23 сентября 2021     

Общество   

Сургут. Годы и лица

Мое знакомство с Сургутом состоялось во второй половине сентября 1968 года — не прошло еще и месяца, как на секретариате Тюменского обкома партии я был утвержден инструктором отдела строительства, и это была первая командировка на север области.
Позади было 9 лет работы на стройках города Тюмени, непосредственное участие в строительстве железной дороги Тюмень — Сургут, служба в рядах Советской Армии, комсомольская и партийная работа в армии и СМП-280 управления строительства «Тюменьстройпуть».
(фото2)В то время Сургут насчитывал около 20 тысяч населения — это был уютный зеленый сибирский городок со своим неспешным, но степенным укладом жизни, с выразительными деревянными домами и палисадниками, где их украшали красивые гроздья рябины, зеленая трава — это с одной стороны. А с другой — энергетики, нефтяники, нефтегазостроители уже возводили первые пятиэтажные блочные и крупнопанельные пятиэтажные дома, широко велась за-стройка микрорайонов двухэтажными брусчатыми деревянными домами. Города как такового не было. Были застраиваемые, плохо соединенные между собой микрорайоны. Вначале было непонятно, чем же этот город так привлекал, что в нем такого необычного.
О Сургуте уже знала вся страна, что это новый развивающийся нефтяной регион: Усть-Балыкское, Правдинское, Западно-Сургутское, Солкинское и Федоровское нефтяные месторождения будоражили воображение, уже была проложена железная дорога от Тюмени до Тобольска, набирая темпы, она шла к Сургуту; заканчивалось строительство первой высоковольтной линии ЛЭП-500 Тюмень — Сургут с уникальными опорами через реку Обь, велось строительство директивной стройки — Сургутского речного порта, интенсивно возводилась новая взлетно-посадочная полоса, велось строительство первой очереди самого крупного домостроительного комбината у Западной Сибири мощностью 500 тысяч кв. метров крупнопанельных жилых домов.
Во время первой командировки состоялось знакомство с В.Бахиловым и А.Григорьевой — первым секретарем райкома партии и представителем райисполкома.
Уже тогда о них шла добрая слава. Бахилов не был похож на чиновника, скорее на доброго сельского учителя — мудрого и уважающего людей. Его знали все, как и он знал — едва ли не всех жителей города. Редкое умение!
Григорьева — местный житель, до мельчайших подробностей знала уклад и жизнь хантов, женщина с огоньком, быстрая в движениях и энергичная в мыслях, руководитель цепкий и деловой.
Разные по характеру, они вместе отстаивали интересы Сургутского региона. Именно они создали команду единомышленников и соратников и уже тогда вместе с П.Мунаревым, М.Коневым, В.Редикульцевым, Н.Молодьковым заложили добрую ауру Сургута на многие годы вперед.
Работа в отраслевом отделе обкома помогла мне значительно расширить мои познания в людях, учеба на вечернем и заочном отделениях строительного института — углубить профессиональные знания, необходимые инженеру-строителю. Общение со многими руководителями «Главтюменьнефтегаз-строя», управляющими трестами, секретарями партийных организаций и партийных комитетов на местах помогли сопоставить стиль и методы различных руководителей, вникнуть в возведение крупных народно-хозяйственных строек — одним словом, набираться житейского, профессионального и партийного опыта.
(фото3)Много раз, уже работая в Сургуте, добрым словом вспоминал своих первых наставников и учителей: Ю.Рогачева — моего первого начальника СМП-280, а затем заведующего отделом строительства обкома партии; Д.Коротчаева и В.Фролова — первых руководителей управления строительства «Тюменьстройпуть», В.Степанова — первого заместителя председателя Тюменского облисполкома, опытного партийного работника и замечательного человека; А.Барсукова и Ю.Баталина — научивших мыслить и постигать строительную науку; В.Чирскова и И.Шаповалова — компетентных и быстрорастущих руководителей.
Это они помогли мне без раскачки, оперативно вникнуть в дела Сургута, когда в январе 1974 года меня избрали вторым секретарем горкома партии. Готовя городскую партийную конференцию, вместе с В.Цыганком мне приходилось изыскивать время, чтобы обеспечить ввод в строй действующих молокозавод, а затем и всю пищевую зону города — хлебозавод, пивзавод, молочные кухни, аптеки и т.д.
Перед собой поставил цель — первое молоко изготовить к открытию партийной конференции, что и удалось выполнить. Завод был введен в эксплуатацию, была получена первая продукция, которую привезли нашим гостям, и как же я был смущен, когда меня спросили: «А санэпидемстанция дала добро на выпуск продукции?» Акт государственной комиссии сан-эпидемстанция подписала, но и они не ожидали, что так быстро нужно было начать выпуск продукции: мне пришлось объясниться с Н.Тверетиной, многие годы возглавлявшей городскую сан-эпидемстанцию. Урок запомнился надолго, а врачи санэпидемстанции помогли мне познать многие тонкости приема объектов в эксплуатацию.
