28 апреля 2024     

Общество   

Вам и карты в руки. Транспортные...

Тюмень обретает цивилизованную форму системы оплаты проезда в общественном транспорте. На официальном языке она называется «Автоматизированная система оплаты проезда (АСОП)». В последнее время эта тема не сходит со страниц средств массовой информации. Отклики в прессе довольно-таки положительные. Хотя не станешь же, разрабатывая и внедряя новую систему в жизнь, говорить о ней негативно.
Дозвольте и мне, старому пассажиру и не менее старому ворчуну, высказаться на столь актуальную тему. А главное, обратить внимание на вопросы, которые пока не затрагивались в печати. Например, цена вопроса. Стоит ли овчинка выделки? Через какое время она окупится? Челябинск, Самара, Москва, Зеленоград, Екатеринбург — там подобная система или уже введена, или в процессе разработки. Через Интернет можно выяснить: детище сие достаточно дорогостоящее, окупится не ранее, чем через три-четыре года. Но там этого не скрывают, у нас же почему-то пока обходят стороной. Недавно по «прямой линии» на телевидении выступал начальник управления по транспорту администрации города Тюмени Родион Барсуков. На мой вопрос о цене проекта он ответил, что из городского бюджета не будет потрачено ни рубля: проект финансируется областной администрацией. Ну спасибо! Успокоил. А то некоторые не в меру любопытные граждане, к коим отношу и себя, по своему неведению считали, что деньги из областного бюджета тоже имеют какое-никакое отношение к горожанам-налогоплательщикам и горожане заинтересованы в их рациональном расходовании. Тот же Родион Барсуков, выступая 20 мая перед депутатами городской Думы на заседании постоянной комиссии по экономической политике, говорил: «...Кроме того, имеют место потери доходов, потому что часть пассажиров предъявляет фальшивые документы на право льгот или вообще уклоняется от оплаты проезда». С этими словами нельзя не согласиться. Вот только в них чувствуется или некая недосказанность, или нежелание бросить камешек в огород областной власти по недостаточно четкой организации, в том числе и выдаче проездных билетов, а теперь еще и электронных транспортных карт.
Создается впечатление, что разработкой проездных билетов занимались люди, пользующиеся общественным транспортом от случая к случаю. Передо мной семь разных билетов, ведущих отсчет с февраля 2005 года и теперь уходящих в историю. Бледные цвета, с трудом различаемые в салонах автобусов, давали повод манипулировать ими недобросовестным льготникам, которые, поняв это, предпочли отказываться от них, получая взамен деньги. А для бесплатной поездки можно и у соседа-льготника взять напрокат — билет-то обезличенный, да и его шестизначный номер согласно логике вещей, казалось бы, должен совпадать с шестизначным номером удостоверения ветерана труда, но отнюдь — далеко не родня.
Похоже, что недоработки с проездными билетами ничему не научили чиновников, отвечающих за внедрение новой системы. При доставке карты льготникам или же при непосредственном получении их в местах выдачи прилагается памятка. В ней, между прочим, сказано: «Сегодня вы получили льготную транспортную карту, которая ВЫДАЕТСЯ ВЗАМЕН (выделено мной. — Г.И.) единого проездного билета». Как бы не так! Возврат и не предусмотрен. Говорим о нечестности части льготных пассажиров и сами же провоцируем их на неблаговидные поступки.
Льготник, отказавшись от проездного билета и карты, получив взамен деньги, может воспользоваться для поездок билетом своего знакомого, которому он стал уже не нужным ввиду получения транспортной карты, и спокойно ездить еще два месяца, так как срок действия билетов продлили до сентября. Кондуктор же ни в коей мере не сможет определить принадлежность предъявляемого проездного билета данному льготнику. Таким образом, нечестные пассажиры получили дополнительные два месяца для бесплатных поездок. Вот только жаль, что не за счет тех, кто этого не учел, а за счет транспортников. Казалось бы, проще некуда — получая транспортную карту, верни проездной билет. Так бы и поступил рачительный хозяин, организуя порядок выдачи карт. К сожалению, среди организаторов АСОП такового не нашлось...
Из выступлений транспортников напрашивается вывод: быть ли фотографии на карте — решать ее владельцу. Так, заведующий транспортным сектором управления по транспорту администрации Тюмени Сергей Галимов рассказал газете «Вслух о главном» (от 6.06.2008): «...по желанию любой льготник может бесплатно персонифицировать транспортную карту. Для этого необходимо прийти в органы социальной защиты, сфотографироваться, после чего ему выдадут карточку с фотографией и указанием ФИО» Почему по желанию, а не в обязательном порядке? Зачем опять оставлять лазейку для недобросовестных пассажиров? Здесь же возникает еще один каверзный вопрос. А будет ли заинтересован кондуктор высаживать из автобуса льготника Иванова, уличенного в попытке бесплатного проезда по карте Петрова? Высадив Иванова, кондуктор «высадит» и «не оприходованные» через терминал 12 рублей. Пользующиеся общественным транспортом не раз замечали, что хорошие знакомые водителя или кондуктора обычно едут бесплатно. Мы не хозяева автобуса — не нам и указывать.
Каждые сутки на линию выходит не одна сотня автобусов и троллейбусов. Намек поняли? Отчего бы этим знакомым «случайно» не захватить с собой транспортную карту любимого тестя-льготника или еще более любимой тещи? Сможет ли устоять от соблазна кондуктор, не наставит ли он на карту свой пистолет-терминал, не зафиксирует ли он поездку тещи, которая как раз в эти минуты, согнувшись в три погибели, пропалывает грядки на даче. Фантазирую? Этого не может быть? Ну и славненько, значит, проблемы не существует. Тогда почему начальник управления сетует на доходы, выпадающие по вине нечестных пассажиров? Вот только не надо обвинять меня в подсказывании методов халявного проезда — кто к нему расположен, сам до всего дойдет. А тот, кто внедряет систему, заранее должен был предугадать подобные варианты, не столь они уж и сложные.
Введение контрольно-ревизионной службы — по подобию 50-70-х годов прошлого века — нужного эффекта не принесет, себя уж, во всяком случае, точно не окупит. Вдумчивый читатель сам догадается, почему.
В этих заметках я намеренно не говорил о многих достоинствах АСОП — о них и без меня писано-переписано. Допускаю, у кого-то сложилось впечатление, что я новый порядок проезда принял в штыки. На это могу привести один выразительный пример. Полупустой автобус стоял на остановке, поджидая пассажиров. К нему из-за газетного киоска направилась старушка — фронтовик, с орденскими планками и орденом Отечественной войны на груди. По лицу было видно, что она в хорошем настроении, улыбчивая. Завидев открытую дверь, как могла прибавила шаг. Водитель не мог не видеть ее, а она, наивная, считала, что это он ее так радушно ждет, с широко распахнутыми дверьми. И вдруг, метра за два до цели, они перед ней с шумом захлопнулись, и автобус был таков. Ее растерянное лицо с не успевшей сойти улыбкой до сих пор у меня перед глазами. Мы, немногочисленные свидетели хамства водителя, стыдливо отводили от нее глаза, словно приняв его вину на себя. С введением системы в действие, с обещанием компенсировать перевозчикам затраты за каждого перевезенного льготника подобное не должно иметь места. Старики и инвалиды могут стать такими же желанными пассажирами, как и молодые. Лишь за одно это системе — зеленую улицу!
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"