Отчаянный пират Джек Воробей, веселый афроамериканец — стюард Сэмюэль, воинственная Фрекен Бок... Актер Тюменского театра кукол Александр Ганичев готов примерить на себя любую роль «живого плана», да и с куклами легко находит общий язык.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +5...+7 °C | |
Ханты-Мансийск | -1...+1 °C | |
Салехард | +2...+4 °C |
Общество
Реалисты тоже играют в куклы
Отчаянный пират Джек Воробей, веселый афроамериканец — стюард Сэмюэль, воинственная Фрекен Бок... Актер Тюменского театра кукол Александр Ганичев готов примерить на себя любую роль «живого плана», да и с куклами легко находит общий язык.В театре он работает всего три года, но уже стал лауреатом премии «Золотой ключик» и завоевал симпатии юных зрителей. Ребята без труда узнают «тюменского Джонни Деппа» на улице, когда он без грима. «Однажды мальчик увидел меня и давай кричать: «Бабушка! Это же тот самый, из «Пиратов Карибского моря», — улыбается Александр.
О том, что станет актером, он в детстве даже не помышлял. Откуда взяться любви к театру, если в маленьком городе — Городец, славящемся художественной росписью, из культурных развлечений был только музей?! В семье никто сценическим искусством не увлекался: мама — парикмахер, отец — шофер, брат — в математике силен... Первый раз Саша побывал в театре в пятом классе, но действо на сцене не увлекло, а, скорее, разочаровало.
Возможно, искорка в душе зажглась, когда вместе с друзьями парнишка снимал смешные фильмы о своих одноклассниках. Он до сих пор верен детскому хобби: по-прежнему придумывает сюжеты и снимает фильмы, играет в них большинство ролей, озвучивает, монтирует. Правда, посмотреть эти веселые хулиганства могут лишь друзья и коллеги.
Сегодня Александр Ганичев не представляет себя инженером или строителем, он нашел свою дорожку в жизни. «Я счастливый человек, — признается, — есть семья, интересная работа — чего еще желать?» Ему очень к лицу амплуа весельчака, доверчивого, смешливого. Профессия сказывается на характере: как многие актеры-кукольники, он остается в душе ребенком, верит в добро и справедливость, сказки со счастливым финалом...
За плечами у актера — хорошая школа, Нижегородское театральное училище имени Евстигнеева, куда он поступил без особых сложностей, легко набрав необходимое количество баллов.
(фото2)— На первом этапе просили стишок рассказать, песенку спеть, — отшучивается от моих вопросов Александр. — Конкурсная комиссия за такими простыми заданиями безошибочно определяла всевозможные речевые проблемы абитуриентов. Нам предлагали также разыграть самые разные жизненные ситуации. К примеру, ты находишься в закрытом кабинете и сквозь щелку видишь, как взломщики обкрадывают твою квартиру. Этот момент и нужно было показать, поверить, насколько возможно, в предлагаемые обстоятельства. Показываешь, на что способен, педагогам, которые тебя сразу, с первых минут экзамена, недолюбливают, студентам, сидящим здесь же и хихикающим над новичками... Если не растерялся, значит, прошел первое испытание. За ним следовали устный экзамен по литературе, истории и собеседование.
В училище студентов муштровали, как солдат в армии. Многие не выдерживали такого ритма: из 25 человек на курсе осталось 15. Начиналось все довольно примитивно — строгий, требовательный мастер Рузанна Бунатян заставляла просто держать куклу.
— Через несколько минут, — вспоминает актер, — казалось, будто она весит десятки килограммов. Когда куклы стали держаться ровно, не склоняясь, словно пьяные, начали осваивать этюды: сами придумывали историю — и показывали ее, разыгрывали мини-спектакли.
Такие упражнения и этюды — как азбука. Не изучив ее от «а до я», не сможешь играть в театральном спектакле. Премудрости кукловождения будущие актеры зубрили наизусть, чтобы потом, на сцене, не задумываться над техническими моментами. К примеру, где стоять, когда работаешь с тростевой куклой, как показать, что твой персонаж может общаться...
— Кукла ничем не отличается от человека, она — уменьшенная копия, значит, и вести себя на сцене должна как живая, свои эмоции выражать каким-то действием, — поясняет Александр Ганичев. — В училище многочисленные тонкости профессии, всякие штучки-дрючки, мусолили каждый день, даже самые отпетые разгильдяи их запомнили. Нас хорошо подготовили: и вокалом занимались, и у станка ногу тянули — учились танцевать. Но главное — студентов не жалели, готовили к взрослой жизни, самостоятельности. Это теперь осознал, проработав несколько лет. Когда пришел в театр, сразу понял: здесь, как в училище, с тебя пылинки никто сдувать не будет. Дали пьесу — учи, не успеешь один текст запомнить толком, другой подбрасывают. Ритм — бешеный, но мне удалось к нему привыкнуть достаточно быстро. Как тут не вспомнить знаменитое Суворовское изречение: тяжело в учении — легко в бою?! Театр — это работа. Пришел в коллектив — вливайся. Мы с женой только устроились в театр, нас сразу начали вводить в спектакли, уже на сцене знакомились с коллегами.
