29 апреля 2024     

Общество   

"Гнесинка": новые традиции на северной земле

Была в Тюмени попытка открыть на базе колледжа искусств филиал Уральской консерватории. Какое-то время он работал, и некоторые юные музыканты даже успели там выучиться. Но потом что-то не срослось с бюджетным финансированием. И, к великой скорби студентов, лавочку прикрыли. Теперь талантливой молодежи снова приходится сниматься с якоря и ехать за высшим музыкальным образованием в другие города. Да вот хотя бы — в Ханты-Мансийск. Здесь успешно на протяжении пяти с лишним лет работает филиал Российской академии музыки имени Гнесиных.
Руководит подразделением московского вуза профессор Виктор Худолей — дирижер и аранжировщик, кандидат искусствоведения, педагог с более чем 25-летним вузовским стажем. До переезда в Ханты-Мансийск он был заместителем заведующего кафедрой на Военно-дирижерском факультете Московской консерватории, руководил оркестровым классом в колледже им. Гнесиных и «Гнесинской одиннадцатилетке», вел активую гастрольную дирижерскую деятельность.
Мы попросили Виктора Романовича рассказать об истории создания филиала на Югорской земле, о дне сегодняшнем северной «Гнесинки» и о ее перспективах на будущее.
— За год до нас в Ханты-Мансийске были созданы Институт дизайна и филиал Уральской академии художеств. А мы открылись в 2002 году вместе с филиалом хореографического института от Московского государственного университета культуры. Но вообще-то разговор о развитии творческого потенциала Югры следует начинать с 1997-го, когда в столице округа заработал Центр искусств для одаренных детей Севера. Отсюда пошло многое. На базе Центра открыли музыкальную школу-интернат. Со всего округа по конкурсу отбирали одаренных детей. Потом создали музыкальный колледж. Наконец, очередь дошла и до высшего образования в этой сфере. Инициатива исходила от губернатора Югры, который является «зачинщиком» самых важных культурных, образовательных и спортивных акций в округе. Я сам читал обращение Александра Филипенко к ректору Российской академии музыки с просьбой создать в Ханты-Мансийске филиал, используя кадровый потенциал и мировой авторитет вуза. Следует отметить, что в автономии в последние годы уделяется большое внимание профессиональному искусству.
— Виктор Романович, вы — москвич. Чем вас привлекла северная провинция? Почему вы согласились уехать в Ханты-Мансийск?
— Привлекла возможность принять участие в становлении высшей ступени музыкального образования в Югре, поделиться теми знаниями и опытом, который к этому времени наработал. Решающим было то, что увидел своими глазами в Центре искусств, когда меня пригласили «на смотрины». Подобную материальную базу колледжа я видел до того в Гетеборге в Швеции и в Дэнверском музыкальном колледже (США). Конечно, захотелось приложить здесь свои усилия.
— В прошлом году филиалу РАМ исполнилось пять лет. С чем пришли к этой дате?
— Прошли аттестацию. Летом сделали первый выпуск — десять дипломированных музыкантов. Четверо из них решили продолжить образование, поступили в аспирантуры. Остальные остались в округе в качестве преподавателей, исполнителей, концертмейстеров. В этом году у нас будет уже семнадцать выпускников.
— А всего сколько у вас студентов?
— Девяносто. Но рассчитан филиал на сто пятьдесят человек.
— Выходит, недобор?
— Да, но по объективным причинам. В 2006 году в филиал подали документы сорок шесть абитуриентов. Мы приняли двадцать семь. Конкурс у нас серьезный. Практикуются и отчисления во время учебы. Да-да. Это нормальная практика в творческом вузе. Кто-то не выдерживает... С другой стороны, у нас учатся ребята не только из округа, есть студенты из Тюмени, Омска, Кургана, Новосибирска, Челябинска, Кирова, Минвод, Краснодара. Действительно, очереди пока что не стоят у наших дверей. В самом округе не так много молодых людей со средним специальным образованием. А ведь для нас недостаточно одной только музыкальной школы, мы берем выпускников училищ и колледжей. В последние годы в округе появилось много детских школ искусств, музыкальных школ, построены современные концертные залы, которые способны принимать любые коллективы. В целом идет последовательное развитие отрасли культуры. Поэтому и музыкальные училища в крупных городах округа должны быть.
— У вас учатся студенты из других регионов, и это говорит о том, что престиж филиала растет...
