В международном летном отряде авиакомпании “ЮТэйр” командира экипажа Ми-8 Владимира Шупегина иногда шутя называют африканцем.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7357EUR90.2004
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +11...+13 °C | |
Ханты-Мансийск | +5...+7 °C | |
Салехард | 0...+2 °C |
Общество
Shupegin-films, или Наш человек в Африке
В международном летном отряде авиакомпании “ЮТэйр” командира экипажа Ми-8 Владимира Шупегина иногда шутя называют африканцем, и не только потому, что с 1992 года он постоянно работает в Африке (таких вертолетчиков в отряде много), а потому, что, будучи в командировках, он постоянно снимает документальные фильмы о работе своих товарищей, о стране пребывания. Большая часть его фильмов посвящена Африке.ООНовцы, с которыми Владимиру Александровичу доводится работать за рубежом, уважительно называют его “кэптин Влад”. Во-первых, им попросту не выговорить “командир воздушного судна”, да и ни к чему этот официоз. А во-вторых, они по-своему правы, так как из военной авиации В.Шупегин ушел в звании капитана.
С 1980 года прописан он в Тюмени, но дома находится редко. Сначала обслуживал геологов, нефтяников, газодобытчиков и строителей по всему тюменскому меридиану, а когда началась перестройка, резко упали объемы воздушных перевозок, вертолетчики начали осваивать зарубежные трассы. Вот тогда-то и завязались деловые отношения с миротворческими миссиями ООН.
Вертолетчики международного летного отряда называют себя небесными скитальцами, и точнее не скажешь: летают они практически по всему миру и заслуженно считаются настоящими профессионалами, которым по плечу любое задание. А Шупегин не просто ас, он еще и летописец, честно отражающий работу авиатором за рубежом и жизнь, как она есть.
“Либерийский синдром”
Это один из лучших фильмов Владимира Шупегина, снятых в Африке. Титры: “Все факты достоверны. Данные взяты из Интернета, энциклопедии, материалов ООН, опросов населения. Посвящается авиаторам авиакомпании ”ЮТэйр" и офицерам ООН".
Начинается фильм с экскурса в далекое прошлое — с XV века. Опустим историю колониальных войн и переворотов, обратимся к событиям последних лет, участниками которых стали ООНовцы и вертолетчики.
С 19 сентября 2003 года Совет безопасности ООН утвердил миссию ООН в Либерии, персонал миссии из представителей 19 стран мира, он насчитывает 15 тысяч человек. В Либерии не простая обстановка: бандиты (рэболы) убивают и грабят мирное население, льется кровь, пустеют деревни, дети не учатся.
В канун нового 2004 года ООН проводит операцию по борьбе с бандитизмом, в которой участвуют российские вертолетчики. Вот как это отражено в фильме: голос Шупегина за кадром, на экране разворачивается действие.
— Новый рейс: два вертолета Ми-26 доставили четыре джипа, а вертолеты Ми-8 — десант ирландских спецназовцев. Они должны “прошерстить” все дороги, ведущие к Гвинее. Местные жители благодарят десантников — они уверены, что сейчас здесь будет мир.
Вертолеты Ми-26 уходят в небо, а В.Шупегин, снимая мчащиеся к границе джипы, комментирует:
— Это гроза или целая буря для повстанцев понеслась по дорогам Либерии. А миссия ООН начала разоружение населения. За каждый автомат выплачивают 300 долларов, и повстанцы выстроились в очередь, чтобы сдать оружие. Ведь впереди Рождество и всем нужны деньги. И рэболам (бандитам), оказывается, тоже. Но всем денег не хватило. Ночью бывшие повстанцы начали стрелять, кто — вверх, кто — вдоль улицы.
Рассказывает командир МИ-9 Борис Жилин:
— Пока велась стрельба вокруг дома, экипаж пережил несколько неприятных минут. С вечера ничто не предвещало нападения, а тут вдруг бой. Жутковато: охрана наша сбежала и вернулась только утром, когда рассвело... Было две неспокойных ночи, но наши вели себя достойно. Правда, пришлось на полу полежать, но паники не было.
— Близится Новый год, к нам прилетел советник генерального директора авиакомпании “ЮТэйр” Анатолий Иванович Слюсарь. Нет человека, который не уважал бы его. Это ведущий специалист, который продляет жизнь вертолетам, — говорит Шупегин, встречая руководство.
