29 апреля 2024     

Общество   

Культурное пространство: необходимо разнообразие мнений

У этого круглого стола есть небольшая предыстория. С одной стороны, на нем, как и на предыдущем, обсуждались темы тюменской культуры и тех процессов, которые в ней сегодня происходят, с другой — акцент переместился на творческие союзы, поиск путей активного участия и профессиональной позиции.
Ни для кого не являются секретом проблемы, которыми озабочены сейчас представители тюменской культуры. Принято решение об объединении краеведческого музея и музея изобразительных искусств, ведется речь о слиянии колледжа искусств и академии искусств и культуры. Проблемы, как известно, надо решать, но толерантно, с широким обсуждением во избежание ошибок.
Разговор велся в форме свободной трибуны. Мы публикуем наиболее интересные фрагменты. Ведущим был вице-президент Союза дизайнеров России, директор института дизайна, заслуженный деятель искусств, профессор Геннадий Вершинин.
— Сегодня в мире уделяют большое внимание профессиональному искусству и культуре. За последние десять лет их роль в жизни общества сильно изменилась, выросла значимость для экономики и человека. Очень долго существовало невнятное определение культуры. К ней относили и науку, и технику, и политику. Но ближе к нашему цеху сейчас есть уточненное определение: искусство — это гуманитарная культура. И ее цель, как ни странно, справедливость, в отличие, например, от науки, целью которой является истина. Кроме того, все говорят о новой проектной культуре, или дизайне в широком смысле. Появляются музыкальные проекты, кинематографические, театральные, музейные... Это предполагает определенные методы, способы и целевые подходы.
Раньше культуру в широком смысле определяли как досуг. Но в 1998 году был подготовлен Всемирный доклад по культуре, в котором говорится о том, что мы стали свидетелями рождения новой цивилизации. Понятие культуры, профессионального искусства приходит на смену понятию цивилизации. Все сегодня должно оцениваться показателями культуры — экономика, город... Изменилось существо музеев, других культурных организаций. Происходит подключение людей к творческому процессу, что очень важно, так как пассивный досуг уже мало кого устроит.
Когда-то Советский Союз стал первой страной, которая занялась возрождением народного художественного творчества. С 20-х годов начали создаваться коллективы художественной самодеятельности, театры, агитбригады, в огромном количестве строились рабочие клубы. Они были центрами просвещения, творчества, физической культуры, спорта.
К сожалению, сегодня в Тюмени не культурно-спортивные центры на первом месте, а торгово-развлекательные, это немного другой феномен. Количество учреждений культуры у нас невелико. Затраты правительства области на материальную базу очень серьезные, может быть, Тюмень в этом отношении уникальный город. Хотя архитекторы, дизайнеры и др. спорят, как эти средства вкладывать, чтобы они приносили отдачу... Мы нередко наблюдаем мероприятия, для окружающих малоинтересны, скучные, лишенные компонента художественности, творчества. Большой ущерб наносят наши собственные установки, когда мы говорим, что Тюмень — провинция, что у нас нет интереса к профессиональному искусству, нет ресурсов и т.д. Это в какой-то мере отбрасывает нас на низкие позиции. Хотелось бы услышать мнение коллег, так ли это или у них другая оценка.
А.Новик, председатель правления Тюменской организации Союза художников:
— Для тех, кто не в курсе, чем мы занимаемся, — это пропаганда изобразительного искусства. В нашем Союзе 42 человека. У нас проводится 18-20 выставок в год и в нашем собственном выставочном зале, и в музее изобразительных искусств. Недавно была групповая передвижная выставка по городам Урала. Отмечался высокий уровень живописи наших художников, и мы получили предложение от музеев о продолжении контактов. Участвуем во всероссийских и международных выставках, получаем дипломы, премии, другие награды.
Ряд выставок мы проводим совместно с областным комитетом по культуре — персональные, юбилейные. Это и наша отчетная областная выставка, которая нынче состоится в сентябре-октябре и на которую я вас всех, пользуясь случаем, приглашаю. В ней будут участвовать художники Тюмени и Тюменской области. Таким выставкам обычно сопутствуют буклеты, плакаты. Почему-то, не знаю, у нас не получается сотрудничества с городским комитетом по культуре.
