29 апреля 2024     

Общество   

"Сокровища" капитанской дочки

Недавно на встрече одноклассников один из школьных друзей Людмилы Максимовны Байдуж, преподавателя кафедры русского языка Тюменского госуниверситета, очень удивил ее, бросив: “Думал, ты станешь певицей”.
Да, в юности она пела в хоре тюменской шестой школы. Занималась спортом — и даже была однажды победителем областных соревнований по слалому! Призер областной олимпиады по математике, в десятом классе училась в физико-математической школе новосибирского Академгородка... Почему стала филологом? Ответ Людмила Максимовна попыталась найти, готовясь к нашей встрече, словно студент к госэкзамену. Конспектами служили записи-воспоминания, подсказками — многочисленные черно-белые фотографии...
Просмотрев снимки, давно разложенные в альбоме в строго определенном порядке, оглянувшись на прожитые годы, неожиданно для самой себя обнаружила: с ранних лет она шла к своей будущей профессии.
— Знаете, в романе Леонида Леонова “Русский лес” есть замечательные строчки: “Призвание смолоду ведет человека по искусно подобранным зрелищам бытия, чтобы воспитать в нем сноровку и волю на осуществление его исторических целей”. Слова высокие, но очень точные, — замечает собеседница. — В юности этого не знаешь, понимаешь, когда видишь свою жизнь как на ладони.
Интересоваться русским языком начала еще в младших классах. Она не сидела целыми днями дома, штудируя учебники, — была обычным ребенком. Поскорее выучить уроки — и на улицу!
— В нашем окраинном районе, на Зареке, часто слышала режущие ухо слова: “пальцАми”, “с бумажкам”, “заместо”, “лОжить”... Понимала, что так говорить неправильно. Особенно смущало выражение “пойти по воду”, — вспоминает Людмила Максимовна. — Дома у нас так никто не говорил. Вот я и спросила у мамы: как правильно — пойти за водой или по воду? Она напомнила пушкинские строчки:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Это был один из первых моих уроков русского языка вне школы. Мама, Мария Федоровна, могла ответить на многие мои вопросы. По профессии она была учительницей начальных классов, во время Великой Отечественной войны эвакуировалась в село Байкалово Свердловской области...
Она родом из Карелии, деревни Лумбуши. Неподалеку шло строительство Беломоро-Балтийского канала. По указу вождя всех времен и народов канал длиною 227 километров должен был появиться на карте через двадцать месяцев, к апрелю 1933 года. На “великую стройку” отправляли сотни тысяч заключенных и ссыльных. Среди “врагов народа” были и актеры. На стройке организовали театр. Мама вспоминала, что и в их педучилище ставили спектакли, она играла Любовь Яровую, какие-то другие роли.
— Семья отца еще до революции по Столыпинской реформе перебралась из Белоруссии в Сибирь, в деревню Темная речка Нижнетавдинского района Тюменской области, — рассказывает Людмила Максимовна. — Позднее деревня, как “неперспективная”, была распахана. В конце 30-х годов отца призвали в армию, в 1941-м он воевал в составе танковых войск знаменитых сибирских дивизий, под Москвой. После войны служил в Карелии, потом в Группе советских войск Германии. Во времена Хрущева многие военные были демобилизованы: тогда произошло значительное сокращение армии. Отца перевели в Астрахань, он демобилизовался в звании капитана. Когда мы изучали в школе “Капитанскую дочку” Пушкина, дома мне сказали в шутку: “А ведь ты тоже капитанская дочка!”
Людмила Байдуж не считает себя фаталисткой, но уверена: по определенному пути ее вела судьба. Самой принять решение (и какое!) довелось только однажды... Но — обо всем по порядку.
Когда Людмила Максимовна окончила восьмилетку, надо было выбрать: куда идти учиться дальше? Знакомые посоветовали 6-ю школу, с математическим уклоном. Способная ученица даже самые сложные задачи щелкала как орешки. К школьной олимпиаде по математике усердно не готовилась...
— Я просто решала задачи — и стала призером сначала общешкольной, затем городской, областной олимпиад, — вспоминает преподаватель. — Их тогда, в шестидесятые годы, проводили по всей Сибири ученые из новосибирского Академгородка. Победителей приглашали в летнюю физико-математическую школу в Новосибирск. Целый месяц мы жили в Академгородке. Он казался после тогдашней Тюмени раем на земле! С нами проводили всевозможные занятия — по кибернетике, генетике... Эти науки только-только возрождались после долгих лет гонений.
В конце месяца в Академгородке провели Всесибирскую олимпиаду. Ее результаты считались вступительным экзаменом в физико-математическую школу. Людмила Максимовна успешно его сдала. В той специализированной школе она проучилась несколько месяцев. И поняла: математики с нее хватит! Решение было принято — но как его осуществить?
— Быстро собрала чемодан и уехала... — улыбается Людмила Максимовна. Никогда не жалела, что поступила в физико-математическую школу, и не жалела, что сбежала. Родители не удивились моему поступку, они никогда не навязывали свое мнение. Конечно, им не понравилось то, что я сделала. Тогда ни один человек меня не понял. Как можно было променять Новосибирск на “столицу деревень”, престижную школу — на обычную общеобразовательную?! Но я чувствовала себя здесь в своей стихии. В обычной школе всего было в меру: алгебры и геометрии, географии, физики, русского языка и литературы...
