29 апреля 2024     

Общество   

Кино в духе огня

Организаторы Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» любят вспоминать, как все начиналось. В первый раз они не смогли набрать в конкурсную программу и десяти новых фильмов. Но, сделав второй шаг, уже вынуждены были выбирать лучшие картины из хороших, порой жертвуя интересными и крепкими работами молодых режиссеров.
Сегодня фестиваль, рожденный на югорской земле, стал могучим. Сюда стремятся дебютанты из разных уголков планеты. Принять участие в «Духе огня» с радостью соглашаются именитые мастера кинематографа и звезды экрана. Поток публики на просмотры различных программ (а их свыше десятка!) не ослабевает. Все говорит о том, что фестиваль не просто укоренился в Ханты-Мансийске, но и расцвел за довольно короткий срок и уже дает свои плоды.
Работа на будущее
Один из «отцов» «Духа огня» и его неизменный президент — режиссер Сергей Соловьев уверяет, что будущее фестиваля он видел именно таким. Ведь подошел он к начинанию с трезвой головой, в которой не было сомнений: вынесет — не вынесет? Но было четкое осознание нужности задуманного дела. Время доказало правильность мыслей Соловьева. Нацеленный на поддержку молодых талантливых кинематографистов, фестиваль полностью оправдал надежды своих создателей — уникальный союз столичных киношников и югорской власти.
Можно отметить несколько плюсов «Духа огня». Во-первых, многие фильмы-призеры именно благодаря фестивалю нашли свой путь к зрителю. За примером далеко ходить не надо. Сергей Соловьев кивает на картину «Ласточки прилетели» Аслана Галазова, получившую в прошлом году главную награду — «Золотую тайгу». Знаменитый режиссер убежден, ее не посмотрел бы ни один человек, если бы не успех на «Духе огня». После победы в конкурсной программе фильм вышел в большой прокат. Во-вторых, в столице Югры появилась качественно новая зрительская аудитория, знающая толк в хорошем кино и уже научившаяся отличать серьезные работы от суррогата и подделок под Голливуд. В-третьих, в округе получила развитие собственная киноиндустрия, которая укрепляет свои позиции в тесном содружестве с затейщиками фестиваля. И тут тоже можно привести пример. Фильм «Франц и Полина», который совместно с кинокомпанией «SOLIVS» представляет «Югра-фильм», завоевал несколько призов на различных фестивалях и получил благожелательные отклики зрителей.
В этом плюсе есть и еще один позитивный момент — правительство Ханты-Мансийского автономного округа не жалеет денег на отечественное кино. Совместно с компанией «Югра-фильм» Сергей Соловьев снял «Анну Каренину» и «2-Асса-2» (ленты выйдут в прокат к концу года, их премьера состоится в Ханты-Мансийске); Олег Фисенко продолжает работу над картиной «Сага о ханты» по роману «Божья матерь в кровавых снегах», принадлежащему перу нашего земляка, писателя Еремея Айпина; Адель Аль-Хадад приступил к съемкам детского кинофильма «Властимир»; а Георгий Данелия занимается анимационной альтернативой своей нестареющей «Кин-дза-дзы».
Несмотря на то, что отечественный кинематограф сумел выбраться из кризиса, который настиг его в 90-е годы, российские режиссеры по-прежнему вынуждены где хитростью, а где решительным напором выбивать деньги на создание серьезных некоммерческих работ. И не всегда их хлопоты увенчиваются успехом. Порой приходится тратить собственные накопления. Поддержка Югры даже для таких мастеров как Соловьев и Данелия имеет большое значение. Это очевидно. А что это дает окружной власти? Вряд ли та же «Анна Каренина» принесет местной киноиндустрии ощутимые дивиденды в рублях или иных дензнаках. Однако, учитывая репутацию создателя фильма, можно с уверенностью сказать — картина попадет в золотой фонд отечественного кино.
Да, по мнению директора ОТРК «Югра» Олега Урушева, кинопроизводство является выгодным бизнесом. И со временем округ будет зарабатывать на этом. Но на сегодняшний день совместные проекты студии «Югра-фильм» с российскими режиссерами меньше всего нацелены на заколачивание денег, это скорее работа на будущее и в какой-то степени на вечность (во всяком случае, имена людей, стоящих у штурвала фестиваля и югорского кинодела, точно останутся в истории).
Сергей Соловьев смотрит на Ханты-Мансийск с большой надеждой. Он уверен, что этот новый кинематографический город обладает неиспорченной российской генетикой. И фильмы, получающие на этой земле путевку в жизнь, питаются «из чистого источника культуры, а не из рейтинговых соображений».
