29 апреля 2024     

Общество   

Даешь диплом!

Одной из самых актуальных тем на сегодняшний день является качество образовательных услуг в высших учебных заведениях. За последние 10 лет прием абитуриентов в вузы возрос в десятки раз по сравнению с прошлыми годами. Работодатели заинтересованы в способных и знающих свое дело работниках, поэтому качество вузовского образования зачастую играет решающую роль в судьбе молодых специалистов: смогут ли они построить хорошую карьеру, добиться высоких должностей, получать большой доход?
А каково качество образовательных услуг в Тюмени? Напрямую «измерять» качество высшего образования трудно. Тестирование студентов и выпускников вузов проводится нерегулярно, в нем применяются различные методики, что затрудняет сопоставимость результатов, — словом, существуют сомнения в беспристрастности и надежности подобных процедур. Что думают по этому поводу сами студенты, их преподаватели и родители?
Юлия ГЕМБАРЖЕВСКАЯ, ТГНГУ, факультет технической кибернетики, специальность «Управление и информатика в технических системах», 3-й курс:
— Считаю, что моя специальность — одна из самых сложных в ТГНГУ. У нас очень трудные предметы, для овладения которыми мало прочитать несколько страниц учебника, преподаватели с нас многого требуют. Сдать экзамены бывает нелегко, например, во время зимней аттестации у многих были проблемы с электроникой! Но если регулярно посещать все пары, выполнять домашние задания, одним словом, учиться на совесть, то можно всего достичь и стать действительно хорошим специалистом. Преподаватели, конечно, разные: кто-то старается преподнести свой предмет доступно и интересно, а кто-то, к сожалению, нет. Когда преподаватель заинтересован сам в своем предмете, то он непременно заинтересует и учеников. Например, лекции по электротехнике (один из самых скучных предметов, на мой взгляд) читал Ю.Шлык — отличный преподаватель. Он подавал материал эмоционально и интересно, на его пары ходили практически все студенты! Есть, конечно, предметы, которые никак не связаны с нашей будущей профессией, например, правоведение, экономика, психология, философия, но, я считаю, это только плюс: если бы предметы были только по специальности, все бы сошли с ума (смеется). А так хоть какая-то разрядка!
Мне не нравится новая система в ТГНГУ — оценки заменили баллами, очень трудно их набирать, появляется конкуренция, что, впрочем, не способствует лучшему усвоению знаний. В ТГУ и других вузах система мне нравится больше! Но несомненный плюс моего вуза — это аттестационная система, благодаря ей пройденный материал запоминается гораздо лучше, потому что он разделен на части. Вместо одной сессии у нас проходят три аттестации за семестр, а потом длинные каникулы. Этому ведь тоже нельзя не порадоваться!
А вот существенный минус, который затрудняет учебный процесс, это плохое состояние техники, которая необходима для лабораторных работ!
Анна ОСКОЛКОВА, ТГУ, филологический факультет, специальность «Журналистика», 3-й курс:
(фото3)— Я считаю, что современное качество образования низкое. У нас очень большая загруженность в университете, причем предметами, которые к нашей специальности вообще не относятся, например, экономика, концепции современного естествознания, юриспруденция. Конечно, эти предметы необходимы для развития кругозора, но зачем делать по ним экзамены? По некоторым дисциплинам мы из года в год проходим одно и то же, занимаемся по одним и тем же учебникам. Порой преподаватели сами прогуливают пары чаще студентов. Я уже не хочу в будущем работать по специальности, так как во время учебы поняла, что не смогу реализоваться в этом городе и что сегодняшняя журналистика вовсе не так интересна, как я предполагала. В университете нас учат не жизни, а тому, что сами прочли в книгах! И требования порой бывают абсурдны: некоторые преподаватели в контрольных и курсовых работах смотрят лишь на оформление (список литературы, наличие ссылок и т.д.), а не на содержание самой работы. А ведь мы журналисты, мы должны уметь хорошо выражать свои мысли, именно на это и стоит обращать внимание! Учат нас часто не для того, чтоб научить, а для того, чтоб были хорошие показатели, то есть отметки и результаты различных проверок. Но есть некоторые действительно профессиональные преподаватели, например педагог английского языка на факультете романо-германской филологии Татьяна Ивановна Иванова. У нее индивидуальный подход к каждому учащемуся, очень строгие требования. Студенты, которых она учила, действительно прекрасно знают английский язык!
