2 мая 2024     

Общество   

Вслед за "Солнцем" — на край земли...

Пять лет прошло с той поры, как в Ханты-Мансийске — городе, который стремительно наращивает культурный слой, — родился уникальный этнический «Театр обско-угорских народов — Солнце». Правда, тогда он еще не был Солнцем. И начинался не с традиционной вешалки, а со слов: «Это невозможно!», сказанных актрисой и режиссером Ольгой Александровой самой себе.
На реализацию проекта правительство Югры выделяло деньги. Однако Ольга Яковлевна, которая к тому времени прошла путь от начинающей актрисы до главного режиссера молодежного драматического театра «Иднакар» в городе Ижевске, понимала, что на пустом месте без профессионалов создать театр невероятно сложно.
Она раздумывала в течение месяца. Потом дала ответ: «Деньги не решают такие вопросы, но они могут помочь». И власть округа распорядилась: «Театру быть!»
Александрову заметили в Ханты-Мансийске летом 2002 года на финно-угорском фестивале ремесел, куда она приехала со своим спектаклем по удмуртскому фольклору. Персоной талантливой и энергичной актрисы заинтересовались в департаменте по вопросам малочисленных народов Севера и департаменте культуры и искусства. Вот тогда и поступило ей заманчивое предложение создать в округе национальный театр ханты и манси.
Зачем ей нужно было рисковать? Ехать жить и работать куда-то на северный край земли? Чтобы понять это, нужно знать, с чего начиналась сама Ольга Александрова...
(фото2)— Я коренная удмуртка, — рассказывает она. — Мои родители были учителями. Отец — лирик, гуманитарий. Окончил три факультета — филологический, исторический и географический в двух университетах. Был человеком энциклопедических знаний. К сожалению, рано умер. Мне было всего четыре года. Так что росла я без отца. Мама — мужественный человек. Серьезная и волевая. По образованию химик-биолог. Думаю, я взяла самое лучшее от родителей: отцовскую голову и мамин характер. Отец занимался древними цивилизациями и этносами — тем, чем занимаюсь сейчас я, только воплощаю это в театре. К театральной профессии я шла всю свою жизнь. С детства занималась хореографией во Дворце культуры. А в старших классах пошла в театральную студию. Всегда знала, что буду если не балериной, то актрисой. После школы поступала в столичные театральные институты на актерское отделение. Не поступила. Семнадцать лет, из провинции, связей — никаких... Потом увидела объявление о наборе в ученический состав Ижевского театра кукол. Меня взяли сразу. Очень скоро из учениц перевели в актрисы. Потом я еще дважды поступала в театральные вузы. Но увы... Тогда сказала себе: «Все равно актрисой буду обязательно!» И стала. Такой характер. Я окончила Московский государственный институт культуры по специальности «режиссура массовых зрелищ» и Московскую академию переподготовки работников искусства и культуры по специальности «режиссура драмы». Работала в Нижнем Тагиле, где поставила спектакль «Слово о полку Игореве» на древнерусском языке. Потом снова уехала в Москву, работала в столичных театрах актрисой.
Александрова стажировалась в «Ленкоме» у Марка Захарова и в Московском театре юного зрителя у Генриетты Яновской. Это стало для нее хорошей школой.
Большую роль в жизни будущей актрисы сыграло то, что родная бабушка и все родственники в деревне, куда Ольга приезжала на каникулы, говорили на удмуртском языке.
Бабушка, по словам Ольги Яковлевны, жила в реальной этнической и фольклорной среде. И учила внучку родному языку на «кафедре народной жизни». В городе в ту пору было «немодно» разговаривать на удмуртском.
Детство, проведенное в деревне, не прошло даром. Александрову стали интересовать «преданья старины глубокой». Она начала серьезно изучать удмуртский фольклор, мифологию и этнографию. Сейчас говорит: «Бабушка и удмуртская культура открыли для меня весь мир». Это не преувеличение. Свой счастливый билетик Ольга Яковлевна вытянула именно благодаря знаниям языка, полученным в детстве.
Она создала моноспектакль, этакое этническое действо, основанное на удмуртском фольклоре и на удмуртском языке. И сыграла его в 1994 году на международном театральном фестивале в Финляндии. Спектакль стал сенсацией. После этого на актрису посыпались приглашения отовсюду. За четырнадцать лет Александрова побывала на более чем пятидесяти международных фестивалях в более чем двадцати странах мира. Ее зазывали не только как актрису, но и как режиссера-постановщика и фольклорную певицу. В Финляндии она поставила «Записки сумасшедшего» по Гоголю, в Норвегии осуществила фольклоро-музыкальный проект «Волк из Финнскугена» («Финнскуген» переводится как «финский лес»), в котором работала с музыкантами и актерами из Норвегии, Финляндии и Швеции.
В конце концов поняла, что московская театральная богема — не для нее. И вернулась в Ижевск. Здесь ей предложили место главного режиссера молодежного драматического театра «Иднакар», которому Ольга Александрова отдала три года. Потом были стажировки в Москве и поступление в аспирантуру, а вскоре случилась судьбоносная поездка в Ханты-Мансийск.
— Изучая удмуртскую национальную культуру, я всерьез начала интересоваться и культурой всех финно-угорских народов. Читала много книг по мировому фольклору, — говорит Ольга Яковлевна. — Древняя культура ханты и манси стала одной из составных частей той мозаики знаний, которой мне довелось овладеть. У меня есть диссертация на тему мифологического пространства, на основе которого строится все финно-угорское искусство. Когда я в 1996 году в Будапеште и Хельсинки познакомилась с представителями народов ханты и манси, у которых не было профессионального коллектива, уже тогда подумала: «Когда же у них будет свой режиссер?» И потом не раз задавалась этим вопросом. Представить не могла, что этим режиссером стану я.