Чем запомнились годы работы в Сургуте?
1974 г. — ввод в эксплуатацию в июне аэровокзала, первого на севере области. Невыполнение плана ввода жилых домов на 5000 кв. метров, восполненного уже в первом квартале 1975 года, ввод школы в микрорайоне строителей на 1176 мест к 1 сентября, где впервые была организована работа в три смены, а руководил бригадой Н.Щаденко — человек многоопытный, грамотный и умелый бригадир. Дважды в сутки (утром и вечером) вместе с В.Михаилевским, главным инженером треста «Сургутгазстрой», мы проводили оперативки, детально вникая в ход строительства. Дети пошли учиться 1 сентября, в том числе мои Елена и Таня.
А как сургутянина меня приняли, когда к началу занятий в школе перевез семью из Тюмени, а жена поставила на подоконники привезенные цветы. «Этот секретарь приехал надолго, коль привез даже цветы», — так решили коренные сургутяне, о чем мне сказали потом.
В этом же году досконально изучил инженерное обеспечение города, и благодаря М.Чижевскому и И.Королинскому наметили конкретные меры по усилению строительства магистральных сетей канализации, водопровода, теплопроводных коммуникаций, котельных. Были построены головная насосная канализационная станция, усилены работы на очистных сооружениях, началась впервые в Западной Сибири прокладка сетей подземным (шахтным) методом строительства.
Впервые лоб в лоб на себе прочувствовал ведомственную разобщенность министерств и полное нежелание принимать активное участие в застройке города. В то же время Сургуту повезло, что генеральным заказчиком по застройке города были нефтяники, а проектирование вел институт «ЛЕНЗНИИЭП» (Ленинградский зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования в районах Севера), а разработку генплана — «ЛЕННИИЭП» градостроительства (Ленинградский научно-исследовательский институт экспериментального проектирования). Введенные мощности домостроения, решенные вопросы инженерного обеспечения создали хороший задел для планомерного наращивания объема ввода жилых домов, школ, детских садов и других объектов соцкультбыта. В ноябре 1974 года железнодорожные пути были проложены до левого берега Оби, быстро и оперативно построены тупики для приема народно-хозяйственных грузов — так была создана временная станция «Островная», где за сутки выгружалось до 1500 вагонов. Менее месяца ушло, чтобы состыковать и отладить вместе с отделением временной эксплуатации управления «Тюменьстройпуть» вопросы приемки и разгрузки различных грузов не только многочисленной клиентуры города, но и других городов Среднего Приобья, и это сыграло положительную роль в ускоренном развитии всего региона.
В это же время было принято постановление бюро обкома партии по досрочному вводу железнодорожного моста через реку Обь. Возводить его в 1970 году начал мостоотряд №29, возглавляемый опытным мостостроителем А.Моисеевым, — это было первое уникальное мостовое сооружение в условиях Крайнего Севера. Его протяженность составляла 1958 метров. Положение на стройке было сложное. Не было закончено сооружение опор, а их строительство нужно было закончить обязательно до начала паводка на реке Обь, то есть не позднее 12 апреля 1975 года.
1975 год. Составленный сетевой график производства работ показал, что опоры выполнить можно только при круглосуточной работе. На строительстве были сосредоточены необходимые материально-технические ресурсы, контролировался ход строительства каждой опоры. Работы велись непрерывно, штаб стройки проводил оперативки два раза в сутки. В сооружении моста приняли участие почти все подразделения Новосибирского мосто-строительного треста №4, но наибольший вклад внесли МО №29 и МО №15, которыми руководили А.Моисеев и В.Солохин. Так были заложены основы для создания в Сургуте знаменитого мостостроительного треста №11.
10 апреля 1975 года строительство опор было завершено, мы провели митинг, нас распирала гордость — мост в наших руках! А 5 августа 1975 года по нему прошел первый поезд — это был надолго запоминающийся праздник для всех сургутян. Дорога дальше на Север была открыта.
Главным событием 1976 года стала укладка первого километра железнодорожного полотна на будущей станции Ульт-Ягун — это первый километр магистрали Сургут — Уренгой. Произошло это 22 апреля, а 14 ноября первый грузопассажирский поезд прибыл в город Нижневартовск. Неоценим трудовой подвиг трех с половиной тысяч бойцов студенческого строительного отряда, за одно лето подготовивших просеку протяженностью 208 км от Ульт-Ягуна до станции Ноябрьская.