Андрей РЕШЕТОВ, филологический факультет, специальность «Журналистика», 3-й курс:
— На мой взгляд, образование в тюменских вузах дают вполне достойное. Скажем так: на твердую четверку с плюсом. Другой вопрос в том, готов ли сам студент эти знания брать, впитывать, усваивать? Можно просто не ходить на пары и отмахиваться: мол, чему меня научат там, в этом университете? А ты пробовал учиться? Теоретическую базу дают очень хорошо, если нужно поподробнее — можно почитать литературу более специализированную, спросить у преподавателей. Можно нормально выучиться, если есть желание самого студента.
Единственное, что меня не устраивает, так это большое количество «ненужных» предметов, не касающихся специальности: например, те же МХК, КСЕ, высшая математика, политология. Но в этом нет вины университета, это данность самого института высшего образования, который наряду со специальными знаниями пытается втолкнуть в головы студентов и общеобразовательные предметы. Что же касается квалифицированности преподавателей — естественно, что уровни у профессора и аспиранта, преподающего первый год, абсолютно разные. Однако случайных людей, не понимающих предмета, который они преподают, у нас нет. По крайней мере, я таких не встречал.
Александр САЛЬНИКОВ, ТГМА, «Лечебное дело», 5-й курс:
(фото2)— Я убежден, что медик — это очень достойная профессия. И не только достойная, но и очень ответственная, поэтому и качество образования в медицинской академии должно быть на очень высоком уровне. И, на мой взгляд, оно в ТГМА такому уровню соответствует. Знаний дают достаточно, но учиться очень сложно. Особенно нелегко приходилось на первых курсах — пары с утра и до вечера. До третьего курса набирали базу — нам давали теорию, а после начали работать с пациентами, стало еще интересней. В медакадемии — отличный преподавательский состав: все профессора, очень доступно объясняют. Сессию сдать трудно, к ней нужно подходить серьезно, но я считаю, что это только плюс, ведь на врачах лежит огромная ответственность: работаешь с человеком, с живым организмом! Мы посещаем операции, работаем с препаратами, нас допускают ассистировать на операциях — все это отличная практическая база! И еще хорошо, что учимся мы на несколько лет больше, чем в других вузах. Этого требует специфика нашей профессии.
Григорий ПЕТРОСЯН, ТГАСУ, архитектурный факультет, 3-й курс:
— Как и во всех других вузах, начиная с первого курса мы проходили те предметы, которые были в школе, и плюс некоторые предметы для введения в специальность. Конечно, так как это институт, было сложнее, чем в школе, но я считаю, что это хороший показатель: ты узнаешь новое, а это никогда не бывает лишним. Затем постепенно начинается введение в специальность. За годы моего обучения не было еще ни одного преподавателя, который приходил бы на свои пары и без интереса рассказывал нам свой предмет. Наоборот, все преподаватели максимально пытались дать нам качественные знания! А многие педагоги инженерных предметов, как, например, теоретическая механика, искали к нам индивидуальный подход. Было это примерно так: заходит преподаватель в аудиторию и заявляет: «Так как у вас все же немного другой, творческий, склад ума, то и объяснять я вам буду по-другому, не так, как инженерам». Мне это очень понравилось — они шли нам навстречу, хотя объем работ и полученных знаний оставался, как и на других специальностях. Если что-то непонятно, то всегда можно прийти после пар и решать сколько хочешь; если недостаточно тебе знаний, то по определенным дням всегда есть консультации — там тебе всё объяснят. Преподаватели почти все активно практикуются в своей профессии, то есть в жизни работают по своим предметам, — это огромный плюс. То же самое касается непосредственно архитектуры. Все наши преподаватели — члены Союза архитекторов России, заслуженные архитекторы с очень уважаемым прошлым и большим объемом известных работ. Это и председатель Союза архитекторов, и главный архитектор города, и Тюменской области — то есть люди, которые, что называется, поглощены своей работой. Для них архитектура не просто профессия — это их жизнь. У преподавателей часто бывают встречи с заказчиками, но и тогда они уделяют нам время после занятий. Они стараются сделать все, чтобы мы могли овладеть этой профессией. Также есть много мероприятий, в которых ты можешь себя проявить: это областные, всероссийские и международные выставки, конкурсы и т.д. То есть я хочу сказать: если ты хочешь учиться, всё в твоих руках. А преподаватели тебя всегда во всем поддержат. Даже если не все предметы ты понимаешь, если захочешь — ты все поймешь, нужно только учиться — нам для этого все дают! Еще я считаю большим плюсом нашего вуза то, что он является классическим, то есть никаких баллов и прочего, обычная система: зачеты, экзамены. На мой взгляд, это самая лучшая модель образования.
