Неузнаваемо преобразилась Тюмень за последние годы. Те, кто не бывал здесь 10-15 лет, могут заблудиться уже в самом центре, как это случилось со мной, когда в августе прошлого года я приехала в Тюмень для участия в областной учительской конференции.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7108EUR90.5207
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +4...+6 °C | |
Ханты-Мансийск | +6...+8 °C | |
Салехард | +1...+3 °C |
Общество
Тюмени не нужен свой Макаренко?
Неузнаваемо преобразилась Тюмень за последние годы. Те, кто не бывал здесь 10-15 лет, могут заблудиться уже в самом центре, как это случилось со мной, когда в августе прошлого года я приехала в Тюмень для участия в областной учительской конференции.Цветники, фонтаны, скверы, офисы и жилые дома индивидуальной застройки по проектам лучших архитекторов Москвы и Петербурга. И только по-прежнему в центре города стоит выстроенная тюменскими купцами еще до революции кирпичная водонапорная башня, знаменитая Башня, которую знает каждый тюменец.
Многие весьма именитые и заслуженные люди обязаны ей своей судьбой, которая могла бы сложиться весьма печально, не повстречайся вовремя на их пути эта легендарная Башня и не менее легендарный Ген Саныч. Геннадий Александрович, который бессменно руководит подростковым клубом «Дзержинец», располагающимся здесь.
Лично мое знакомство с Ген Санычем состоялось жарким летом 1975 года. Я тогда была избрана секретарем Тюменского горкома комсомола, и среди многих неотложных дел на первом месте стоял вопрос о клубе «Дзержинец», который к тому времени пришел в полный упадок. Когда-то, в середине 60-х, он был создан майором КГБ Э.Шевелевым при поддержке первого секретаря Тюменского обкома комсомола Г.Шмаля для военно-патриотического воспитания молодежи и подростков. А позже, когда Шевелев был переведен в Москву, ребята остались без присмотра, и постепенно клуб выродился по сути дела в притон, где распивались спиртные напитки и нескучно проводили время пацаны из соседних дворов. Возникла проблема: либо прикрывать этот бывший знаменитый клуб «Дзержинец», либо возрождать его к новой созидательной жизни.
Для возрождения требовалось прежде всего найти толкового руководителя, который сможет организовать воспитательную работу и вообще справиться с этой непростой ситуацией и лихой дворово-уличной компанией, обосновавшейся в «Дзержинце».
(фото2)И тогда мне подсказали: в подростковом клубе «Кижеватовец» при заводе «Строймаш» есть такой Нечаев, успешно работающий с детьми. Мы встретились с Ген Санычем. Тогда ему было 34 года. Небольшого роста, плотный крепыш застенчиво улыбался и производил впечатление скромного человека со спокойным и, как казалось, не бойцовским характером. Закрадывались сомнения: как он справится с оравой этих неуправляемых уличных хулиганов?
Но очень скоро все сомнения развеялись в прах. Жизнь в клубе начала бить ключом, в «Дзержинец» потянулись подростки со всего города. Приманкой служила борьба самбо, карате, мастером спорта по которым был Ген Саныч. А какой пацан не мечтает «поднакачаться», стать сильным и непобедимым в уличных потасовках и драках!
Но Ген Саныч прекрасно понимал: учить лишь силовым приемам — это еще не воспитание. Напротив, вооружив подростков приемами самбо, не воспитав в них личность, можно получить еще более опасных в социальном плане молодых людей.
И тогда он придумал гениальную по своей простоте и эффективную по своим результатам систему инструкторского роста. Прежде чем получить доступ к желаемому самбо или карате, подросток должен был включиться в разнообразные коллективные дела, проводимые в клубе. Это были трудовые десанты по расчистке и озеленению улиц, операции по доставке праздничных телеграмм «Несу радость людям», общеклубные диспуты и тематические вечера, конкурсы чтецов, школа бальных танцев, вечера-конкурсы «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни», спортивные соревнования.
Организационная структура клуба включала игровой элемент и была построена по типу взрослых армейских коллективов. Члены клуба распределились по взводам. До командира взвода надо было дослужиться, зарекомендовав себя успешным участием в разнообразных клубных делах и мероприятиях, шефстве над новичками. Шефствовали те, кто уже получил в клубе звание инструктора и продвинулся в спортивных либо других успехах.
Собственную педагогическую интуицию Нечаев подкреплял постоянным штудированием и творческим преломлением в условиях клубной работы педагогических систем А.Макаренко и С.Шацкого.
По сути дела коллектив «Дзержинца» жил по законам, выработанным Антоном Макаренко в его педагогическом опыте:
1. Совместная деятельность, общие цели, цементирующие коллектив.
2. Наличие перспектив развития, близкой, средней и далекой, стимулирующей активность и развитие как коллектива в целом, так и отдельных его членов.
3. Эстетика коллектива и детское самоуправление, прививающее внутреннюю и внешнюю дисциплину, умение руководить и подчиняться.
4. Чувство защищенности и мажорный тон, когда в клуб тянуло, посещение которого возможно только добровольно, а отнюдь не по принуждению.