Первый этап моей работы в Сургуте закончился в 1977 году, так как сначала мне было предложено пойти учиться в высшую партийную школу в Москве. Я сомневался — ехать или нет, но прошло совсем немного времени, и в мае был назначен исполнять обязанности председателя горисполкома. В июне, на выборах в местные советы, меня избрали в городской совет депутатов трудящихся, а на сессии городского совета утвердили председателем, или по-сегодняшнему — мэром города Сургута.
С первых дней сразу почувствовал, что для полноценного руководства городским хозяйством нужно досконально его знать, а это и коммуналка, и городской транспорт, и бытовое обслуживание населения, культура и спорт, не говоря уже о строительстве жилых домов, школ, детсадов, постоянный контроль за ходом благоустройства города. Один из моих коллег, Н.Москаленко, как-то выразился, что администрации городов отвечают за нашего человека с начала его рождения и до ухода из жизни. Так было и в наше время...
Как всегда, нужно было определить сильные и слабые стороны развития города и его многогранного хозяйства, так как конечная цель — обеспечить комплексное развитие города. Самым приоритетным оказалось быстрейшее переутверждение генерального плана, а это уже был третий генплан с начала образования города в 1965 году. Пятилетка в Сургуте пролетела как один миг. Это были годы, наполненные каждодневными заботами развития города и района. Когда приступил к работе в Сургуте, город насчитывал чуть больше 53 тысяч, а в 1979 году, когда я был отозван на работу в Тюмень, численность города составляла более 110 тысяч человек, то есть город ежегодно прирастал на 12-15 тысяч человек. Чтобы принять такое количество работников, необходимо было строить и вводить более 200 тысяч кв. метров жилых домов, 2-3 школы на 1176 мест, 10-12 детских садов, развивать коммунальное хозяйство и благоустраивать город. Никогда бы в такие сжатые сроки не удалось пересмотреть генплан города и утвердить его, если бы не было команды единомышленников: Г.Кукуевицкого, его заместителя Б.Рябова, проектировщиков С.Билецкого, В.Унжакова и первых руководителей города — Н.Захарченко, В.Голикова, И.Каролинсково, И.Кирбая, Н.Морозова.
Сургут — город многонациональный. Уже в те годы в нем трудились представители более 100 национальностей, а средний возраст горожан составлял 26-27 лет — все жили дружно, уважая и поддерживая друг друга, это был поистине интернациональный союз в действии. Да, было очень непросто. При всем нашем рвении и старании социальное обустройство города отставало от объемов производства, и в то же время постоянная, кропотливая работа в течение более чем 10 лет позволила создать в Сургуте самую мощную базу домостроения и строительной индустрии в Западной Сибири. И меня всегда приятно щекочет мысль, что в это вложена и часть моего труда. Уже с 1975 года сургутяне отправляли свои дома в Нефтеюганск, Надым, позднее Ноябрьск и Новый Уренгой, другие города области. Сургут был единственным городом, куда не привлекались строительные организации из других регионов страны, исключая, конечно, производственное строительство, где работали представители почти со всей страны.
Работать было сложно, мы были на виду у всей страны. Кроме плотного рабочего дня по 10-12 часов ежедневно, многочисленные делегации министерств и ведомств требовали и внимания, и заботы, не говоря уже о времени. С другой стороны, мы ощущали поддержку первых руководителей страны: Н.Косыгина, В.Дымшица, Н.Байбакова, В.Долгих, Б.Щербины. Нам было предоставлено право в случае необходимости обращаться напрямую в центральные органы страны для решения неотложных задач по развитию города и района.
Не ошибусь, а это мнение почти всех руководителей Среднего Приобья, что особую заботу о нас проявлял В.Дымшиц, руководители министерств нефтяной и газовой промышленности, министерства нефтегазостроителей. Мне запомнилось надолго, как в один из приездов Дымшица, вечером, без сопровождения и свиты мы прошли с ним по многим магазинам города и он воочию убедился, что с вопросом питания и продовольствия у нас не все в порядке.
Последовала команда: «Готовьте документы, прилетайте в Москву, держите меня в курсе дела, поможем обязательно». Всегда буду благодарен нашим руководителям орсов И.Кугаевскому, И.Холомееву, П.Никоруку. Это они в сжатые сроки помогли мне изучить многие тонкости формирования планов торговли и обеспечения их фондами. Неоценимую помощь всегда получал от В.Медведева, заместителя председателя облисполкома по торговле, с ним мы обычно встречались вечерами, во время моих командировок в Тюмень, чтобы не мешали лишние звонки, и он учил и разъяснял мне многие тонкости торгового дела.
