3 мая 2024     

Общество   

Служили верно авиации гражданской

Не скрою: волновалась, когда по приглашению Владимира Шарпатова шла на вечер встречи ветеранов тюменской авиации, посвященный 85-летию Аэрофлота.
Еще бы! Ведь 40 лет назад, когда я пришла в управление гражданской авиации корреспондентом многотиражки, все они были очень молоды. Одни только-только пришли из летных училищ, другие уже считались асами, хотя им было «под тридцать» или слегка «за тридцать», они осваивали Тюменский Север, а также новые трассы по всей стране. Они «учили» вертолеты выполнять сложнейшие задания, чем и прославились в Аэрофлоте. Тюменские пилоты первыми в мире поднимали самые тяжелые вертолеты Ми-10, Ми-26, грузовой самолет Ил-76, аналога которому до сих пор нет в мире, хотя летают Ил-76 свыше 30 лет.
(фото3)Пять Героев Социалистического Труда в одном летном отряде — такого не было в истории авиации, тем более что все они вертолетчики! В 60-е годы мы восхищались их умением перевозить на внешней подвеске (то есть на тросах под брюхом вертолета) трубы, балки, трактора и автомобили, в 70-е — умению производить воздушные монтажи, ошеломившие иностранцев. А как лихо российские авиаторы, почти не знавшие иностранных языков, ворвались в мировое воздушное пространство! Это сейчас они и по-английски свободно «спикают», и в любую страну без проблем могут вылететь. Нет, все-таки тюменская авиация — это явление уникальное, не до конца изученное и, честно говоря, очень скромно освещавшееся прессой. И прежде всего потому, что в годы освоения природных кладовых региона цензура безжалостно кромсала репортажи и очерки, ибо очень многое было под запретом.
Теперь можно писать все, что душе угодно. И снимать тоже. Только из тех легендарных людей остались на этом свете единички. Попробуй найди их! Да маловато и снимков, и кадров кинохроники.
— Четвертый год на День Аэрофлота собираю ветеранов, которые десятки лет достойнейше трудились в небе и на земле во славу авиации и оказались забытыми, — говорит Герой России, бывший командир тяжелого самолета Ил-76 Владимир Ильич Шарпатов. — В этом году собралось 80 человек, и посмотрите, сколько радости в их глазах, как помолодели их лица, как нуждаются они хотя бы в небольшом внимании и, конечно же, в общении!..
Странно: живешь в сравнительно небольшом городе, а знакомых людей не видишь десятилетиями. Как-то не пересекаются пути. И вот он, долгожданный вечер встречи!
Звучит музыка. Все собираются группками, смех, шутки, бесконечные: «А помнишь?.. А помнишь?..» Кто-то не узнает бывших коллег (ах, это коварное время!), а потом радостно бросается с объятиями: «Ну наконец-то!..»
И вот уже чинно уселись за празднично накрытыми столами, слушают Шарпатова, который напоминает: сегодня отмечается не только 85-летие Аэрофлота, но и 90-летие Российской армии, ведь многие из пилотов до прихода в гражданскую авиацию летали на военных самолетах, во-первых, а во-вторых, все выпускники авиационных училищ и вузов — офицеры запаса. И потому почетные гости на этой встрече (и ее спонсоры!), которые пришли поздравить авиаторов, — военный комиссар Тюменской области полковник А.Моторин, председатель Тюменского отделения Всероссийской организации «Боевое братство» полковник В.Глушко, от академии проблем безопасности, обороны и правопорядка поздравляет собравшихся генерал-майор Б.Амирханов.
(фото2)После коротких приветственных речей от имени Российского наградного комитета орден «Польза, честь и слава» вручается ветеранам тюменских авиапредприятий В.Похлебаеву, В.Милейко и В.Шарпатову.
С микрофоном в руках Владимир Ильич рассказывает о каждом из ветеранов, приводя иногда такие подробности их биографии, о которых не знали даже друзья и бывшие коллеги.
Словом, это вечер маленького триумфа для каждого из ветеранов. Особенно бурно приветствует зал Владимира Георгиевича Похлебаева, бывшего заместителя, а затем и командира 246-го летного отряда (аэропорт Плеханово), с которого начиналась летная карьера многих прославленных тюменских асов. Со скромной должности второго пилота Ан-2 они вырастали до командира экипажа Ан-2, потом переучивались на большие самолеты. И те знания, то внимание, которые получили в 246-м отряде, помогали им всю жизнь. В честь отца-наставника и первых авиаторов, которых давно уже нет на этом свете, трижды прозвучало в зале громовое «ура!»
Борис Васильевич Сельков, бывший командир эскадрильи Ан-24, бывший командир летного 259-го отряда в Рощино, летал на «туполях» и Ил-76. С марта по октябрь 1990 года был заместителем командира сводного летного отряда в Ташкенте — летал в Афганистан. И хотя официально война в Афганистане закончилась в 1989 году и советские войска были выведены, опасность обстрела самолетов моджахедами не исключалась. Был, например, подбит ракетой Ил-76, которым управлял А.Касаткин. По счастью, ракета скользнула по брюху самолета. Разгерметизированную машину командир чудом дотянул до аэродрома и сумел посадить, после чего иностранцы специально ходили познакомиться с Касаткиным, пожать руку, потрясенные его мужеством и летным мастерством.
