3 мая 2024     

Общество   

О бедной культуре замолвили слово...

Совсем не случайно собрался этот круглый стол. Накануне вышел из печати очередной, шестой по счету, номер “Филологического дискурса”, занимающего в нашем регионе нишу интеллектуального чтения. Его вдохновитель и создатель, заведующая кафедрой издательского дела и редактирования профессор Н.Дворцова с предложением об оформлении, создании визуального ряда обратилась в тюменскую школу дизайна. Так родилась своеобразная энциклопедия тюменского дизайна.
В эти дни в Тюменском колледже искусств как раз работала представительная комиссия с целью его аккредитации. В нее вошел Ю.Маркаров, заведующий кафедрой графического дизайна Московского института современного искусства, артдиректор одного из книжных издательств. Его, как, впрочем, и других, заинтересовала постановка не только образовательного процесса, но и творческого.
Кроме того, поддержавшие разговор преподаватели колледжа, студенты, родители неизбежно расширяли его тематические рамки и касались самых разных проблем тюменской культурной жизни. Тем более что поводов для этого сегодня, как, впрочем, и всегда, очень много. Бурно обсуждаются идеи объединения колледжа искусств и академии культуры, краеведческого музея и музея изобразительных искусств, театра драмы и театра “Ангажемент”... Они, как оказалось, волнуют и задевают очень многих.
Круглый стол продолжался два часа. Для этой публикации мы выбрали наиболее интересные мысли.
Г.Вершинин, директор Института дизайна — Тюменского филиала Уральской государственной архитектурно-художественной академии:
— Ни для кого не секрет, что тюменская культура сегодня находится в состоянии реформ. По сути дела в нее впервые вкладываются колоссальные средства. На наших глазах реконструированы дворец “Пионер”, филармония, построен цирк, строятся театр, музей, реконструируются библиотека, колледж искусств... Но период вкладывания денег в “камни” когда-нибудь закончится. Гораздо эффективнее вложения в человека. Вообще культура — очень тонкая материя и при реформировании требует очень тонкого обращения. Становление в ней какого-нибудь явления, тем более школы — процесс весьма длительный. Как тут удержаться от сравнения с садом, который вырастить нелегко, а уничтожить — очень легко! Но к нему приходится прибегать в ситуации, когда проводится в жизнь решение об объединении академии культуры и колледжа искусств, объединении музеев... Если бы везде шли по этому пути, то у нас в Москве был бы один музей, один институт... Объединение как управленческая технология устарело. В культуре повсюду происходят противоположные тенденции, приветствуется культурное разнообразие, а не наоборот.
Ю.Маркаров, заведующий кафедрой дизайна Московского института современного искусства:
— В течение нескольких дней нахожусь в Тюменском колледже искусств, вникаю в суть образовательных методик, общаюсь с преподавателями и студентами, знакомлюсь с их творчеством. То, что здесь создано, — уникальная ситуация. Я сам преподаватель и знаю, о чем говорю. Я нашел здесь подтверждение своим мыслям: когда есть ниточка “школа — колледж — институт”, как здесь, тогда будет результат. Рушить это — значит рубить сук, на котором сидишь... Мне бы очень хотелось такую систему художественного образования выстроить у себя в Москве. Зная все художественные вузы столицы, могу сказать, что ни в одном из них этого нет и не будет в ближайшее время, потому что школа создается не за один год.
В.Станкевский, профессор кафедры архитектуры и дизайна Тюменского государственного архитектурно-строительного университета:
— Несмотря на то что в названии нашей кафедры присутствует слово “дизайн”, у нас с ним, признаюсь, не очень хорошо обстоят дела. Мы стараемся, но, видимо, сказывается то, что это новое направление и, соответственно, молодое. Надеемся, что хорошие результаты появятся позже. То же самое происходит на других наших двух кафедрах, связанных с преподаванием дизайна. Так получилось, что он имеется в заголовках, но в реальности его не хватает.
У меня есть возможность сравнивать, так как я преподаю еще и в колледже искусств, и филиале Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Здесь готовят настоящих дизайнеров. Мы не завидуем, мы просто хотим работать вместе. УралГАХА — мощное учебное заведение. Но если мы патриоты Тюменской области, то должны объединиться, наша кафедра и тюменская школа дизайна. Другого пути в Тюмени нет. Соединение дизайна с музыкой и т.д., как это произошло когда-то в проекте создания колледжа искусств, как это планируется сделать на базе академии культуры, — это чисто механическое соединение, поэтому абсолютно непродуктивное.
Л.Шабатура, профессор, заведующая кафедрой философии Тюменского нефтегазового университета:
— Сегодня не обсуждается, что конкуренция должна быть и в подготовке кадров. Как известно, Тюменский нефтегазовый университет тоже выпускает дизайнеров, и они пользуются спросом на рынке труда. Но при этом никто не будет оспаривать то, что самое высококонкурентное учебное заведение по дизайну в Тюмени — это колледж искусств. Причем он имеет совершенно очевидные тенденции к устойчивости и долгожительству за счет работающей системы разноуровневого обучения.
Культура управления, управленческих решений — мы ее мало видим сегодня. Должны быть мудрость, обратная связь...
С.Перепелкин, главный художник театра кукол:
— Я впервые участвую в таком мероприятии, на которое творческие люди собрались по собственной инициативе, чтобы обменяться мнениями по волнующим их вопросам. Итак, отделение дизайна. Я всегда считал, что это священная корова, которая должна существовать вечно. Здесь художественный дух. Его не измерить никакой коммерческой выгодой. Говорят, что подготовка дизайнера обходится дорого. А пилота самолета?