(фото2)Были времена трудные, когда законы принимались, отменялись... Я считаю, что сейчас стало легче. Вы все знаете про наши судебные дела по зданию. Выиграно два суда, сейчас дело на кассации, но все на нашей стороне: здание в свое время строилось на деньги Тюменского союза художников.
В этом году в четвертый раз будем проводить пленэр при финансовой поддержке администрации г.Тобольска. Как-то мало в наших газетах освещается эта большая международная акция, только СМИ Тобольска. Поэтому я прошу обратить на нее ваше внимание.
На протяжении нескольких лет я выхожу с предложением организовать в Тюмени симпозиум по скульптуре. Сначала обсуждаются его темы, затем собираются скульпторы и на глазах у зрителей ваяют свои произведения, которые остаются им на память. Это не памятники, а садово-парковое искусство, которое украшает город, придает ему своеобразие. Знаю, что более бедные города проводят, а мы никак не можем договориться.
Г.Вершинин:
— За счет чего развивается Союз художников, есть ли у него приток молодежи?
— Ситуация в этом плане очень сложная. Когда-то мы организовали в институте культуры художественное отделение, помогали его становлению, но постепенно оно как-то отошло от нас. Я там никого не знаю, выпускников нигде не вижу. Я очень доволен, что в госуниверситете открылся художественно-графический факультет. Еще нет ни одного выпуска, но студенты уже участвуют в молодежных, региональных, всероссийских выставках. Это наша надежда. Ну и, конечно, выпускники колледжа искусств и института дизайна, где на серьезном уровне преподаются живопись, графика.
Очень большая проблема у нас со скульпторами. Молодежь не приезжает, мастера в возрасте. Вот бы в Тюмени организовать их подготовку! Молодое пополнение — это очень больной вопрос.
Г.Вершинин:
— Я понимаю так, что теперь мы можем рассчитывать только на свои силы: кого выпустим, тот и будет у нас работать?
— Да. Если раньше была система распределения выпускников художественных вузов, то теперь ее нет. Тем более наши талантливые ребята уезжают в столицы и там остаются. Мы должны молодежь заинтересовывать.
Иногда говорят, что художники сейчас не востребованы. Гоген, Сезанн тоже были когда-то не востребованы, но теперь это гордость мирового искусства.
— Можно мне? — вступила в разговор Л.Лезина, кандидат педагогических наук, преподаватель ТКИ. — Вы затронули интересную проблему — молодежи. На мой взгляд, главное, ради чего мы собрались, это попытаться решить все вопросы так, чтобы молодое поколение вообще стремилось стать художниками, музыкантами и т.д. именно в нашем городе, регионе.
Г.Вершинин:
— Расскажите, пожалуйста, как вы оцениваете нашу музыкальную жизнь. Действительно ли мы созрели для симфонического оркестра или каких-то других оркестровых коллективов?
— Мне кажется, что мы очень многого достигли в последнее время. То, что у нас благодаря усилиям А.Таланцевой и М.Бирмана есть, к примеру, хор “Ренессанс”, огромнейшее достижение. Его знают слушатели, принимают в таком составе. Но думается, что это все же не тот профессиональный уровень, о котором мы мечтаем, которого вообще достойна Тюмень. Его необходимо развивать, предъявлять к себе высочайшие требования.
На мой взгляд, Тюмень отличается тем, что отношение гастролирующих мастеров искусств к ней такое: публика все съест, зал филармонии будет заполнен, люди будут бисировать. Ситуацию, мне кажется, надо как-то переломить. Надо научить тюменскую публику слушать академическое искусство, настоящее, не халтуру. Вот тут и возникает почва для музыкальных школ, школ искусств, колледжа искусств, академии искусств.
Коснусь проблемы так называемой интеграции колледжа и академии. Лично меня она очень волнует, она волнует коллектив колледжа, волнует коллектив академии. Речь идет о соединении несоединимого — образования специалистов досуговой деятельности, которых прекрасно выпускает наша академия, и профессиональных музыкантов, которых учат в ТКИ. Когда я задала вопрос, какой мы диплом дадим детям, изначально ориентированным на профессиональное творчество, то получила ответ, что диплом руководителя досуговой деятельности. В таком случае мы не интегрируемся, мы лишаемся одной из замечательных целей образовательной деятельности. По-моему, ее надо сохранить. Дело за малым — создать высшее звено в ТКИ. У нас была такая практика, и практика очень успешная. Сегодня в ТКИ 30 процентов преподавателей с аспирантским образованием, около 10 процентов остепененных преподавателей, есть заслуженные артисты, заслуженные работники культуры, заслуженные художники и т.д.