К сожалению, один из ташкентских самолетов был подбит стингером, вместе с экипажем погиб тюменский бортрадист Александр Старков. Об этом и вспоминали его бывшие коллеги на вечере встречи. Особенно приятно и значимо было для них то, что бежавший из плена на самолете Ил-76 Владимир Шарпатов, десятки лет отработавший в тюменском небе, не забывает о главном празднике авиаторов. Приглашает на вечер встречи не только летчиков, но и диспетчеров службы движения, инженеров и авиатехников, обслуживавших самолеты и вертолеты, а также других работников наземных служб, в частности отдела перевозок.
«Дни работы жаркие» вспоминала на летном вечере Галина Капранова, проработавшая в службе пассажирских перевозок аэропорта Рощино 38 лет.
— Нас надо было заносить в книгу рекордов Гиннесса, — утверждает Галина Тимофеевна. — Мы иногда за час оформляли до 15 вылетов — такое сегодня и не снится. Самыми тяжелыми были ночные смены: с часу ночи до восьми утра было до 30 вылетов — самолеты из Киева, Кишинева, Баку, Ташкента и других крупнейших городов к нам летали. Приятно вспоминать то удивительное время — у нас в сутки оформлялось 150-160 рейсов, а сейчас всего 20-25. Не хватало грузчиков, мы обращались за помощью к пассажирам, и крепкие северяне бескорыстно помогали нам. Груды багажа лежали на перроне, и хоть бы раз что-то пропало — не было такого!
Калейдоскоп лиц, море воспоминаний...
Вот Женя Соколов, простите, Евгений Викторович Соколов, такой же улыбчивый и благожелательный, как в 60-е годы, когда был пилотом Ан-2. Из Плеханово привела его судьба в Рощино, летал на «туполях». Коллекционировал грамзаписи Леонида Утесова, вырезки из газет. И сына в честь Утесова Леней назвал. Сейчас он снимает встречу на кинокамеру.
Лео Шевалье, как заправский фоторепортер (он в 70-е годы закончил университет общественных корреспондентов при «Тюменской правде»), делает снимки и успевает со всеми переговорить. Отличный был специалист! Летал бортмехаником на «туполях», потом стал борт-механиком-инструктором. Дома — чемодан фотоснимков, куча фотоальбомов.
Виктор Иванович Старостенков рад встрече с Тамарой Джугашвили. Она в молодости была летчицей, работала с мужем в Челябинском аэроклубе. Когда Владимир Григорьевич перевез семью в Березово, где стал командиром летного отряда, ей пришлось уйти с летной работы — не могла же оставить маленьких детей без присмотра. Работала диспетчером в службе движения. И в Тюмени какое-то время в этой должности была, но пришлось перейти в Главсибтрубопроводстрой, чтобы быть поближе к дому, к детям. А Владимир Григорьевич возглавлял крупнейший в Тюменском управлении объединенный авиаотряд в Рощино. К сожалению, не дожил до 60 лет... О том, как все-таки здорово работать в авиации, и разговорилась она с В.Старостенковым.
Валентина Николаевна Овчарова подсела к бывшим коллегам из отдела перевозок. Воспоминания, восклицания — женщины всегда эмоциональны!
Тепло представил В.Шарпатов инженеров и авиатехников, самоотверженно обслуживавших самолеты в аэропорту Рощино, когда там практически не было ни ангаров, ни нормальных условий для работы.
Времена, времена!... Все пережили, все вынесли на своих далеко не богатырских плечах! А как славно звучат любимые песни «Пора в путь-дорогу» и «Потому что мы пилоты» — без них ни одна встреча не обходится.
— Вы меня не узнаете? — улыбается высокий светловолосый мужчина. — Помните, как в Ярково летали?
Бог мой, прошло 40 лет, какая у человека память! Я делала репортаж для «Авиатора Тюмени» о тушении лесных пожаров. В районе Ярково работал экипаж Ан-2 Анатолия Сумского из Тобольска, летчиком-наблюдателем был Василий Тихонович Бугаев. Он-то и напомнил мне о том полете.
Выяснилось, что позже работал В.Бугаев в районах Советского, Комсомольского, Пионерского леспромхозов — выявлял лесные пожары и принимал меры по их ликвидации. И о нем поведал В.Шарпатов, ведь Бугаева знали все летчики и пригласили на этот праздник не случайно.
83 человека отмечали этот праздник вместе с Шарпатовым и были очень благодарны за тепло и внимание. А Владимир Ильич просил через газету поблагодарить директора столовой №1 Людмилу Ивановну Фомину, предоставившую авиаторам зал для праздника, и поваров столовой, создавших хорошее настроение ветеранам, а также руководство ДК «Строитель», предоставившее (бесплатно!) аппаратуру для проведения вечера, баяниста Александра Вахмичева и девушек из белорусского ансамбля «Лянок», прекрасно исполнявших песни.
— Какой у нас нынче день! — восхищенно говорили ветераны. — Давно так не отмечали. Ни один человек не остался без внимания, вспомнили с благодарностью и тех, кого уже с нами нет. Много ли надо человеку для счастья? Общения с друзьями и немного тепла, чтобы жить хотелось, чтобы знать, что ты в этом мире не одинок.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"