Картины молодых стали произведениями
VI Международный фестиваль «Дух огня» прошел под знаком столетия отечественного кинематографического производства. И это не единственная дата, которую вместе с организаторами отметили под занавес февраля ценители старого доброго кино. Программа фестиваля была разделена на блоки, посвященные разным юбилеям: 60-летию Госфильмофонда России, 90-летию киностудии «Ленфильм», 20-летию казахской «новой волны», а также на традиционные разделы: конкурс, российские дебюты, эйфория, мифы народов Севера (на этот раз это было кино Исландии), клуб детского и юношеского фильма «Твое кино», презентация проекта и спецпоказы.
К столетней дате был подготовлен ретроспективный показ лент, ставших классикой отечественного кино: «Броненосец «Потемкин», «Вор», «Зеркало», «Кин-дза-дза!», «Летят журавли», «Мир входящему», «Печки-лавочки», «Стенька Разин», «Утомленные солнцем», «Чапаев». Сегодня эти работы уже не посмотришь в кинотеатрах, но жителям Ханты-Мансийска представилась счастливая возможность увидеть старые шедевры на большом экране.
Немало чудесных добрых фильмов показали и в рамках остальных блоков фестивальной программы: «Багдадский вор», «Дикая собака Динго», «Взломщик», «Барбос в гостях у Бобика», «Рудольфио» и т.д. Для многих киноманов картины прежних лет стали воспоминанием детства и юности, а для кого-то, возможно, и приятным открытием.
Все эти ленты ценны еще и тем, что демонстрируют богатейший опыт отечественной киноиндустрии. Президент фестиваля заявил, что нам, обладателям великого наследия, должно быть очень обидно, если современное кино станет лишь подражать не самым лучшим западным образцам. «Это неразумно и бессмысленно, тем более для такой страны, как Россия, с таким кинематографом, как наш», — отчеканил Соловьев.
(фото2)К счастью, заметил он, в отечественном кинематографе произошло «нечто чрезвычайно важное — картины молодых режиссеров стали художественными произведениями». И признался, что несколько лент лично на него произвели огромное впечатление. «Это не упрощает ситуацию в российском кино, — добавил Сергей Александрович, — а только усложняет, поскольку все лучшее, что сделано сегодня молодыми режиссерами, связано с понятиями, которые являются нерыночными и некассовыми: искусство, изобразительный уровень, культура».
Только одной из пятнадцати лент в разделе «Российские дебюты» должен был достаться приз зрительских симпатий. Решение представляется сложным, если учитывать то, что каждая работа перед этим прошла придирчивый отбор специальной комиссии и была признана достойной.
«Российские дебюты» — те самые образцы художественных произведений, к которым предложили присмотреться простым зрителям: «Блаженная» С.Струсовского, «Варварины свадьбы» С.Шиманюк, «Враги» М.Можар, «Жестокость» М.Любаковой, «В ожидании чуда» Е.Бедарева, «Медвежья охота» В.Николаева, «Милосердный» А.Наумова, «Отрыв» А.Миндадзе, «Скалолазка и последний из седьмой колыбели» О.Штрома, «Слушая тишину» А.Касаткина, «Спартакиада. Локальное потепление» В.Лакисова, «Трое и снежинка» П.Бардина и М.Мкртчана, «Человек-ветер» Х.Ахметова, «Отрыв по полной» С.Мареева, «Я остаюсь» К.Оганесяна.
В этом перечне — история богатой, но наивной и романтической девушки, которая не сразу осваивается в окружающем мире; любовь и ненависть двух сердец, боровшихся с собой и друг с другом на протяжении многих десятилетий; трагедия военных лет, причинившая душевную боль и своим и чужим; женская месть, приведшая к необратимым переменам в судьбе двух подруг; «большая игра» успешного брокера, затеянная во имя возрождения экономики и вендетты за смерть отца; трогательный случай из жизни выпивохи-старлея, ставшего воплощением Будды на Земле; рассказ о горе, которое неожиданно принесло свободу; кинопоэма о странном человеке со сломанными крыльями... и еще несколько не менее любопытных сюжетов, поведать о которых просто не хватит места.
Приз зрительских симпатий получил фильм «Слушая тишину», который повествует о событиях в жизни юной барышни из российской глубинки. Настя — самородок и приехала в Москву, чтобы стать... композитором. Однако здесь ее ждет сначала разочарование, а потом — настоящая трагедия. В консерваторию Настю не примут. Правда, одна учительница поверит в талант провинциалки и будет давать ей уроки. Но, к несчастью, девушка потеряет способность слышать музыку...