— Верно ли говорят, что в основе объединения лежат экономические причины, что колледж без академии в Тюмени не выживет?
— Начать хочу с того, что напомню: несколько лет назад у нас были переведены все музыкальные школы и школы искусств в ранг дополнительного образования. А дополнительное — значит досуговая деятельность, то есть “хочу или не хочу”. Нашему дереву, образно говоря, обрезали корни, но оно и в этих условиях цветет.
Г.Вершинин:
— Слово Н. Шамсутдинову, руководителю Тюменской организации Союза российских писателей.
— Я поддерживаю все то, что здесь говорится о тюменской культуре. К большому сожалению, у нас не принят закон о творческих союзах. Мы еще с вами довольно-таки комфортно живем, хотя не все, конечно. Вы, три союза, в определенной степени востребованы, в ваших услугах нуждаются. Я представляю то течение в искусстве, которое не так необходимо. Более того, стиль сегодняшней жизни выхолащивает то, чем мы занимаемся. Это место занимают телевидение, Интернет. Повинны и сами писатели. Очень часто звучит слово “творцы”. Я считаю, что оно стало расхожим. На самом деле творцов единицы, остальные — ремесленники, называя вещи своими именами. Знаю состояние дел в нашем Российском союзе писателей — наполовину бы его “разгрузил”, чтобы статус творческого человека не нивелировался.
В Тюмени писателей особо не жалуют. Пример тому — прошедшее 45-летие писательской организации, которое с большим трудом пробивалось и не сыграло той роли, которую оно призвано было сыграть в консолидации наших сил. Поэтому нам приходится искать отдушины на стороне. С этой целью мы создали ассоциацию уральских писателей — самое крупное писательское объединение в России. Есть идея создания ассоциации сибирских писателей. В огород областного комитета по культуре я камушек бросать не буду — он нам помогает, каким-то образом изыскивает возможности. Городская власть идет со скрипом на контакт.
Наша встреча свидетельствует, что представители творческих профессиональных союзов достаточно разобщены. Действительности надо что-то противопоставить. Я самое элементарное предлагаю — приступить к изданию печатной продукции, на страницы которой можно было бы выносить проблемы и т.д.
Г.Вершинин:
— Сколько всего писателей — членов Союза — живет в Тюмени?
— Человек 120-130. Что касается северян, то и они к нам тянутся, и мы к ним.
Г.Вершинин:
— Еще один вопрос. Вы бываете в Европе, как там обстоят дела у представителей вашего цеха?
— Трудно сказать, нет общей тенденции. Меня три года назад приглашали читать лекции в университете г.Ницца. Ты там необходим, это ощущается. Еще один пример: в сентябре во Франции состоялась презентация моей двадцатой книги. К стыду своему, в Тюмени у меня не было ни одной презентации.
В.Орел, председатель регионального отделения Союза театральных деятелей:
— У нас налажены хорошие отношения и с областной, и с городской властью. Недавно мы отмечали 60-летие Союза, был замечательный юбилейный концерт. Мы пригласили Александра Филиппенко, он выступил, провел мастер-классы и в театре, и в академии.
Пытаемся также сами зарабатывать, выигрываем гранты. Последним получили грант города на спектакль, который я сам буду ставить. Благодаря грантам сделали фильмы о первом директоре “Ангажемента” В.Загоруйко, Е.Плавинском, П.Лешкове.
Ежегодно проводим конкурс на лучшую актерскую работу — на альтернативной основе, тайным голосованием, всегда по-честному. Нынче это будет в одиннадцатый раз. Победители потом едут в Москву или Питер смотреть лучшие спектакли, такое обогащение. Учреждены две премии “За служение театру”.
Г.Вершинин:
— Какова численность вашего Союза?
— Я не очень люблю цифры. Было 80, когда я пришел, сейчас — 140.
