25 мая 2025     

Общество   

Андрей НЕСТЕРУК: “У нас с газовиками задача общая”

Расцвет Ямальского района был стремительным. Райцентр и поселки начали обустраиваться так бурно и масштабно, что в том же Яр-Сале сельчане разом позабыли, как маялись, пытаясь по расхлестанной лежневке перебраться с одного деревянного тротуара на другой.
Самое интересное, что дату начала преображения села можно назвать с полной определенностью. 2001 год. Срок сдачи нового роддома. Его строили семь лет. Работы начались в самые кризисные годы. То и дело стройка стопорилась из-за постоянной нехватки финансовых средств.
Чтобы возродить ее, районные власти обращались куда только можно. Приглашали журналистов. Долгострой снимали даже коллеги из регионального бюро ОРТ.
Когда все мучения остались позади и губернатор автономного округа Юрий Неелов перед крыльцом нового корпуса перерезал красную ленточку, тогдашний главный врач центральной районной больницы Ефим Кесельман обронил фразу, ставшую пророческой: “Теперь возродится и Ямальский район”.
В том же году в муниципалитете поменялась власть. Главой районной администрации был избран Андрей Кугаевский, сын директора местного оленеводческого совхоза Николая Кугаевского. С ним пришла новая команда управленцев. Поменялся и состав районной Думы.
В район пошли инвестиции. Началось строительство дорог, жилья. Районные реформаторы укрепили сферу ЖКХ. На окраине поселка встал новый, по последнему слову медицинской техники оборудованный корпус туберкулезного отделения.
Ямальская средняя школа-интернат на 1194 учащихся признана самой крупной в России. Современные школы появились в поселках Сеяха и Новый Порт. В Панаевске построили врачебную амбулаторию. И все это — за считанные годы. Но едва ли не первым реконструированным объектом в райцентре стал Дом культуры. Знаковое для поселка место. Сюда приходит и стар, и млад.
— В 2001 году, когда мы только начинали развитие района, муниципальный бюджет составлял 470 миллионов рублей, — вспоминает председатель районной Думы Ефим Кесельман, — бюджет, утвержденный депутатами района на 2007 год, превышает 3 миллиарда 200 миллионов рублей. Можете представить наши возможности...
Вскоре депутаты окружной Думы приняли целевую программу возрождения районных центров на Ямале. И в Яр-Сале появились аллеи с уличными фонарями. Поселковые мальчишки в диком азарте мигом расстреляли. Все до единого. В следующем году монтеры воскресили фонари.
А работники коммунальных служб — невиданное дело — разбили в райцентре клумбы. Они теперь цветут каждую весну. Ни один цветок никто не срывает. И фонари теперь светят спокойно. Целехонькие. Чтобы привыкнуть к красоте, нужно время...
Весной 2007 года Андрей Кугаевский получил новое назначение — заместителя губернатора ЯНАО.
Обязанности главы муниципального образования Ямальский район почти полгода исполнял Андрей Нестерук. 2 декабря земляки дали ему мандат доверия. На выборах муниципального главы Андрей Никанорович получил более 70 процентов голосов избирателей.
Новый глава района радеет за комплексное развитие территории. Дальние перспективы он видит в содружестве с “Газпромом”, ближние в том, чтобы уделить внимание населенным пунктам, которые являются административными единицами. По сути — столицами волостей.
На стыке двух миров
— Внешний вид поселков будем преображать и впредь, — уверен Андрей Никанорович.
— Стены сайдингом обшивать?
— Вовсе нет. Сейчас строятся серьезные социальные объекты. Школы, больницы и так далее. И потом, то, что касается таких тундровых поселков, надо понимать, что если снести обветшалую деревяшку и поставить капитальный дом, это уже кардинально меняет условия жизни. Просто кардинально. После этого уже нельзя снижать планку. И дальше двигаться только вперед, без послаблений. Строить капитальные объекты, красивые и долговечные.
Новостройки облик поселка меняют полностью. Есть рядом с райцентром национальный поселочек — Сюнай-Сале. Буквально нынешним летом мы проложили в нем бетонную дорогу. Потому что там школа сдавалась. Возникли проблемы с подвозом грузов.
И вот, как только вымостили дорогу, все — поселок сразу же, моментально, начал преображаться.
— В 2001 году наступило время, когда сложился комплекс причинных обстоятельств и образовалось одно следствие. Оформилась общая стабилизация в России. Пришел Путин. Наличные деньги сменили систему зачетов. И все это сказалось на муниципальном уровне?
— Действительно, все началось с того, что появились живые деньги. Хотя до сих пор бюджет района дотационный, поэтому приходится изыскивать дополнительные средства в муниципалитете, чтоб латать бюджетные дырки. Сейчас на нашу территорию пришел “Газпром”, так что в бюджет поступают дополнительные доходы.
— Каково в бюджете района соотношение собственных доходов и окружной дотации?