По условиям кинофестиваля в программе «Российские дебюты» присуждаются еще три специальные награды. Нынче приз за лучшую операторскую работу имени Павла Лебешева достался Максиму Шинкоренко, снявшему фильм «В ожидании чуда». А призами за лучшую мужскую и женскую роли, которые с этого года будут носить имя Александра Абдулова, отмечены Валерий Николаев за работу в фильме «Медвежья охота» и Екатерина Копанова — главная героиня картины «В ожидании чуда».
Критерии убивают
Как и на предыдущих кинофорумах, состав нынешнего жюри получился представительным. В него вошли авторитетные режиссеры и известные актеры из разных стран: любимая российским зрителем польская актриса Барбара Брыльска, казахский кинорежиссер, автор культовой «Иглы» Рашид Нугманов, актриса и певица из Сингапура Фанн Вонг, известная нашим киноманам по фильму «Шанхайские рыцари», в котором снималась вместе с Джеки Чаном, а также Аслан Галазов, режиссер уже упомянутой ленты «Ласточки прилетели» (отныне в целях поддержки преемственности оргкомитет фестиваля принял решение включать в состав международного жюри прошлогоднего обладателя «Золотой тайги»).
(фото3)Возглавить судейскую комиссию предложили ведущему исландскому режиссеру и продюсеру Фридрику Тор Фридрикссону. Тот с радостью откликнулся на приглашение коллег из России. Именитый исландец признался, что любит наше кино и назвал Тарковского своим учителем.
По поводу работы жюри под его руководством он сразу предупредил: «Ни о каких критериях оценки конкурсных фильмов не может идти и речи. Эта система придумана в Голливуде и, как фаст-фуд, нацелена убивать аппетит».
Фридрикссона поддержала Барбара Брыльска, которая пообещала, что будет отмечать картины молодых режиссеров как простой хороший зритель.
О вялой душе, нежном негодяе и маленьком человеке с глазами ребенка
Не прибегая к каким-либо особым критериям, оценить нужно было десять дебютных кинолент ирландских, казахских, немецких, американских, французских, английских, голландских и российских кинематографистов. Придерживаясь позиции жюри, попробую и я, как зритель, изложить свои мысли по поводу фильмов, вызвавших наиболее противоречивые чувства.
С прошлого фестиваля крепко засели в памяти две работы — картина-победительница «Ласточки прилетели» и фильм немецкого режиссера Доннерсмарка «Жизнь других», не получивший ни одного приза на «Духе огня», но отхвативший в то же самое время «Оскара». Остальные как-то ушли...
Нынче почти все ленты, которые удалось посмотреть, оставили ровное впечатление. Крепкие, умные, жизнеутверждающие и высветляющие душу картины. По правде говоря, лишь одна удручила — «Катафалк» англичанина Конрада Кларка, специально прожившего два года в Китае, чтобы понять чужую страну и снять там фильм.
История, которая легла в основу работы, не таит в себе никаких особенностей восточного колорита. Привязка к Поднебесной заключается лишь в том, что продюсер был из Китая и именно он предложил сценарий. Фильм повествует о мытарствах меланхоличного, словно живущего в состоянии вечного гипноза, рабочего, вынужденного два дня колесить по ближайшим поселениям, чтобы «пристроить» тело погибшего коллеги. Когда он, наконец, понимает, что умерший никому не нужен, то не взрывается, не посылает проклятий, а просто напивается до помутнения рассудка. И тогда в вялой душе китайского рабочего как будто пытается проснуться темперамент. Однако его слабых толчков хватает лишь на то, чтобы встряхнуть пару раз никчемное тело коллеги и, вливая в себя последние капли рисовой водки, задавать покойнику один и тот же вопрос: «Почему ты со мной два дня не разговариваешь?» Кончается все тем, что он хоронит несчастного в озере вместе с автомобилем.
Кларк, понимая, что его картина может показаться зрителю мрачной, попытался чуть ли не на пальцах объяснить журналистам, что в целом фильм настраивает на оптимизм. Правда, какие выразительные средства способствуют этому, не пояснил. А ведь сюжет-то на самом деле хорош. Чувств не хватает!