Еще лет пятнадцать назад мы были монополистами в Тюменской области. Приезжали куда-нибудь со спектаклем, и в зрительный зал приходили люди, абсолютно не понимающие, что такое театр. У нас как-то выступал К.Райкин и сказал, что сразу чувствуется, в театральный город ты приехал или нет. Даже если в нем есть плохой театр, все равно уровень зрителей выше в сравнении с тем, в котором театра нет. Сегодня в наших северных округах появились свои театры: где-то лучше, где-то — хуже. Строится кукольный театр в Ханты-Мансийске. Автор проекта — сам Шемякин, вы только подумайте!
Если говорить о Тюмени, то ситуация удовлетворительная. К сожалению, года три не случается яркого спектакля, которые были раньше — “Мирандолина”, “Ревизор”. Печально, но это тонкое дело, и все зависит от самого театра.
Конечно, есть проблема молодых. Актеров в Тюмени не готовят. Как раз сейчас наш главный режиссер уехал в Новосибирск смотреть выпускников, перед этим был в Красноярске, Екатеринбурге.
И то, что реставрируется “Ангажемент”, и то, что строится у нас новое здание, конечно, замечательно, но вынужден бросить упрек. К сожалению, коллектив не был ознакомлен с проектом. Когда летом мы увидели, что получается, главный художник, например, просто за голову хватался. Технически новая сцена... хуже существующей.
И.Минулин, председатель Тюменской организации Союза архитекторов:
— Членов — 103, два на подходе — такая организация. Действительно, как здесь сказали, мы востребованы, архитекторы входят непосредственно в органы власти. В этом году была принята концепция развития города Тюмени, генеральный план. Кому-то он нравится, кому-то нет, но в его создании есть заслуга наших архитекторов.
Какие сегодня возникают проблемы? На наш рынок начинают выходить иностранные компании, и почему-то им отдается предпочтение. Поэтому у нас есть предложение — давайте создавать свои имена! В этом я вижу поддержку нашего взрослого поколения, которое в 90-е годы упустило свой шанс перехода в новую экономическую ситуацию. Мы должны вкладывать деньги в самих себя, организовывать выставки, находить для этого средства.
Нашему городу не хватает концепций. Говорят, что Тюмень — город будущего, но какой город, какого будущего?
Что касается памятников, то ситуация здесь такая: никому не нужна эта культура. Чего вы хотите, ведь мы десять лет смотрели американские боевики! Про деревянную резьбу молодые говорят: зачем нам эта грязь? Не мытьем, так катаньем происходит уничтожение. Если кто-то думает, что это делается руками архитекторов, то он заблуждается, есть заказчик, есть инвестор...
Ю.Мешков, доктор филологических наук, заместитель председателя Тюменской организации Союза писателей России:
— Я абсолютно согласен с Шамсутдиновым в оценке литературной ситуации. Сложность заключается в нашей раздробленности. В девяностые годы мы столько наговорили друг другу, что до сих пор простить не можем. Вдобавок Москва занята дележом имущества и ей не до региональных организаций. Каждый выживает сам. В Тюмени две писательские организации, есть самостоятельная писательская организация в Ханты-Мансийске. Ямальцы пытались создать свою организацию, был избран председатель Ю.Басков, который, прожив год в Салехарде, походив безуспешно по кабинетам, написал “Письмо начальнику Ямала” и вскоре трагически скончался. Когда-то мы избрали своим председателем А.Васильева, редактора журнала “Врата Сибири”. Походил он по конторам — и сказал, что туда надо брать раскладушку, чтобы дождаться чего-нибудь, и сложил свои полномочия.
Что нас беспокоит? Литературу заполонила самодеятельность. Отменены лицензирование издательской деятельности, цензура, отсутствуют предварительный просмотр, оценка. Любой написавший стопку бумажек, имея кошелек, идет в типографию, где ему “тиснут” столько экземпляров, сколько надо — 100-200. Потом это выдается за художественную литературу. Дилетантизму мы можем противостоять только вместе с вами.
О литературном музее. Полтора года носятся слухи, но, поверьте, ни к литературоведам, ни в писательскую организацию по поводу концепции этого музея не обращались.
Долгое время культура была литературоцентричной, сейчас литература теряет удельный вес. Не плохая она, а ее возможности, функции переходят к другим. Но она есть, ее надо замечать. Она есть и в Тюменской области. У нас на слуху имя В.Строгальщикова. Он где был замечен, кто о нем написал? В Москве — “Новый мир”. В.Сафронов создал трилогию о Ермаке, которая выходит в издательстве “Вече” пятитысячным тиражом, но не в Тюмени.