— Да, о нас уже знают! Радуют успехи наших ребят на конкурсах. В филиале учатся лауреаты первых премий всероссийских и международных конкурсов. Особенно урожайным на победы был прошлый год. Баянист Володя Аникин завоевал в Голландии Кубок мира. Девочки-пианистки и вокалистки привезли премии из Италии, Австрии. Эти достижения, безусловно, поднимают авторитет заведения. А недавно наши студенты приехали из Америки. Они четыре недели находились в Вашингтоне по приглашению оркестра «AMERICAN BALALAIKA SIMPHONI» (американская сторона полностью оплатила поездку от Москвы, проживание, питание), играли в его составе, дали ряд концертов, записали компакт-диск и выступили в нескольких колледжах как солисты и ансамбль. Ребята не ударили в грязь лицом — показали себя профессионалами. И вернулись вдохновленными. Эта поездка для них — творческая практика. Мы планируем и в будущем поддерживать связи с зарубежными коллегами. Подобный обмен опытом практикуется во всем мире. И к себе в гости приглашаем зарубежных музыкантов-педагогов.
— Много ли филиалов у «Гнесинки» по России?
— Академия ведет образовательную деятельность в Корее и Китае. А вот в России наш филиал, обладающий лицензией на образовательную деятельность, единственный. Это структурное подразделение, которое полностью работает по программам головного вуза. Мы обучаем тем же специальностям (в академии их, конечно, больше). Студенты получают четыре квалификации: концертный исполнитель, артист оркестра, солист и педагог. Они постигают «науку» академического, сольного и народного пения, совершенствуются в игре на фортепиано, духовых, ударных, струнных и оркестровых народных инструментах.
— А куда вы селите иногородних студентов? Для них в Ханты-Мансийске созданы условия?
— Раньше с расселением были определенные трудности. Но в настоящее время все наши ребята живут в современных комфортабельных общежитиях. Такие же условия предоставляются студентам-хореографам и художникам.
— Складывается впечатление, что у вас нет никаких проблем. Вероятно, и нехватки в инструментах тоже не испытываете?
— Проблемы, безусловно, есть, хотя инструменты у нас качественные. Рояли, например, именитых фирм. Учебно-материальная база хорошая. Но... сейчас этого для нас уже недостаточно. Филиал развивается. Количество студентов растет. И, конечно, в инструментах мы нуждаемся, поскольку созданы: сводный большой концертный духовой оркестр (совместно с колледжем), оркестр народных инструментов, народный ансамбль, камерный струнный ансамбль. Нам необходимы профессиональные духовые, струнные и народные инструменты. В настоящее время мы работаем на базе Центра искусств. Но уже строится новое здание для филиала. Учебно-материальная база, я надеюсь, в связи с этим тоже значительно укрепится.
— Когда планируете переезд?
— Хочется надеяться, к новому учебному году.
— Виктор Романович, не могу не спросить о кадрах. Какой у вас преподавательский состав?
— Кадры — это главное. У нас работают педагоги высокого уровня, среди которых выпускники ведущих консерваторий России.
— А из Москвы вахтой ездят?
— Да. Хотя уже в настоящее время основу педагогического коллектива составляют педагоги, постоянно работающие в Ханты-Мансийске. Тем не менее каждую специальность в той или иной степени курируют профессора из академии. Методические курсы (в большинстве авторские) тоже частично ведут педагоги «Гнесинки». Перечислю некоторые имена. С нами работают народный артист России, профессор Вячеслав Круглов (домра), проректор РАМ по науке Татьяна Масловская (историк по русской музыкальной культуре), доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой современных проблем музыкознания Татьяна Цареградская, доцент Нонна Толстых, заслуженный деятель искусств и заслуженный артист России, профессор, саксофонист Юрий Воронцов. Приезжают к нам из Московской консерватории заслуженные артисты России, профессора Виктор Баташов (тромбон) и Юрий Ларин (туба), доцент хоровой академии в Москве Дмитрий Вдовин, воспитавший целую плеяду выдающихся молодых исполнителей, доцент Уральской консерватории, уникальный специалист в области вокального итальянского языка Маргарита Дворкина и другие.
— Виктор Романович, как вы оцениваете перспективы своих выпускников? Можно ли их сравнить с возможностями тех, кто оканчивает РАМ им. Гнесиных?
— Необязательно сравнивать только с РАМ или Московской консерваторией. Нас радует то, что многие наши студенты по своей подготовке не уступают студентам российских музыкальных вузов «со стажем». Но, конечно, нужно учитывать, что вступительный конкурс в Москве и у нас в филиале — все-таки разные вещи. Однако многие наши ребята имеют хорошие исполнительские и педагогические перспективы, они могут состояться и как артисты оркестров и ансамблей.
— Есть свои звезды?
— Конечно! Я уже называл Володю Аникина. Есть еще Анна Кулак (фортепиано), вокалисты Ирина Поспелова (сопрано) и Андрей Невьянцев (тенор). Надеюсь, о них еще в России узнают!
