29 апреля 2024     

Политика   

Эффект бюджетного рубля

Эффективность расходования казенных рублей по настоятельному требованию Владимира Путина становится одним из основных элементов бюджетной политики государства. Вот и на октябрьском заседании совета законодателей Уральского федерального округа одним из основных был вопрос об организации контроля за расходованием средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на реализацию целей, поставленных Президентом Российской Федерации. С заглавным докладом на совете в Екатеринбурге выступил Сергей Корепанов, председатель Тюменской областной Думы.
Докладчика выбрали не случайно. В деле планирования и контроля над расходами тюменцы ушли далеко вперед. Сегодня около 90 процентов всех бюджетных трат на тюменском юге распределены не абы как, а согласно целевым комплексным программам, каждая из которых направлена на конкретный результат. Тогда как Федерация и большинство ее субъектов продолжают планировать свои бюджеты по старинке, исходя из достигнутого. В итоге казенные траты растут, а качество услуг в том же образовании, здравоохранении оставляет желать лучшего.
Опыт Тюменской области, в том числе по переходу здравоохранения на одноканальное финансирование, стандартизация оказания медицинских услуг, перевод всей системы на единые тарифы, отраслевая система оплаты труда одобрены на президиуме совета по национальным проектам при Президенте России, состоявшемся 23 мая в столице.
Сергей Корепанов напомнил коллегам и о бюджетном послании главы государства Федеральному Собранию. Речь в нем шла о переходе для начала к среднесрочному финансовому планированию на три года, а в перспективе — о долгосрочном планировании на период до 15 лет. Ставка при этом делается на “оптимальное использование ресурсных возможностей” и “внедрение бюджетирования, ориентированного на конечный результат”. Гораздо более действенным, по мнению Президента, должен стать и финансовый контроль, в корне пресекающий нарушения.
Законы об органах внешнего финансового контроля действуют сегодня во всех уральских регионах. Но если в Свердловской и Курганской областях, Ханты-Мансийском автономном округе контрольно-счетные органы находятся в составе законодательных собраний, то в Тюменской и Челябинской областях, Ямало-Ненецком автономном округе Счетные палаты имеют статус юридического лица. Более того, в Тюмени и Челябинске они наделены правом законодательной инициативы.
Еще до перехода к среднесрочному бюджетному планированию и бюджетированию, ориентированному на результат, ряд счетных палат Уральского федерального округа начали заниматься внедрением аудита эффективности. Причем опытным полигоном по внедрению новых методик стала Тюменская область.
Одной из главных задач в деятельности всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, а также контрольных органов является организация контроля над реализацией приоритетных национальных проектов. “Ведь национальные проекты — это тот полигон, где государство успешно учится тратить деньги эффективно. Реализация национальных проектов стала не только инструментом для реального повышения качества жизни наших граждан, но и объектом применения программно-целевых методов бюджетного финансирования”, — процитировал слова Сергея Степашина, председателя Счетной палаты России, Сергей Корепанов.
Немаловажное значение имеет прозрачность в планировании контрольных мероприятий. Это, во-первых, исключит дублирование в проведении проверок различными контролирующими органами, а во-вторых, субъекты контроля, понимая правила назначения проверок, не будут воспринимать их как “наезд” государства или органа местного самоуправления.
В 2006 году контрольно-счетные органы уральских регионов провели 345 контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, охватив 868 объектов. Почти в каждом третьем случае выявлены нарушения. Из 272 выписанных представлений и предписаний исполнено 225. Нарушители возместили в бюджет 294 млн. рублей. Наибольшую результативность продемонстрировала Счетная палата Ямала: все ее представления и предписания исполнены на 100 процентов.
Контрольно-счетные органы уральских регионов входят в рабочие группы по контролю за ходом реализации приоритетных национальных проектов, возглавляемые главными федеральными инспекторами аппарата полпреда Президента России в Уральском федеральном округе. Только в Тюменской области рабочей группой при главном федеральном инспекторе, а также по решению рабочей группы соответствующими контрольными органами в 2006-м и первой половине 2007 года проведено 1285 проверок реализации приоритетных национальных проектов.