— На начало года соотношение было 20 процентов к 80. 20 процентов — собственные доходы муниципалитета. К концу года собственная доходная доля возросла. Мы в этом году привлекли дополнительные средства в бюджет. Это и арендные платежи, и подоходный налог, который перечислен в муниципальный бюджет. Он возрос. Потому что увеличилось количество населения в районе. За счет кого? Вахтовики приехали.
Однако общая тенденция дисбаланса своих заработков муниципалитета и помощи из субъекта Федерации все равно сохраняется. Вообще, для того, чтобы органы местного самоуправления основательно обеспечить средствами, нужно иметь серьезную налоговую базу. А те налоги, которые идут сегодня на счета муниципалитета, — это абсолютно несерьезные ресурсы. Все это прекрасно понимают.
Теперь все организации, приходящие работать в Ямальский район, регистрируются, платят подоходный налог и все остальные, положенные по закону, отчисления.
— Вот вы сказали: “Газпром” пришел на Ямал. Как выстраиваются отношения местной власти с газовиками и строителями?
— У нас единая задача — выстроить общую политику. В настоящее время логика действия районных властей рассчитана на то, чтобы получилось гармоничное сочетание деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса и традиционных отраслей хозяйствования.
Проще говоря, задача — сохранить то, что уложилось веками в культуре и в самобытном укладе жизни коренного населения. На полуострове сохранен уникальный этнос. Его наследие необходимо донести до потомков, до будущих поколений.
— Что для этого нужно сделать?
— Существует масса рычагов. Помимо встреч, переговоров, совместных поездок есть механизмы, которые позволяют отношения двух цивилизаций поставить на нормотворческие рельсы. Узаконить достигнутые соглашения, протоколы, результаты общественных слушаний. Ямальское районное общественное движение коренных малочисленных народов Севера “Ямал” тоже значительную роль играет в этих мероприятиях.
Существует муниципальный земельный контроль. То есть земли, которые мы выделяем строителям, остаются под муниципальным контролем. Мы обязаны контролировать их эффективное использование. Существует экологический контроль. Плюс ко всему — территория является пограничной зоной Российской Федерации. Такой статус тоже предъявляет определенные требования.
При всем том мы прекрасно понимаем, что полуостров Ямал является зоной приоритетных интересов России. Газ нужен стране.
Без освоения месторождений газа наша страна не может быть обеспечена этим энергоносителем и не сможет сбалансировать свою потребность в топливно-энергетических ресурсах.
— Любой ценой?
— Сегодня так думать уже нельзя. Газ необходим, но не ценой разрушения экосистемы региона. Поскольку добыча углеводородов оказывает определенное влияние на окружающую среду. И те предприятия нефтегазового комплекса, и сопутствующие предприятия транспорта и строительства, которые приходят на полуостров, непреложно считаются с нашим мнением и всегда стараются каким-то образом помогать местному населению.
Отдельно можно выделить ООО “Надымгазпром”. Потому что это предприятие с многолетней историей. Оно не первый год на Ямале. И его специалисты знают культуру, традиции, устои быта тундровиков. Понимают, как устроена жизнь кочующего населения. Многие даже разбираются в маршрутах каслания.
Сейчас на строительство магистрального газопровода Бованенково — Ухта выходит предприятие “ЯмалГазИнвест”. Его руководитель тоже не новичок на Севере. Из подрядных организаций я бы особенно тепло сказал про ОАО “Ямалтрансстрой”. Его кадры — настоящие профессионалы в своем деле. Прекрасно знают коренное население.
У них в руководстве предприятия даже работают выходцы из Ямальского района. Поэтому со строителями у нас контакт налажен.
Прошу принять с испытательным сроком...
— Ваших земляков, нашедших себя в проекте по разработке ямальских месторождений, станет больше?
— Безусловно. Мы ведем такую работу. Это вопрос политический. И достигнута определенная договоренность с предприятиями топливно-энергетического комплекса. То есть те люди, кто желает устроиться в подрядную организацию “Газпрома” и имеет подходящее образование, обращаются в районную администрацию. Мы их рекомендуем для принятия на работу. Составляем резюме. Направляем к работодателю.
— Есть результат?
— Пока статистики нет. Мы же только первый год в этом направлении работаем. Решение о расконсервации Бованенковского и Харасавэйского месторождений и принято немногим более года назад. Но несколько рекомендательных писем я уже подписал.
— Модель сосуществования двух цивилизаций уже выстроена?
— Пока еще не полностью. Проект модели, представление о ней есть. Но она пока ничем не закреплена. Это все равно, что вот вы приехали в Ямальский район, и мы с вами о чем- то по-джентльменски договорились, закрепив диалог рукопожатием.
В начале 2007 года мы заказали Сибирскому научно-аналитическому центру большую работу по комплексному исследованию перспектив освоения месторождений Ямальского района. Ученые должны были просчитать все последствия разработки газоносных залежей, которые так или иначе скажутся на природе сельском хозяйстве, вообще, на всей жизни муниципального образования.