Мы, к сожалению, потеряли Дом писателей. Сейчас уже и вывеску с него сняли... Его бы надо вернуть и сделать Домом творчества. Там всем нашим союзам найдется место, да и в городе он известен.
В.Багрова, профессор, заведующая кафедрой инструментального исполнительства академии искусств и культуры:
— У нас большой дефицит профессионалов исполнительского искусства. Тот, кто родился и живет в Тюмени, как он может научиться любить музыку, если она нигде не звучит? В городе нет симфонического оркестра, биг-бэнда... В этом плане Тюмень очень бедная. Любой праздничный концерт — это всегда фонограмма. У нас есть скрипачи, но это, наверное, единственный город, где нет контрабаса, где редко встретишь рояль — король инструментов. Его место — в администрации, в зале, где награждают знаменитых людей, в мэрии, в университетах и академиях. Если он там появится, у нас прекратится фонограммная традиция.
Симфонический оркестр — это еще и база для практики наших студентов. В свое время нам не разрешили открыть музыкальное отделение именно из-за ее отсутствия.
С.Перепелкин, главный художник театра кукол:
— Я сходил на выставку “Архитектура и дизайн”, может быть, только потому, что она — независимый проект и ее финансирует бизнес-сообщество. Из четырех первых мест три получили выпускники ТКИ. Это тоже качество местной школы. Местная школа, нравится она кому-то или нет, но она должна быть сохранена.
В Тюмени очень мало учреждений культуры, всего три театра, два музея. Надо больше. Это не обсуждается!
Л.Овсянкина, директор музея изобразительных искусств:
— В этом зале сидит много молодежи, которая вряд ли знает нашу историю. Я считаю, что если музей изобразительных искусств уйдет из своего здания, это будет в некоторой степени исторической несправедливостью. Почему? В далеком 1956 году по решению Совета Министров в Тюмени, очень маленьком деревянном городе, была создана картинная галерея. Никто еще не знал, сколько здесь нефти, есть ли она...
Картинная галерея была создана для придания статуса областному городу. Б.Е.Щербина, может быть, наивно, но возлагал на нее эту роль. Он просто обожал картинную галерею, в которую приводил всех высоких гостей, приезжавших в Тюмень. В то время она уже располагалась в здании политпросвета, где были созданы классическая анфилада для показа классического искусства, потолочный свет, а в полы можно было смотреться, как в зеркало. Это все не последний фактор...
Нужны не такие большие деньги, чтобы сделать достойную реконструкцию здания и сохранить экспозицию в целостности. Да и статус города от объединения с краеведческим музеем не улучшится.
Г.Вершинин:
— Автор здания архитектор В.Станкевский здесь присутствует, ему слово.
— Главный аргумент переселения — неприспособленность здания для условий хранения. Сегодня состояние действительно такое. Но о реконструкции, чтобы вывести его на современный уровень, почему-то речь не идет. У здания модульная структура, и его легко адаптировать к выставочным функциям.
Н.Хвостанцева, заместитель председателя комитета по культуре Тюменской области:
— Хотелось бы выразить благодарность инициаторам нашей встречи. Действительно, такие круглые столы, любые другие формы нужны для сверки понимания ситуации, нашего мироощущения, потому что мы в любом случае находимся в одной лодке, живем в одном мире и творим одно дело. Для решения задач, которые мы реализуем вместе, такие встречи, безусловно, важны.
Наша сфера, наша отрасль развивается в Тюменской области в соответствии с теми законодательными мерами, которые определены как на уровне РФ, так и Тюменской области. Мы живем и работаем в рамках областной целевой программы, которая включила все основополагающие направления, оказывает поддержку всему профессиональному искусству, культурно-досуговой деятельности. Кроме того, поддержка оказывается посредством проектов софинансирования. Даже в отсутствие закона о творческих союзах мы многих поддерживаем, общаемся. Симфонический оркестр в Тюмени заложен планом 2009 года. Сегодня есть необходимость корректировки наших контактов, наверное, выстраивания системы. Со всеми соглашусь: не разовые встречи должны быть, не форсмажорные, а системные. И, я думаю, надо на этом сконцентрировать свое внимание в ближайшей перспективе.