Поначалу все складывалось непросто. Перебравшись в Ханты-Мансийск в начале ноября 2002-го, Александрова начала создавать театр сначала на бумаге. Делала штатное расписание, писала устав, создавала структуру будущего учреждения. Одновременно искала кадры. А где их найдешь, если в югорской столице никогда не было профессионального театра? Ольга Яковлевна вспомнила о талантливых ребятах, носителях традиционной культуры, с которыми когда-то встречалась на всемирных финно-угорских конгрессах и фестивалях. И вот результат: в июне 2003-го (и года не прошло!) новоиспеченная труппа дала свой первый концерт.
Кто ищет, тот найдет — не зря говорят. Жизнь театра началась с пяти непрофессиональных актеров. Сейчас их четырнадцать. Некоторые уже окончили Югорский государственный университет, другие еще грызут гранит науки. Многие являются выпускниками музыкальных школ, центра искусств для одаренных детей Севера, хореографических студий. Большинство артистов театра в настоящее время учатся на заочном отделении Екатеринбургского театрального института.
— Наконец-то у нас появятся первые профессионалы сценического искусства из числа коренных народов Севера! — восклицает Александрова. — Надо поблагодарить правительство Югры, которое поддерживает молодые таланты и оплачивает учебу. Кроме того, в Югорском университете на факультете обско-угорской филологии открыта специальность «актер национального театра». Это была наша идея, которую поддержал декан факультета Юрий Андуганов, а воплотил в жизнь ректор Юрий Реутов.
Кадровая проблема в театре и сейчас до конца не исчерпана. Ольга Яковлевна, например, работает не только как художественный руководитель, режиссер и актриса, но еще и как директор, педагог, драматург-сценарист. Правда, эта «многоликость» скорее от того, что в городе отсутствуют профессиональные театральные кадры и создательница театра стремится сама довести все до уровня высокого искусства.
«Деньги не решают такие вопросы...» Верно. Решают люди, с которыми работает Александрова. Например, костюмы для актеров театра создает Людмила Молчанова — кандидат исторических наук, доцент кафедры дизайна промышленных изделий Удмуртского государственного университета, в одном лице и ученый, и художник. В свое время она сумела воссоздать древний национальный удмуртский костюм на основе археологических раскопок. Молчанова и Александрова начинали работать вместе в «Иднакаре». Союз двух творческих личностей оказался удачным, поэтому они не потеряли друг друга до сих пор. Сотрудничает Ольга Яковлевна и с Вячеславом Борисовым, профессором Ярославского театрального института, который стал художником-постановщиком двух спектаклей театра.
— К сожалению, приходится работать на расстоянии, в невозможных условиях, — вздыхает моя собеседница, — но зато с прекрасными специалистами! Костюмы шьются в Ижевске, декорации делаются в Москве и Ярославле...
Северная публика поначалу с недоверием отнеслась к идее создания театра правительством Югры и приезжим режиссером. Не раз звучал вопрос: «Как зрители будут понимать постановки на хантыйском языке, если его знают единицы?»
Ольга Александрова отвечала: «Театр — это искусство. А искусство не имеет языковых преград. Оно понятно на любом языке. Разве нужно переводить молитвы, заговоры, песни?»
— Я выстраиваю спектакли на символах, на мировой знаковой системе, которая понятна всем, — рассказывает она о своей театральной кухне. — Символы едины и многозначны. Они являются своеобразным мостиком между представителями различных этнических и религиозных миров. Нет ничего более интересного, чем узнавать смыслы, скрытые за разными формами, знаками, символами.
За границей этнические театры — явление достаточно распространенное.
На международных фестивалях Александровой доводилось работать вместе с Саамским национальным драматическим театром «Бяйваш» (в переводе на русский тоже «Солнце»), национальным театром эскимосов из Гренландии, индейским театром из Канады и многими другими.
Театр «Солнце» (по-хантыйски и по-мансийски «Хатл») позиционирует себя как первый и единственный в мире национальный театр народов ханты и манси. Его коллектив сотрудничает с носителями традиционной культуры, учеными. В своей творческой деятельности опирается в первую очередь на фольклор, этно-графию и мифологию.
— Мы поступили бы нелепо, создавая из этого театра очередной реалистический или психологический театр, — считает Ольга Яковлевна. — Наша главная задача — трансформировать то, что есть в магической, сакральной природе народной культуры, которая идет из глубины веков. Создать на сцене завораживающую тайну, которую нельзя до конца постичь, а можно только чувствовать и угадывать.
Репертуар театра пока невелик. Однако каждая работа коллектива — драгоценный камень, взятый из сокровищницы этнической культуры. За пять лет на суд зрителя были представлены несколько постановок: спектакль по мотивам сказок народов Югры и спектакль, основанный на хантыйском и мансийском фольклоре «За солнцем идущие, за миром смотрящие», философская притча по картинам хантыйского художника Геннадия Райшева «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!», литературно-музыкальные композиции и концертные программы.
Первоначально театр ютился в музее геологии, нефти и газа. Потом получил прописку в Доме дружбы народов. А не так давно Ольга Яковлевна узнала, что правительство Югры приняло решение выделить средства на строительство нового здания специально для единственного в мире театра обских угров. Это стало для всего коллектива огромной радостью.
— Есть люди, есть эта земля и великий космос... и есть бездонный мировой фольклор народов Севера, которые бесконечно меня заряжают для творческого процесса, — делится режиссер и актриса своими мыслями. — Надо сказать спасибо Богу за то, что этот источник пока еще не иссяк во мне, несмотря на сложный путь. Я все еще полна творческими идеями.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"