя. Случается в театре всякое. Достаточно поставить, к примеру, бокалы не так, как обычно, — и актер замешкается, выбьется из роли, вовремя не среагирует на фонограмму, тогда весь спектакль пойдет кувырком. “Нужно чувствовать атмосферу спектакля, играть его вместе с актерами”, — делится секретами Вера Сокурова. Рассказывать о хитросплетениях закулисной жизни она может часами. Память хранит множество интересных историй — необычных, трогательных, смешных.
— Мне не раз приходилось появляться перед зрителями, — рассказывает собеседница. — Как-то актриса не явилась на спектакль, но ее отсутствие обнаружили, когда “Сказка о царе Салтане” шла своим чередом. За считанные минуты мне показали движения (сказка-то — с песнями, танцами), обрядили в костюм — и с пожеланиями “ни пуха ни пера” отправили на сцену. По роли нужно было кланяться в пояс (я в эти моменты подсматривала, что делают актеры). После спектакля режиссер заметил: “Поучитесь кланяться у Сокуровой! А вы согнуться не можете...” Чего у меня учиться, актеры просто подустали, они-то играли сказку несколько дней подряд. Второй раз выходила в “Джентльменах удачи”. В тот вечер, как обычно, проверяла реквизит. Вдруг в комнату заскакивает Анатолий Бузинский и испуганно спрашивает: “А где Джоконда Александровна?..” Выяснилось, что она заболела. Недолго думая, Бузинский схватил передник, надел его на меня и сказал: “Пошли!”
Актриса играла небольшую роль, но слов было прилично. Благо, что текст знала наизусть...
Одну роль вообще сама себе придумала, по ходу действия. С “Маленьким спектаклем на лоне природы” мы ездили зимой по районным центрам. В одном из деревенских домов культуры не работало отопление. Сосульки висят, дубняк такой, что аппаратура отказывала! Играли лето: актеры выходили на сцену в легких костюмчиках, тапочках на босу ногу. Согреться невозможно. Администратор долго извинялся за неудобства и пообещал: “Чтобы вы совсем не замерзли, я вам водки поставлю”.
Финальная сцена в спектакле — застольная. Герои угощаются горячей картошкой, квашеной капустой, солеными огурчиками, водочкой (конечно, в бутылке обычно плещется вода). Но в предлагаемых обстоятельствах решили “остограммиться” по-настоящему. Володя Ващенко, тогда помрежиссера, говорит: “Слушай, они ведь сейчас пить будут, а нам как согреться?!” В спектакле постоянно упоминается Танька-рюмочка, это такая воображаемая героиня, которая на сцене не появляется, но косточки-то ей перемывают: дескать, пьющая, гулящая, пропащая... Вот я Ващенко и предложила: “Давай сыграю Таньку, а ты будешь ее новым хахалем”. Обула тапочки, накинула шубу — и мы вышли на сцену. Как положено, представилась: “Добрый вечер! Я Танька-рюмочка, вот мой новый хахаль. Он мне шубу купил, пришла к вам похвастаться. О, вы как раз пьете, значит, заодно и обмоем покупку!” Налили с Володей себе по рюмочке... Мне этой водки и даром не надо, но из солидарности — выпила. Актеры, офонаревшие от неожиданности, так и сидели молча, не могли прийти в себя от изумления. Ващенко придумал очередную реплику: “Ладно, нечего рассиживаться! Коровы не доены, куры не кормлены”, — взял меня за шкирку, и мы ушли.
Зрители не заметили подвоха, решив, что все так и задумано. Замечательная хохма получилась. После того случая ко мне надолго прилепилось прозвище Танька-рюмочка, потом ушло.
Помощник режиссера, если нужно спасать ситуацию, из чувства солидарности или по замыслу постановщика, как в спектакле “Кин IV”, может выйти на сцену. Но чтобы стать актрисой...
— Это не мое совершенно! — категорично отмахивается от моего вопроса Вера Сокурова. — Люблю свою закулисную должность.
Она прошла хорошую театральную школу. Потому и ценят ее в коллективе. Толковый помощник режиссера в театре — на вес золота: таких специалистов не готовят в вузах, профессия эта — штучная. Научиться можно только самому. Набивая синяки и шишки, искать верные решения.
— Опыт техника-радиста часто выручает. Когда приезжаем на гастроли, мне совсем не сложно разобраться с аппаратурой. Хватает нескольких минут, чтобы понять, что к чему. Поначалу случались курьезы, — помреж на минутку задумывается. — Я перед первым спектаклем, который доверили вести, решила посмотреть, как работает круг, включила механизм. Из кармана сцены вышел Геннадий Федорович Колбин. Он что-то налаживал, стоя на стремянке. Я дала круг — и завпост полетел с лестницы, немного ушиб колено. Это было боевое крещение, урок номер один для меня: смотри, что делаешь. Больше таких промашек не происходило. Если чего-то не знала — подсказывали. У нас в театре очень демократичные отношения. Считаю, помощник режиссера должен действительно помогать постановщику организовать процесс, чувство локтя просто необходимо. А режиссер... Если он лидер, умеет зажигать актеров своими идеями, знает, чего хочет добиться, спектакль получится удачным.
За тридцать лет в театре Вера Сокурова работала со многими известными режиссерами, общалась со знаменитыми актерами. “За кулисами они совсем не такие, как на сцене, — уверяет. — Чем талантливее человек, тем он добродушнее, сговорчивее. Если у звезды ничего нет за душой, окружает себя надуманной популярностью".
В театре постоянно узнаешь что-то новое. Как ни пытайся, идти по накатанной дорожке не получится.
— Здесь каждый день начинается с чистого листа. Отрепетированный спектакль никогда не играется одинаково, — констатирует Вера Игнатьевна. — Актер — живой, эмоциональный человек. Важно понимать, чувствовать его настроение, догадываться, как музыку дать — тише или чуть погромче. Главное — следовать за актером. Работа помощника режиссера не может быть холодной, равнодушной. Это тоже творчество. Если действо идет, как положено, его совершенно не слышишь, занимаешься каким-то делом. Но только ухо уловило отсебятину, затянувшуюся паузу, сразу настораживаешься. Во время спектакля “Шалом, Америка!” ко мне подошла за кулисы замдиректора, срочно нужно было утрясти какой-то вопрос. Мы разговаривали — и вдруг, сама того не ожидая, нажала кнопки на пульте... Меня бросило в холодный пот: что же натворила?! Оказалось, сработало внутреннее чувство — и после нужной реплики машинально закрыла занавес... Был еще один случай. Во время спектакля “Гарольд и Мод” упал штакетный станок, видимо, расшатались крепления. Мозги не успели среагировать — руки автоматически закрыли занавес. Объяснение простое: наработанный опыт пульсирует сам по себе.
Выдержать подобные испытания не всякому под силу, вот и остаются здесь только театральные люди. Это понятие не относится к должности. Речь идет об отношении к тому, чем занимаешься. Театральным человеком может быть и монтировщик декораций, и вахтер...
— Мы же не за деньги работаем, — улыбается помощник режиссера. — Театр — это большая семья, со своими проблемами, радостями. Когда ведешь спектакль, который по душе, спешишь в театр с легкостью, желанием. Конечно, хочется, чтобы работа была в кайф, в удовольствие. Такое не всегда возможно, случаются, хоть и редко, разочарования. Где-то приходится ломать себя. Но я живу по принципу: сегодня не так, завтра будет лучше...
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.