5. Связь с другими детскими и взрослыми коллективами, позволяющая развивать социальный кругозор подростка и выстраивать его будущие жизненные цели и перспективы.
6. И, наконец, воспитатель, старший товарищ, как центр и основной двигатель всех коллективных отношений.
...Неудивительно, что те, кто недавно слыл хулиганом и стоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, очень скоро становились в клубе инструкторами, командирами рот и взводов и получали путевку в дальнейшую жизнь.
Вспомнить того же Андрея Коноплю, который пришел в клуб 14-летним подростком — живым, подвижным. Несмотря на свою сообразительность, Андрей учился в школе хуже своих способностей, пропускал занятия, большую часть времени проводя с друзьями на улице. За употребление алкоголя и хулиганство стоял на учете в милиции.
В клуб, как и другие, Андрей пришел, чтобы поднакачаться, овладеть приемами самбо, карате, чтобы применять их на улице. Военно-спортивные занятия, жизнь, насыщенная интересными делами, общение с новыми друзьями скоро увлекли Андрея, он быстро включился в коллективные дела, проявил хорошие организаторские способности. И вскоре ему было доверено руководить взводом в 26 человек, а затем за короткий срок он «дослужился» до командира роты, осуществив руководство более чем сотней ребят.
В то же время заметно изменилось его отношение к учебе, определился выбор профессии. Андрей решил стать кадровым офицером. С этой целью после 8-го класса поступил в педучилище на физкультурное отделение, с тем чтобы до армии наряду со спортивной подготовкой познакомиться с азами педагогики и психологии, а после армии осуществить свою мечту, пойти в военное училище. Мечта Андрея полностью осуществилась. Сейчас он Андрей Борисович Конопля, один из ведущих специалистов Управления по борьбе с организованной преступностью в Приморье.
И сколько таких воспитанников «Дзержинца» из бывших «трудных» доросли до командных должностей в Армии, МВД, ФСБ. В Москве, в различных структурах ФСБ, на ответственных должностях служат Авдеев Константин, Фатеев Александр и еще около сотни бывших дзержинцев.
Бывший «дзержинец» Медведев Сергей Михайлович, полковник МВД, председатель Тюменской городской Думы; Борисов Валерий Дмитриевич, генерал-майор милиции. А бывшая воспитанница «Дзержинца» Ольга Селиванова уже защитила докторскую диссертацию по педагогике и сейчас является директором клуба, освободив Ген Саныча от административных забот, с тем, чтобы он целиком сосредоточился на воспитательном процессе.
Но сосредоточиться целиком на воспитательном процессе и воспитанниках как раз и не удается, не дают. Удивительные вещи происходят в нашем царстве-государстве. Несмотря на все поразительные воспитательные успехи «Дзержинца» и Нечаева, клуб вместе со своим бессменным руководителем периодически попадает в сложнейшую ситуацию, когда его существование оказывается буквально под угрозой. И, что интересно, эти ситуации как лакмусовая бумажка проявляют уродливые явления, характеризующие на данном историческом этапе социально-политическую обстановку в стране.
В середине 80-х острые дискуссии во всех без исключения издательствах центральной прессы развернулись вокруг делающей первые шаги педагогики сотрудничества и педагогов-новаторов В.Шаталова, М.Щетинина, Ш.Амонашвили и других, своей успешной педагогической деятельностью взрывающих авторитарную педагогику, по законам которой строился учебно-воспитательный процесс в школах и которая активно поддерживалась Академией педнаук и властными структурами. Крах тоталитарного советского общества начинался тогда здесь, на полях педагогических сражений. И Ген Саныч, создавший на основе педагогики сотрудничества систему воспитательно-профилактической работы с самым трудным контингентом подростков-правонарушителей, попал под обстрел всех официальных органов со стороны милиции, прокуратуры, образования и даже Совета ветеранов.
Проверки, вызовы на ковер, накачки следовали одна за другой и довели Ген Саныча до тяжелейшего нервного срыва и больничной койки. Под угрозой было само существование «Дзержинца». И только дружные усилия научной и журналистской общественности, когда прошла серия публикаций в защиту «Дзержинца» и его руководителя и в центральной, и местной печати, а также были направлены коллективные письма профессорско-преподавательского состава Тюменского университета во все местные властные структуры, остановили окончательный разгром клуба.
Новые времена и новые нравы принесли Ген Санычу и Башне новые испытания. Как известно, сейчас широко в моду вошло рейдерство, когда различным юридическим крючкотворством и махинациями изымается чужое имущество.
Эта же борьба развернулась и вокруг знаменитой тюменской Башни, расположенной в очень выгодном месте, в самом центре Тюмени.
Но, к чести тюменской общественности, на защиту «Дзержинца» снова встали тысячи тюменцев и прежде всего бывшие и настоящие воспитанники клуба. Местная пресса 2006-2007 годов была буквально заполнена публикациями и обращениями взрослых и подростков, в которых они писали, какую роль сыграл и играет этот клуб в их судьбе.