Что касается сегодняшнего развития, вы все прекрасно знаете — это реконструкция, строительство. Могу вас уверить, что техническая составляющая создания культурного продукта, будь то театр драмы, областная библиотека, ДК “Нефтяник”, и эксперты это подтверждают, будет на европейском уровне. Но мы можем построить здание, начинить его технологиями, и если в нем некому будет работать и не придут зрители, это будет “мертвый” объект.
Задача сегодня, наверное, одна из самых важных — это кадры. Здесь и “завязана” масса моментов — и жилье, и возможность работы того потенциала, который у нас, безусловно, есть, и воспитание, обучение на этой базе молодого поколения.
Мы сегодня вместе с вами, и это общее мнение сообщества культуры, совершенствуем облик тюменской культуры с точки зрения новых интересных проектов, новых вложений, высокопрофессиональных постулатов, которые приняты в органах государственной власти, и формируем свою школу здесь, в Тюмени.
— Как получилось, что работникам театра показали новое здание в последнюю очередь?
Н.Хвостанцева:
— О том, что строят театр, они услышали не сегодня. Если коллектив не знает, что там делается, я задам вопрос прежде всего его руководителю после нашей встречи. Техническими проектами здания занимаются профессионалы. Давайте им доверять.
— По мнению наших профессионалов Г.Вершинина, В.Станкевского, здание имеет большие проблемы, в акустике например, и другие...
— Процессы строительства театра абсолютно корректируемы, руководитель театра там бывает.
— Одна из предпосылок этого круглого стола — озабоченность объединением музеев, колледжа и академии. Могли бы вы ответить, почему комитет нас не слышит?
— Если бы мы не слышали, меня бы на этом круглом столе не было. Если бы мы не хотели слышать, мы бы не шли на диалог. Мотивация — единой системы образовательного процесса в Тюменской области, к сожалению, нет. Сегодня мы создаем эту систему. От базовых компонентов до высшего звена.
— Музей изобразительных искусств будет существовать в Тюмени или нет?
— Вы говорите о форме или о содержании? С точки зрения содержания — безусловно. Художественные фонды, которые Тюменская область имеет, будут храниться в условиях лучших, в условиях, достойных этих картин.
— А по форме?
— Не исключены технологии, связанные с музейным комплексом. Я бы не согласилась с теми, кто говорит о присоединении, слиянии... Речь идет сегодня о создании музейного комплекса в контексте истории Тюменской области, чтобы присутствовали все направления.
— Картины будут висеть в контексте краеведческой композиции, Айвазовский с мамонтом?
— Единая музейная экспозиция находится на корректировке, и мы совместно с коллективами и того, и другого музеев будем определяться, либо это будет вариант единой историко-художественной экспозиции, либо нет, концептуальные подходы находятся в разработке.
Г.Вершинин:
— Итак, подведем итоги. Ни один творческий союз, как я понимаю, не лежит на боку. Мы насчитали 500 профессиональных работников искусства, которые ищут и находят свои пути участия в культурной жизни. Прозвучала идея о создании координационного совета, печатном органе, сайте. Мы будем об этом думать. Все сошлись на том, что не хватает профессиональной критики. В ее отсутствие властвует дилетантизм.
Тюмень однозначно меняется. Мы все озабочены тем, как развиваются культура, искусство, но суждения профессионалов этих сфер и тех, кто принимает решения, не всегда совпадают. Проблема не в том, чтобы ставить клейма, а в том, чтобы подавать профессиональный голос, аргументировать свои позиции. К сожалению, дилетантизм присутствует и в принятии решений. Но я совершенно согласен с Натальей Валентиновной, что сфера культуры такова, что в ней могут быть разные оценки, и только время все поставит по своим местам. Мне бы хотелось донести до всех, что мнение профессионалов очень важно не в процессе завершения проектов, а гораздо раньше. Хорошо, в театре “отыграют” ситуацию, но где-то не “отыграют”.
Мы все хотим видеть Тюмень столицей Западной Сибири, просто городом, в котором нам всем комфортно, из которого не будут уезжать наши дети по причине того, что мало театров, мало музеев, мало выставок. И она должна становиться такой, потому что мы живем в то время, когда общество усложняется, вкусы становятся очень разными, а разнообразие — это базис культуры XXI века.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"