— Знаете, мое богатство — это... Нет, не года, как в песне, — учителя. Мне везло на учителей. Помню их всех. Думаете, кто был моим первым учителем русского языка? Ирина Павловна Тужик, известный в городе журналист. Она один год работала в школе — и именно в моем классе! Наверное, Ирина Павловна и заинтересовала меня своими предметами. Но окончательно помогла сделать выбор, уже в одиннадцатом классе, Зоя Павловна Шарапова, учитель литературы. Многие ее ученики выбрали филологию или журналистику своей профессией.
К окончанию школы Людмила Байдуж точно знала, что филология — дело, которым готова заниматься всю жизнь. Оставалось выбрать: в какой вуз поступать? В Новосибирском университете экзамены принимали в июле, в Тюменском (тогда — пединституте) — в августе. Она поехала в Новосибирск. Конкурс в том году в Новосибирский университет был огромный: 27 человек на место, среди медалистов — 10 (у нее была золотая медаль). Шел 1966-й год, когда аттестат об окончании школы получили одновременно одиннадцатиклассники и десятиклассники. На крохотный филологический факультет принимали всего 30 человек. Людмила Максимовна выдержала конкурс — и стала студенткой.
Учебу в Новосибирском университете она вспоминает как золотое время. Первый в стране фестиваль бардовской песни, маевки. Во времена хрущевской оттепели жизнь в стране бурлила. В Новосибирск часто приезжали знаменитости: Марк Бернес, братья Стругацкие... За автографами студентка филологического факультета не гонялась. А вот фотографии звезд советского кино собирала... Еще учась в школе, садилась на велосипед — и через всю Тюмень с Зареки ехала до станкостроительного завода. Там находился газетный киоск, где можно было купить заветные открытки-фотографии, исчезавшие в других местах мгновенно. Но настоящим сокровищем “капитанской дочки” были книги. К примеру, томик Антуана де Сент Экзюпери...
— В пору книжного дефицита каждая находка была огромным счастьем. — Людмила Максимовна на секунду задумывается и спешит продолжить рассказ, вспоминая мельчайшие детали. Кто знает, какая из них — самая важная? — В 1966-м вышел в свет 11-й номер журнала “Москва” с началом романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”, в 1967-м первый номер — с его окончанием. В Академгородке я даже корочки от журнала не увидела: его раскупили влет! Приехала на каникулы в Тюмень — он свободно продается в киосках. Я купила два с половиной комплекта, привезла в Новосибирск. Не поверите: на меня, обладательницу такого богатства, сбегались посмотреть. Журналы тогда зачитали — не вернули. Остался только первый номер за 1967 год.
— Литература была моим любимым предметом в школе. Нас учили писать сочинения размышляя. Мы не дрожали за оценку — писали то, что думали. На первом курсе университета полагала, что буду литературоведом... — поясняет Людмила Максимовна. — Но в университете многие студенты открывают для себя русский язык как объект научных исследований. Так случилось и со мной. Елена Ивановна Дергачева-Скоп, преподаватель древнерусской литературы и фольклора, посоветовала писать курсовую работу у Майи Ивановны Черемисиной. Ее, строгого и принципиального преподавателя, все боялись как огня. Я решилась. Майя Ивановна занималась синтаксисом и мне предложила соответствующую тему. “Сравнительные конструкции русского языка” — тема моей первой курсовой. Диплом писала по причинным конструкциям. Уже 38 лет изучаю эти самые конструкции...
Вторым учителем большой филологии для Людмилы Максимовны была Вера Арсеньевна Белошапкова. Имя автора университетского учебника по синтаксису известно любому филологу.
Близкие подруги Белошапковой жили в Тюмени, и в 1978-м она приехала к ним в город на Туре. В университете узнали об этом — и пригласили ее прочитать курс лекций.
— Она читала лекции просто, интересно, без всяких бумажек, — вспоминает Людмила Максимовна. — Я тогда уже работала на кафедре русского языка. Помню, иду на очередную лекцию, меня останавливают: “Где ты ходишь, тебя Белошапкова спрашивает!” Для нас московские профессора были как небожители. Почему Вера Арсеньевна мной заинтересовалась? Оказалось, она прочитала сборник трудов нашей кафедры, отметила мою статью — и захотела пообщаться с автором... Позднее я три раза была у Белошапковой на стажировке в МГУ. Много лет читаю в университете курс синтаксиса по Белошапковой.
— Я не представляю себя в другой профессии, — замечает преподаватель. — Современным русским языком занимаюсь с 1974-го. Мне было чуть больше двадцати, когда пришла на кафедру. Моим студентам сейчас примерно столько же. Они для меня — как родные. Нельзя учить человека и не любить его. Говорят, мы любим людей за то хорошее, что мы для них делаем....
На филологический факультет поступают романтики, открытые душой. За тридцать четыре года работы на кафедре под руководством Людмилы Максимовны Байдуж студенты защитили 83 дипломные работы. Все темы — исследовательские, по синтаксису. Русский язык тем и интересен, что в нем так много загадок — ученому есть что исследовать. И есть чем увлечь своих учеников.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"