Андрей ПОНОМАРЕНКО, выпускник ТГНГУ, специальность «Информационные системы и технологии»:
— Качество образования находится на низком уровне. Дело в том, что просто было некому научить преподавателей преподавать хорошо. Главный недостаток — это отсутствие комплексного подхода к образованию. Вся учебная программа должна быть единым целым: если чему-то учат на одном предмете, то это должно пригодиться на другом. А у нас сейчас на каждом предмете всему учат заново: например, когда приходишь на информатику, тебя заново учат включать компьютер. Зачем? Просто преподавателей обучили плохо, и теперь они плохо обучают нас, вот по этой цепочке все и движется, ухудшаясь все больше и больше. Предметы, предусмотренные по программе, некому вести — нет преподавателей, а если нет возможности нормально обучить студентов по какой-либо специальности, то и не нужно заявлять о ее существовании.
Специалисты выходят соответствующие такому образованию. Выход заключается в том, чтобы как можно раньше начать работать и постигать все на практике. Но таким образом мы получаем не методичные знания, которые нам должны были давать в университете, а занимаемся поверхностным самообучением! Я считаю: необходимо гнаться не за голыми показателями, а за реальным качеством. К любому делу должен быть системный подход, тем более к вопросу об образовании. И еще необходимо ставить в университете как можно больше практических занятий, ведь обучение проводится именно для работы на производстве.
Валерия ОСТРОВСКАЯ, ГУ-ВШЭ, специальность «Прикладная политология», 3-й курс:
— Я предпочла поступить в московский вуз, хотя всю жизнь прожила в Тюмени и получила среднее образование именно здесь. В тюменских вузах тоже есть специальность прикладной политологии, но мой выбор пал тем не менее на столичный вуз. Произошло это по нескольким причинам: во-первых, университет, в котором я учусь сейчас, находится значительно выше в рейтинге вузов нашей страны, чем любой из университетов Тюмени; во-вторых, в Москве после окончания учебы найти работу со специальностью политолога легче, чем в Тюмени; и последняя причина, конечно, смешная, — у нас физкультура необязательный предмет! Система обучения у нас совсем иная, чем в вузах Тюмени, — модульная, то есть мы сдаем пять сессий. Но при такой системе есть огромный риск вылететь из университета! А вот специализация у нас будет только с четвертого курса, это, на мой взгляд, плохо! Но мы и учимся дольше — 6 лет.
Николай Эдуардович ШИШКИН, преподаватель ТГУ, филологический факультет, специальность «Журналистика»:
— Я считаю, что качество образования вполне достойное. Это доказывает то, что когда к нам в университет приезжают гости из других вузов страны, даже из центральных, и проводят лекции, занятия, открытые уроки, то ничего нового мы от них не узнаем. То есть уровень «остепененности» у нас на высоком уровне.
Светлана Борисовна ПИРЯЗЕВА (ее дочь — студентка ТГУ):
— На мой взгляд, нашим детям дают поверхностное образование. Некоторые дисциплины преподаются непрофессионально. Для нашего вуза академических знаний недостаточно: необходимо разбираться в разных сферах жизни, чтобы быть действительно профессионалом. Количество часов и предметов в университете очень внушительно, чего не скажешь о качестве преподаваемых дисциплин! Я думаю, дело в том, что у преподавателей нет заинтересованности дать студентам больший объем знаний. Очень много работает преподавателей, которые сами только что сошли со студенческой скамьи и не обладают педагогическими навыками, не умеют подать материал правильно. Необходимо постоянно повышать квалификацию учителей. А еще, на мой взгляд, неразумно соотношение часов на общеобразовательные предметы и предметы по специальности. Последних, несомненно, надо ставить больше, хотя это зависит, конечно, не от самих вузов.
Спрос на высшее образование растет с каждым днем, диплом ценится все больше и больше, но и требования к качеству образовательных услуг при этом тоже возрастают. Как мы видим, качество образования в Тюмени застыло где-то между тремя и четырьмя баллами, что доказывает необходимость немедленного улучшения и усовершенствования образовательных услуг в нашем городе.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"