Этот труд завершен. Эксперты подготовили его в середине лета. На основе заключения ученых мы подали свои предложения в руководство “Газпрома”. Ведь в любом случае всякое промышленное освоение — это отторжение земель. А земли — это пастбища. Сами понимаете, что строительство скажется прежде всего не на крупных хозяйствах, а на оленеводах-частниках, у которых небольшое поголовье. Как правило, семьи оленеводов довольно многочисленны. В них по пять-семь человек. И 165 семей лишатся своих пастбищ.
Мы будем жить теперь по-новому...
— Что можно предложить оленеводу взамен прежнего утраченного стада?
— Это все как раз и просчитывается. Семьи тундровиков придут в поселки. Соответственно, потребуется жилье и какие-то меры материальной реабилитации. Потому что человеку просто на что-то нужно жить и кормить семью. А кроме как пасти оленей он больше ничего не умеет.
Далее потребуется трудоустройство тундровиков. В тех отраслях, где они чувствуют себя комфортно. Это может быть ремесленное производство, допустим, пошив одежды из оленьих шкур, охота, рыболовство и т.д. Существует масса вариантов. Часть людей можно устроить на работу в оленеводческие предприятия “Ярсалинское”, “Панаевское”, “Ямальское”, наконец, есть национальные общины.
Расселим мы людей, трудоустроим. Незамедлительно потребуются объекты социального профиля. Детские сады, школы, учреждения медицинского обслуживания. И если вот так загибать пальцы, то дойдем и до неизбежного увеличения объемов работы в службе ЖКХ. В итоге все трансформируется в развитие населенных пунктов. Оно в любом случае должно быть. Но в районе оно пройдет не эволюционно, а скачкообразно.
— Район готов к этому?
— Не в полной мере. Но мы уже сейчас продумываем кое-какие мероприятия. Переход семей от кочевого к оседлому образу жизни потребует значительных капитальных и текущих затрат.
Если оленеводы решат прийти в районный центр, их будет сложно обеспечить жильем. В Яр-Сале жилищную проблему еще не ликвидировали. Но есть другие поселки. Мыс Каменный, например. В нем очень много жилья сейчас. Другое дело, что там пока нет работы. Ее просто нет с тех пор, как свернули свою деятельность геологоразведочные экспедиции. В последние годы, с приходом “Газпрома”, более-менее ожил поселковый аэропорт. Появились заказы, затеплилась жизнь. Но все-таки, я надеюсь, геологоразведка еще оживет в Мысу Каменном.
Есть еще Панаевск и Салемал, где мы возводим объекты жилья. То есть, возможно, за счет этих поселков можно будет решить вопрос расселения тундрового населения. Но опять же нужна муниципальная программа по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера. При всех достоинствах окружной программы она не учитывает вот такие ситуации. Это экстренный случай. А мы не можем в экстренном порядке выделить всем нуждающимся жилье. Просто не можем. Потому что есть социальная очередь, другие программы. Поэтому проблем у муниципалитета еще много.
При промышленном освоении на территории всегда остаются технологические объекты. Так вот, стратегическая задача районной власти в том, чтобы, когда минует этап активного строительства, в муниципальных образованиях остались мощности, связанные с традиционными отраслями хозяйствования, и в районе была создана достаточная основа для развития. Это могли бы быть базы рыбозаводов, цеха полной переработки оленины, объекты энергетики. Сейчас заместитель губернатора Андрей Кугаевский активно над этим работает. Предприятие “Ямальские олени”, создание которого сразу благотворно сказалось на экономике района, — его детище. Моя же задача — все обозначившиеся с приходом “Газпрома” перспективы довести до логического конца. Чтобы люди, которые приезжают сюда, имели работу и в муниципалитете был самодостаточный бюджет. Все. Остальное приложится.
В Ямальском районе сейчас нет крупной местной промышленности. И, наверное, вряд ли она нужна. Производственные мощности по переработке оленины, конечно, необходимы. Прибавим отличную экологическую ситуацию, сохраненную этническую культуру как залог развития туристического бизнеса, и для района, мне кажется, это будет вполне достаточная основа, чтобы безбедно жить. Но для этого нам нужен “Газпром”. Для того, чтобы базу для развития экономики района заложить уже сейчас. Самостоятельно муниципалитету по этому пути надо будет идти... лет 25. Не меньше.
Остальное приложится ...
— Ваши предложения изложены в проекте программы сотрудничества между “Газпромом” и администрацией Ямало-Ненецкого округа?
— Общая программа, которая сейчас находится на утверждении в “Газпроме”, определяет перспективы трех районов: Ямальского, Приуральского и Тазовского. Наши предложения также вошли.
— Андрей Никанорович, те, кто не был в Яр-Сале три года, сегодня удивляются. Те, кто не бывал лет десять, его узнать не могут. Что увидят гости Ямальского района еще через три- пять лет?
— В районном центре мы построим один-два крупных социальных объекта. В жилищном строительстве сделаем упор на дома индивидуальных проектов. Развитие поселков тоже продолжится. Оно и сейчас идет достаточно серьезными темпами. Если в прошлом году не были в Панаевске, то рекомендую заглянуть нынче. Увидите много нового...
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"