С готовыми документами мы прилетели в Москву вместе с И.Кугаевским, два дня безрезультатно обивали пороги Министерства торговли РСФСР и были вынуждены обратиться к министру нефтяной промышленности Н.Мальцеву. Он принял сразу, более полутора часов мы докладывали об имеющихся у нас документах. Он очень внимательно все рассмотрел, дал команду помощнику подготовить еще один экземпляр, затем позвонил Дымшицу, рассказал ему всю обстановку. Тот терпеливо выслушал и по другому телефону дал команду министру торговли РСФСР принять нас и вынести положительное решение. Такие вещи запоминаются надолго: увеличение фондов мы получили более чем на 30 процентов.
Другой пример: в середине 70-х годов остро встал вопрос о создании речного пароходства в области. Объем перевозок составлял уже более 15 млн. тонн в год. Предполагалось разместить пароходство в Сургуте или Тюмени. Для решения вопроса прилетели председатель Тюменского облисполкома В.Никитин, министр речного флота РСФСР В.Багров, первый заместитель председателя Совета министров Масленников. Разговор состоялся в речном порту, острый, нелицеприятный, стороны к соглашению не пришли. После посещения Сургутского рыбокомбината, осмотра его продукции и дегустации разговор принял неформальный характер и был продолжен в гостинице.
Все было нормально, пока не подошел момент расчета за угощения —
представительских расходов мы не имели. Когда мною это все было разъяснено В.Никитину, вопрос был снят и больше не приходилось испытывать переживаний при приезде высоких гостей.
Подошел 1978 год. Самое памятное событие — визит председателя Совета министров А.Косыгина — крупнейшего и одного из самых уважаемых хозяйственников страны, последовательного союзника по развитию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Вместе с ним прибыли Н.Байбаков, В.Дымшиц, министры П.Непорожний, Б.Щербина и другие руководители союзных министерств и ведомств.
Во время визита он очень внимательно рассмотрел состояние застройки и развития города, повстречался с трудящимися на площади Нефтяников, посетил новую школу в их микрорайоне, где его с ног чуть не сбила одна из второклассниц, которую он подхватил на руки и держал рядом, пока беседовал с сургутянами. Интересно, где она сейчас и как сложилась ее судьба?
Затем был тщательный осмотр энергоблоков Сургутской ГРЭС, было проведено выездное заседание правительства и окончательно решен вопрос о сооружении ГРЭС-2 с энергоблоками по 800 тыс. кВт. Так была заложена основа создания самой крупной тепловой станции Европы на попутном газе, а для города Сургута было принято решение о модернизации двух энергоблоков ГРЭС-1 для обеспечения города централизованным теплом. К реализации этой задачи мы приступили незамедлительно, не ожидая официальных решений. Так на практике претворялись в жизнь Слово и Дело, так передавалась эстафета трудовых дел последующим преемникам.
Конечно, не все получалось и у нас. Были недоработки, да и ошибки. Хронически не хватало времени, но мы всегда старались добиваться поставленных целей. Встречаясь с О.Марчуком, с которым нас связывает более чем 40-летняя дружба, мы с удовлетворением вспоминали, когда был положен первый асфальт в городе и как мы этому радовались, и так с каждым из своих коллег, с кем доводилось трудиться.
У нас были хорошие кадры: О.Марчук, А.Ахетов, мои заместители, В.Шебунова — секретарь исполкома, один из асов советской работы и выборных кампаний, В.Щепеткина — председатель горплана, начальники управлений — С.Липявко, А.Матышевская, Н.Тимошков, А.Николаенко, В.Катеринич, В.Голубев, О.Главизнин, В.Горда, Е.Подлегалина, С.Бронникова, Т.Бовина. О каждом руководителе управления или отдела управления города, с кем мне пришлось работать в эти годы, можно сказать много теплых слов, но главное — все они служили интересам родного города.
Всех нас объединяло одно — мы стремились, чтобы наш город становился изо дня в день красивее, чтобы в нем комфортно жилось, прививали нашим горожанам чувство уважения и гордости за родной Сургут. Дела наших преемников наглядно доказали, что принцип преемственности соблюдался и соблюдается по сей день.
Сургут для нас явился хорошей школой жизни и воспитания как деловых качеств руководителей, так и простых человеческих отношений. Он дорог каждому из нас по-своему, но он манит и притягивает. Так по крупицам создавался бесценный опыт, пригодившийся на всю жизнь.
Пройдет еще десять лет, и решением Совета Министров СССР меня назначат членом правления Промстройбанка СССР, разве мог я подумать, когда в 1959 году молодым специалистом приехал в Тюмень, что через 30 лет стану членом правительства великой страны, а Тюмень навсегда станет моей родиной.
Здесь моя семья, дети, подрастают внуки, жизнь продолжается... Но никогда нельзя отступать от намеченных целей, бояться преодолевать трудности во благо вырастившего всех нас нефтегазового комплекса и его тружеников.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"