Удивительно странное впечатление произвел фильм казахского режиссера и сценариста Жанны Исабаевой «Карой». Первое, что ощущаешь, — это протест. Да как можно снимать картины про таких выродков! Негодяй Азат, обитающий в местечке Карой, занимается лишь тем, что приносит всем несчастья. Ну вообразите только, притворяясь больным, отнимает у мальчишки лошадь, напившись, насилует беременную жену друга, разрушает семейное счастье незнакомой молодой женщины и, после череды совершенных мерзостей, возвращается избитый до полусмерти в родной дом. Здесь его любит и ждет больная мама, которая не верит дурной молве о сыне. Развязка страшная. Мать просит Азата избавить ее от недуга и помочь уйти из жизни. И вот тут-то отвратительный тип открывается с совершенно иной стороны. Оказывается, он может испытывать душевные страдания! Но, в конце концов, сыновнее послушание перебарывает сыновнюю боль...
Почему впечатление странное? Объясню. Только на второй или третий день после просмотра понимаешь, что фильм, который поначалу показался гадким (безусловная заслуга актера Ержана Тусупова, великолепно исполнившего роль!), до сих пор заставляет думать. Думать о гнусности и жертвенности, которые каким-то парадоксальным образом могут уживаться между собой в одном человеке. О черном и белом началах, перемешанных в этом мире. И вот что поразительно (!): чем дальше, тем больше заставляет думать...
Расписывать каждый конкурсный фильм в отдельности нет смысла. Боюсь утомить читателя. Но название картин и их авторов все-таки перечислю: «Муха» В.Котта, «Гараж» Л.Абрахамсона, «Невоспитанные» П.Мараис, «Нижняя Каледония» Ю.Колесник, «Огнестрельные истории» Д.Николса, «Проделки в колледже» Д.Полла, «Точка исчезновения» Л.Бартийя. Посмотреть стоит — не пустышки.
Не беда, что наши зрительские оценки с жюри совсем не совпали. Всякий увидел в работах молодых режиссеров что-то важное для себя. И потом, как бы не пытался профессионал быть просто зрителем, он все равно остается профессионалом — человеком с пристальным взглядом знатока.
По итогам конкурса специальный приз жюри за выдающуюся операторскую работу присудили Ренату Косаю («Карой»). Первые призы «Духа огня» достались следующим дебютантам. «Бронзовую тайгу» вручили Владимиру Котту за фильм «Муха». «Серебряная тайга» досталась Джефу Николсу, режиссеру «Огнестрельных историй». А «Золотую тайгу» получил ирландец Ленни Абрахамсон, снявший картину «Гараж».
К слову, эта лента, рассказывающая о драме маленького человека, уже заслужила похвалу не на одном фестивале. «Гараж» взял главный приз на Туринском кинофоруме, был отмечен наградой в Каннах. В центре фильма — Джози, сорокалетний уборщик заправочной станции небольшого ирландского городка. Он одинок, и над ним потешаются соседи. Но Джози тем не менее всегда находится в хорошем расположении духа. Он смотрит на все, что его окружает, глазами ребенка и по-своему счастлив. Но однажды у него появляется предчувствие, что его уютному мирку угрожает опасность. Джози начинает искать родственную душу.
Режиссер «Гаража» признается, что его интересует тема маленького человека, потому что посредством таких людей можно гораздо ярче показать внутренний мир «венца природы». Ведь если у «недалеких» «обнажаются нервы», возникает взрыв эмоций, значит, это свойственно всем. Ленни Абрахамсон называет себя сторонником «нежного» кино. Он уверен, что с помощью добра гораздо легче решить проблемы.
* * *
Вице-президент фестиваля Мария Зверева заметила: «Из фильмов-победителей прошлых лет можно было бы составить отдельную программу и по ней проследить, как и куда движется «новый» кинематограф. Экранной судьбой некоторых из картин-призеров мы как первооткрыватели можем гордиться».
Подумалось, жаль, что руководители «Духа огня» до сих пор не догадались организовать продажу DVD-дисков с записями фильмов — участников прошедших фестивалей. И не только тех, что были заявлены в конкурсной программе. Не сомневаюсь, желающих приобрести новинки и старые шедевры нашлось бы немало.
P.S. Программа шестого «Духа огня» помимо кинопоказов была насыщена различными мероприятиями не менее, чем прошлогодняя. «Изюминкой» этого фестиваля Сергей Соловьев назвал творческую встречу кинематографических семей с семьями Ханты-Мансийского округа. Он подчеркнул, что такие встречи теперь будут проводиться каждый год. На творческом вечере экранных работ Александра Абдулова коллеги и ценители его таланта почтили память замечательного актера, в течение пяти лет являвшегося вице-президентом «Духа огня». В рамках нынешнего кинофорума также состоялись встречи с выпускниками казахской мастерской Соловьева во ВГИКе и с режиссером Георгием Данелией. Но обо всем этом мы расскажем в следующих выпусках газеты.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"