— Молодые таланты на периферии не редкость. Они получают образование и отправляются покорять столицу, другие страны. И для своего региона становятся потерей... Как вы считаете, студенты вашего филиала найдут себе применение в Югре?
— Это одна из самых злободневных проблем. Какую перспективу имеют выпускники в собственном регионе? Конечно, музыкальных школ, в которых они могут преподавать, достаточно. Но нужно учитывать, что ребята, получившие хорошую специальную подготовку, обычно стремятся к исполнительской деятельности. А выпускник академии должен играть в профессиональном оркестре. Сейчас и департамент культуры, и филиал «Гнесинки» создают на базе учебных заведений творческие коллективы. Хотелось бы надеяться, что не за горами рождение и профессиональных. В таком большом округе должны быть профессиональные коллективы: и оркестр народных инструментов, и концертный духовой оркестр (сейчас на уровне губернатора рассматривается решение о его организации), туда как раз вольются наши выпускники, составят основу коллектива, не за горами, думается, и создание симфонического оркестра.
— Все рождается буквально на пустом месте. Традиций нет...
— Мы и закладываем основы новых традиций. Кто-то всегда стоит у истоков. Но... концертный зал нельзя построить абы где. Искусство должно быть востребовано. Для исполнительских коллективов югорская почва благодатная. Я в этом убедился. Наши учебные коллективы уже неоднократно выезжали с концертами в разные города округа. С духовым оркестром мы проехали от Нижневартовска до Междуреченска. Уверяю вас, спрос на живое исполнение большой. Поэтому, я не сомневаюсь, коллективы без работы не останутся.
— Филиал способствует популяризации профессии музыканта в Югре?
— Думаю, да. Помимо собственной концертной деятельности филиал уже дважды был инициатором проведения в Югре Международного молодежного оркестрового фестиваля «Еврооркестрия в России» (2005 и 2007 гг.), который, безусловно, работает на возрождение престижа профессии музыканта. Однако профессия музыканта (исполнительская и педагогическая) сегодня, как и в 90-е годы, не является престижной. По статистике десятилетней давности она была чуть ли не на одиннадцатом месте. Первые места отошли к экономистам, менеджерам, финансистам. Многие консерватории испытывали недостаток в абитуриентах.
— А что сейчас?
— Недостаток и теперь есть. Но тут примешивается демографическая составляющая. Пятнадцать-семнадцать лет назад был ощутимый спад рождаемости. В настоящее время поток поступающих даже на популярные специальности в университетах снизился.
— Ну а престижность профессии музыканта спустя годы поднялась? Как вы считаете?
— Не возьму на себя ответственность определять, насколько она выросла. В музыканты идут те ребята, кому это на роду написано, у кого есть способности. Наша профессия довольно трудоемкая, чтобы достичь высоких результатов, нужно долго учиться. Как минимум семь лет в музыкальной школе, потом три — в колледже и пять лет — в консерватории. При этом образование должно быть непрерывным. В этом уникальность российской системы, которую сейчас поставили под вопрос.
— Вы имеете в виду попытку выбросить из нее среднее звено?
— Да. Есть желающие создать в России бакалавриат и магистратуру (по западному образцу). В апреле 2007 года на организованной филиалом Всероссийской конференции «Музыкальное образование в ХХI веке: опыт и перспективы» мы как раз обсуждали Болонский процесс, откуда идет эта идея перекройки музыкального образования в нашей стране. Почти все ректоры российских консерваторий высказываются против таких перемен, поскольку понимают, что это разрушит школу, во всем мире признанную уникальной. Ведущие музыканты и педагоги не зря сейчас бьют в колокола. Такие вещи могут быть непоправимы.
— А чем это грозит? Растолкуйте...
— Мы неизбежно понесем потери. Что такое бакалавриат и что такое магистратура в музыкальном образовании? По сути, хорошая специализированная школа в России по уровню подготовки учащихся смело может быть приравнена к бакалавриату. А дальше что? В западной модели нет места для среднеспециального учебного заведения. И если в гуманитарном или техническом образовании такая система вполне применима и оправдана, то в музыкальном она непременно повлечет за собой снижение качества образования. Практически все консерватории России ратуют за сохранение существующей системы. И даже западные ректоры говорят о том, что необходимо сохранять русскую музыкальную «школу» в широком смысле.
— А кому принимать решение?
— Чиновникам... И они должны обратить внимание на то, что Болонский процесс не дает предписаний обязательного введения единой системы музыкального образования. Хотя понятно, почему появилось желание реформировать. Чтобы сделать удобным для студентов обучение в любом вузе любой страны, облегчить переход из одного заведения в другое. Однако, считаю, это не веский повод для того, чтобы отказываться от многолетних традиций. Следует помнить о том, что наши музыканты являются едва ли не самыми востребованными в мире. Это о чем-то говорит!
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"