Тюмень — огромный город с огромным бюджетом. Если бы мы считали свое население, как омичи, мы бы были миллионником. Но там — восемь театров, в Екатеринбурге — двадцать. У нас — два с половиной. Художнику театра невозможно сменить работу, ротация невозможна, мы все чувствуем себя крепостными людьми.
Вызревает решение ликвидировать музей изобразительных искусств, а здание передать академии культуры. Но бывали ли его “авторы” в запасниках, в фондах? Там хранятся шедевры, которые никогда не показывались. Говорят, что это все разворовывается. Но, чтобы сохранить, не лучше ли открывать новые музеи? Объединительная модель в стране не работает. Необходимо донести эту идею до людей, которые принимают решения.
Е.Колчанова, доцент кафедры ИЗО Тюменского госуниверситета:
— Моя дочь — студентка первого курса Тюменского колледжа искусств. Когда мы выбирали учебное заведение, осознанно остановились на ступенчатом образовании. Нам хотелось учиться именно здесь, в этом учебном заведении, у этих преподавателей, потому что мы ходили на выставки, знакомились с работами этой школы и знаем, что здесь богатая история, хорошее искусство.
Т.Быкова, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Тюменского колледжа искусств и Института дизайна УралГАХА, заслуженный учитель РФ:
— Чтобы возникла культура, нужна среда — музеи, театры, выставки, вузы. Наши учебные заведения по большей части — это фабрики образования. Моя дочь, студентка нефтегазового университета, очень долго переживала из-за того, что преподаватели обращались к ней не по имени, а по фамилии. Анонимность не помогает раскрытию личностных миров, их встрече, диалогу. Что касается отделения дизайна — это подвижнически созданное учебное заведение, здесь царит особая атмосфера. Она влияет на всю художественную жизнь. Необходимо сопротивляться идее его уничтожения.
Должно быть разнообразие методик. Пусть академия культуры и архитектурно-строительный университет создают дизайн, пусть работает филиал Уральской архитектурно-художественной академии.
В.Субботина, научный сотрудник музея изобразительных искусств:
— В концепции вместо нашего музея есть слова “музейный комплекс”. На ее обсуждении председатель областного комитета по культуре высказался в том духе, что не нужны наши выставки, что пусть все картины остаются в запасниках. На самом деле, зачем нам их показывать, если есть Интернет?
О.Трофимова, член Союза художников и Союза дизайнеров России:
— Если в Тюмени будет музейный комплекс, у нас исчезнет и то небольшое право выбора, которое было. Здесь знаешь почти все, открытие нового почти невозможно. А ведь познание, расширение горизонта как раз хорошо характеризует художественную жизнь.
Г.Вершинин:
— Во Всемирном докладе по культуре, подготовленном учеными для ООН, отмечается несколько интересных положений. Например, что существует множество определений культуры. Одним из них принято считать то, что это сфера досуга, важнейшая сфера жизни человека. Но эксперты ООН говорят, что оно устарело. Понятие “культура” идет на смену понятию “цивилизация”. Именно качество и показатели культуры определяют уровень общества сегодня. Культура не только досуг — она способ самоопределения и понимания смысла жизни. Через нее человек самоопределяется даже больше, чем через профессию, работу.
Парадокс последнего времени — культура стала бизнесом, производством и возвращает обществу с лихвой потраченные на нее средства. Голливуд и Силиконовая долина — бренды Калифорнии, дают 6 процентов национального дохода США. Вообще в культуре этой страны занято 1,3 млн. человек, больше, чем в полиции и армии. В Лондоне открыто огромное число прекрасных и роскошных музеев, большей частью бесплатных. В них дети изучают историю, законы физики и химии... Наши выставки в музее изобразительных искусств всегда были уроками профессионализма.
Т.Быкова:
— У нас культуру понимают узко социологически, а не мировоззренчески. Если смотреть на жизнь взглядом художника, то получаешь огромный энергетический заряд. Самоценна сама культурная среда, из нее складывается все: визуальная культура, духовная, коммуникативная...
Н.Дворцова, профессор, заведующая кафедрой редактирования и издательского дела Тюменского госуниверситета:
— Идет глобальный процесс уничтожения малых явлений. Это реальность. К примеру, уничтожаются малые издательства. Но если не будет малотиражной литературы, наступит стагнация.
В Тюмени нет традиции книгоиздания. Наша кафедра создавалась на пустом месте. Когда мы провели серьезное исследование, где искать поддержки, то обнаружили, что уникальная школа дизайна, созданная Г.Вершининым, задает те планки, те ориентиры, к которым и нужно стремиться. Затем среда, атмосфера — у Тюмени есть много оснований для того, чтобы гордиться этой школой. Разрушение ее будет фактом коллапса нашей культуры.
Любая школа, творческая, научная, определяет уровень культурного развития среды. Самим фактом своего существования они благотворно на нее влияют.
М.Гардубей, заведующий отделением дизайна Тюменского колледжа искусств, член Союза художников и Союза дизайнеров России:
— Почему не должно быть разных школ? Мастерских? Почему надо всех грести под одну гребенку? Люди, которые занимаются культурой, не живут этой культурой? Тогда это о многом говорит. Наш комитет можно назвать не комитетом культуры, а комитетом по борьбе с культурой. Что бы они ни предпринимали, вызывает шок и разрушительные последствия. Мы должны высказать им недоверие — там нет профессиональных людей, то, что они предпринимают, каждый раз чудовищно. Чего стоит идея выдачи работ посетителям музея ИЗО из запасников для индивидуальных занятий — такое невозможно представить.
Мне кажется, что мы должны обсуждать вопросы культуры как можно чаще, они касаются всех, тем более нас, творческих людей.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"