Десятки таких писем и статей были опубликованы в тюменской прессе. Но помимо общественного мнения среди защитников «Дзержинца» нашлись и опытные юристы, которые смогли профессионально отстаивать интересы клуба в беспрерывных судебных тяжбах, поскольку, к сожалению, рейдеров не останавливали эти многочисленные письма и обращения детей и взрослых, для которых «Дзержинец» стал спасительным в их непростой судьбе.
Как и чем объяснить мотивы людей, покушающихся на самое святое, что есть у человечества, — на детство, и на тех, кто спасает детей, оказавшихся в бедственном положении? Тем более в нашей стране, которой реально угрожает вырождение, где каждый год почти на миллион сокращается население и наблюдается острое социальное неблагополучие в молодежной среде!
Если бы только один «Дзержинец» и Ген Саныч столкнулся с этими истребительными действиями. За 17-летнюю бытность существования нашего Консорциума «Социальное здоровье России» нам пришлось принять участие в защите детских социальных учреждений и их руководителей в самых разных регионах России.
Так, в 1992 году по ложному обвинению был осужден директор первого экспериментального Московского городского центра социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних А.Быковский. И потребовалось 5 лет борьбы общественности и 5 судебных разбирательств, включая заседание Верховного суда РФ, чтобы снять все обвинения с Быковского.
В 1998 году необоснованно, после бесконечных проверок и прокурорских придирок была освобождена от работы Г.Камаева, директор и основатель одного из первых в России социальных приютов, Петербургского воспитательного дома для беспризорников. Сотни детей, подобранных на чердаках, в подвалах и на вокзалах, были спасены и реабилитированы в Воспитательном доме, что не помешало отстранить Камаеву от работы. И снова потребовалось 5 лет борьбы, коллективных обращений в различные инстанции, судебные разбирательства, чтобы восстановить Галину Игнатьевну на прежнем месте работы.
Также произволом местных начальников были отстранены от работы директора первых центров социально-психологической помощи молодежи, детям и семьям И.Шемет в Костроме, которая позже защитила докторскую диссертацию по психологии, Е.Крашенинникова в Уфе. А в этих центрах был наработан бесценный опыт социально-психологической реабилитации бывших участников и жертв военных конфликтов в Афганистане и Чечне, наркозависимых подростков, адептов деструктивных сект, опыт психологической помощи семьям и детям группы риска. С работой этих центров, их коллективов и руководителей мне в свое время также довелось познакомиться, но, несмотря на ту поддержку, которая была оказана нами и научной общественностью, начальственные амбиции и произвол оказались сильнее.
Вообще, если вспомнить историю нашей педагогики, она вся полна драматизма. Трагична судьба наших выдающихся педагогов С.Шацкого, А.Макаренко, В.Сухомлинского.
С.Шацкий, основавший еще в 1908 году детское общество «Сетлемент», в котором были заложены основы современной социальной педагогики, был отлучен от педагогической деятельности в свое время и царским правительством и позднее советской властью. Классик советской педагогики А.С.Макаренко, успешно перевоспитавший сотни воришек-беспризорников и на практике продемонстрировавший успехи воспитания в коллективе и через коллектив, в общей сложности проработал в колонии им. М.Горького и Ф.Дзержинского 9 лет и был изгнан вышестоящим руководством с педагогической деятельности. В.Сухомлинского затравили и раньше времени свели в могилу педагоги-академики, инкриминировав ему вину в том, что он отвергает коллектив и коллективизм и воспитывает буржуазный индивидуализм. На что Сухомлинский в своей книге «Мудрая власть коллектива», которая вышла после его смерти, ответил своим оппонентам: «Я не против коллектива. Но я хочу, чтобы ребенок чувствовал себя не прутиком в венике, а цветком в букете».
Но не следует думать, что жизнь и труд тех, кто сердце отдает детям, напрасен. Во-первых, остались сотни и тысячи благодарных воспитанников, которым эти педагоги помогли состояться. Во-вторых, их бесценный опыт передается и помогает следующим поколениям педагогов, преемникам и последователям, которых становится все больше и больше.
Россия за свою многовековую и трагическую историю пережила немало тяжких испытаний, угрожавших существованию и нации, и государству, начиная от татаро-монгольского ига, польско-литовского нашествия и нашествия наполеоновских войск, когда сама столица государства была в руках захватчиков. В памяти наших современников и тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны.
Сегодня, в век испытания Золотым тельцом и моралью вседозволенности, борьба за будущее страны и нации переместилась в нравственно-духовную сферу. И такие же, как Геннадий Александрович Нечаев и его многочисленные коллеги, работающие в самых разных и отдаленных уголках нашего огромного государства, посвятившие себя спасению, защите и воспитанию детей, спасают по большому счету будущее нашей нации и государства!
ОТ РЕДАКЦИИ.
Геннадий Александрович Нечаев, побывав в редакции в момент верстки номера, попросил нас на страницах газеты выразить от его имени благодарность тем тюменцам, которые проголосовали за него на выборах в Тюменскую городскую Думу. Ну а мы со своей стороны сожалеем, что в составе Думы не будет такого профессионального, стойкого и преданного борца с детской безнадзорностью, как Ген Саныч.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.