...На госэкзамены в «евстигнеевке» стекались режиссеры из разных городов, приехал за молодыми кадрами и главный режиссер Тюменского театра кукол Сергей Грязнов. Ганичевых звали в Рязань, Краснодар, Петрозаводск, Дзержинск. Из множества предложений актеры выбрали Тюмень. «Сергей Анатольевич так разрекламировал город, что мы решили поехать посмотреть. На месте огляделись, подписали договор и с лета 2006-го начали работать», — рассказывает Александр.
Юные зрители увидели его в роли веселого проводника в спектакле «Вокруг света за 60 минут». В первые полгода актер был занят в 14 постановках. Сейчас он играет в 22 спектаклях из репертуара театра кукол: «Теремок», «Волшебник Изумрудного города», «Король-олень»... Среди них есть и «кукольные» роли, и драматические.
— Гораздо уютней чувствую себя на сцене с куклой, но и один не теряюсь под светом софитов, — замечает он без ложной скромности. Это качество в актерской профессии неуместно. — Как раскрыть образ, во многом подсказывает постановщик, полностью доверяю его мнению. Легче работать с требовательным, жестким режиссером, который четко знает, что от тебя хочет.
Чтобы попасть в образ, для начала знакомишься с куклой, изучаешь, на что она способна. Затем придумываешь, какой у нее может быть характер, — и постепенно вырисовывается самое главное. На словах это сложно объяснить, на деле — значительно проще.
Кукольник, в отличие от драматического актера, полностью зависим от своего героя. Ничего не получится, если кукла — невыразительная, скучная.
— Важно, чтобы она не мешала работать, была легкой и... податливой, тогда с куклой можно «договориться». Мне очень нравится работать с зайчонком в спектакле «Поющий поросенок». Его только возьмешь в руки, слегка приподнимешь — и он оживает, — уверяет Александр Ганичев. Он нисколько не ощущает себя волшебником, способным вдохнуть жизнь в куклу.
— Я — реалист, — напрочь отметает какие-либо мистические предположения собеседник. — Кукла для меня — инструмент, на котором играю во время спектакля. Конечно, это не деревянный чурбан, а сказочный персонаж. Зрители благодаря мастерству человека за ширмой должны поверить, что зайчики, поросята и другие зверушки умеют думать, чувствовать, переживать. Театр, где случаются чудеса, очень нужен. Зрителям, избалованным кровавыми боевиками и фильмами в стиле «фэнтези», стоит напомнить: в жизни есть место чему-то доброму. Нет разницы, в каком спектакле это сделать — классическом или современном.
Мальчишки и девчонки увлеченно следят за приключениями «Пиратов Карибского моря». Почему бы театру не сыграть на том, что детям действительно близко, интересно? Не только же «Репку» ставить! — актер на секунду задумывается. — Время меняется — театр не должен оставаться динозавром. А раскрыть себя можно в любом спектакле. Обычно начинаешь работать — и сживаешься с образом. Жаль, пока не удавалось, даже в училище, побыть недолго паршивцем. Отрицательные персонажи всегда более экспрессивные, яркие, запоминающиеся.
Кукольнику не обойтись без чувства меры, не позволяющей превращать добро в слащавость, а зло — в ужастик, иначе спектакль выстрелит вхолостую... Сцену часто сравнивают с кафедрой, а театр — со школой. Но здесь не ругают за пропущенные занятия, не ставят двойки, а исподволь, ненавязчиво учат уму-разуму самую строгую, требовательную публику — детей. Они с ожиданием чего-то необычного переступают порог театра, задача артистов — не разрушить веру в чудо, а за руку провести ребенка в удивительный мир искусства.
В репертуаре Тюменского театра кукол — около 40 спектаклей, рассчитанных и на детей, и на взрослых. Здесь рады любым зрителям. В дни весенних каникул, с 21 по 29 марта, театр приглашает ребят посмотреть полюбившиеся спектакли с участием Александра Ганичева: «Пираты Карибского моря, или Тайны старого сундука», «Африкана-на-на», «Вокруг света за 60 минут», «Малыш и Карлсон», «Охотничьи байки», «Приключения Алисы, или Тайна космического паука» и «Не хочу быть собакой».
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.