Со Счетной палатой Тюменской области в соответствии с заключенными соглашениями взаимодействуют прокуратура, Главное управление внутренних дел, территориальное управление ФСБ. Координация совместных действий, формирование взаимосогласованных планов, обмен результатами проведенных контрольных мероприятий, по мнению Сергея Корепанова, способны существенно повысить эффективность и результативность финансового контроля.
В рамках реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” происходит развитие системы внешнего финансового контроля в муниципалитетах. В 93 муниципальных районах и 109 городских округах, образованных на Урале, создано уже 114 муниципальных контрольно-счетных органов. Счетная палата Тюменской области заключила ныне соглашения о взаимодействии со всеми органами муниципального финансового контроля, что позволило проводить на местах совместные комплексные проверки.
“Несмотря на то что в Российской Федерации к настоящему времени в основном сложилась система государственного финансового контроля, приближенная к реалиям формирующейся рыночной экономики и особенностям федеративного устройства страны, ряд вопросов, связанных с осуществлением контрольно-счетными органами своей деятельности, а также с организацией контроля за расходованием средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, остается нерешенным”, — констатировал Сергей Корепанов. Прежде всего отсутствуют общие принципы и единая методика для проведения контрольных мероприятий, в том числе по реализации приоритетных национальных проектов.
Существует необходимость совершенствования федерального законодательства в части организации государственного и муниципального контроля в бюджетной системе России. Так, согласно пункту 1 статьи 34 Закона №131-ФЗ контрольный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления. Однако пункт 2 данной статьи признает создание контрольного органа необязательным.
Вместе с тем Бюджетный кодекс дополнен статьей 264.4, предусматривающей, что органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования, осуществляется внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета. Эта же статья предусматривает, что по обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации.
Таким образом, если муниципальный контрольный орган не создан или же представительный орган не обратится с просьбой провести внешнюю проверку бюджетной отчетности, финансовая деятельность муниципального образования остается вне соответствующего контроля.
По итогам обстоятельного доклада Сергея Корепанова и выступлений председателей Дум региона Совет законодателей одобрил целый ряд предложений и рекомендаций. В частности, Государственной Думе России предложено ускорить работу над Федеральным законом “Об общих принципах организации внешнего государственного и муниципального контроля в субъектах Российской Федерации”. Этот закон призван определить единый статус и полномочия этих органов, а также принципы их взаимодействия. Предстоит подкорректировать и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, прописав в нем обязательный характер создания контрольного органа в структуре городского округа и муниципального района.
Правительству Российской Федерации напомнили о необходимости разработать методику определения степени эффективности достижения поставленных целей для практического внедрения бюджетирования, ориентированного на результат. Региональные парламентарии ожидают также появления единого классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного финансового контроля Министерством финансов РФ совместно со Счетной палатой России.
Самим регионам предстоит определить основные подходы к осуществлению внешней проверки отчета об исполнении бюджета в муниципалитетах и выработать реальный механизм принятия мер по результатам контрольных мероприятий, проводимых контрольно-счетными органами. Более всего поручений адресовано региональным и муниципальным счетным палатам. Именно им законодатели рекомендовали проработать вопрос создания объединений контрольно-счетных органов муниципалитетов под эгидой контрольно-счетного органа субъекта Федерации “в целях координации действий по организации системы муниципального контроля, оказания методической и правовой помощи органам контроля муниципального уровня, а также проведения совместных проверок”.
Контрольно-счетным органам регионов и контрольным органам муниципалитетов посоветовали заключить соглашения о взаимодействии и проведении совместных контрольно-ревизионных мероприятий, наладив взаимный обмен информацией. И при этом не забывать о правоохранительных органах, которые являются одними из первых помощников ревизора.
В продолжение начатого разговора Тюменская областная Дума 14 декабря проводит круглый стол, посвященный бюджетированию, ориентированному на результат. Теоретики и практики обобщат накопленный опыт, наметив действия по совершенствованию действующей системы.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"