— Вертолеты в прекрасном состоянии! — такую оценку дал Анатолий Иванович работающим в Либерии вертолетам авиакомпании.
В гости к вертолетчикам пришли два чернокожих подростка, и автор фильма представляет их зрителям:
— Тэнни и Соломону по 15 лет, когда-то учились в школе, а сейчас взялись за оружие, чтобы защищать свою деревню. А что делать? Ребята погостили и возвращаются в свою деревню с оружием и подарками в руках.
Начальник авиационного обеспечения Карл Маркус дает вертолетчикам задание облететь окрестности: завтра генерал Даниэль Опандэ будет перебрасывать в тыл повстанцам бангладешский батальон.
31 декабря 2003 года. Ми-26 и Ми-8 забрасывают первый десант в тыл повстанцев. Главная задача: захватить порт, через который в Либерию будут прибывать новые силы миротворцев. Тяжелый вертолет Ми-26 доставляет технику, Ми-8 — десантников.
— Операция прошла успешно, — слышим за кадром голос Шупегина. — Руководство миссии ООН не ожидало, что пилоты “ЮТэйр” могут так профессионально выполнить свою задачу. А в аэропорт Робертс слетелось много самолетов, словно авиаторы 31 декабря решили выполнить весь план 2003 года, здесь даже Ил-76 из Тюмени. Приветствуем тюменских парней на земле Либерии!
ООН “UNMILL” в Либерии — этот фильм о развитии последующих событий в Либерии. После праздника снова начинаются полеты. Валерий Полыгалов, майор из Молдавии, ставит перед экипажем задачу:
— Зону, где ночью была перестрелка, обходить стороной. Можно надевать жилеты безопасности. При посадке соблюдать особые меры безопасности: Ми-8 садится позади Ми-26... Бои шли между группировками, с ООНовцами столкновений нет, но в любом случае мы должны обеспечить меры безопасности. Удачного вам полета!
На экране утренняя дымка, в воздухе два вертолета Ми-8, за кадром голос автора фильма:
— Задачу получили, загрузили в вертолеты десантников, идем на высоте 100 метров, а деревья внизу 70-80 метров, и стрелкам трудно нас достать. Следующая группа вертолетов должна пройти на большей высоте, следующая за ними — еще на большей, и если не будет обнаружено никакой опасности, пойдут в небо вертолеты Ми-26.
В кадрах фильма — великолепные африканские пейзажи, высоченные деревья, величественные водопады, простор океана. Казалось бы, здесь можно жить, как в раю, но нет мира, нет счастья, нет покоя... Над саванной летят вертолеты, и звучит великолепная песня “Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь”. А голос за кадром информирует:
— На сегодня переброска эфиопского батальона закончена, перевезли 800 голубых касок, технику, боеприпасы, продовольствие... Прошел один день из 120 запланированных для работы за границей.
...Утро следующего дня. Прилетел еще один вертолет из Тюмени — Ми-8 АМТ последней модификации. Владимир Александрович берет интервью у прилетевших коллег:
— Как добирались?
— Добирались нелегко: забирались на такую высоту, что вертолету было очень тяжело. В Африке мы летели через Ливию — было холодно, куртки сняли только в Алжире.
Бортмеханик Силин, ветеран авиации, с улыбкой рассказывает:
— Я — дед троих внучат, внуки плачут, а внучка говорит: “Дедушка поехал в Африку слонов гонять! Привези мне, дедушка, кокос”, а сама толком не знает, что это такое.
— Как вели радиообмен, как с английским? — интересуется Владимир Александрович у командира экипажа.
— Частично понятно, частично — нет, ничего, привыкнем, освоим!
День на день в Либерии не похож. Случаются и забавные происшествия, о чем Владимир Александрович не преминул упомянуть в своем фильме:
— Очень трудно искать в саванне деревни, одну из них еле нашли. Зато нас встретили танцами и песнями, и трудно понять: плохое или хорошее поют о нас аборигены. Ну, то, что танцуют, уже хорошо. За этот полет укачало десантника из Бангладеш. Дали ему таблетку валидола под язык и предупредили командира, чтобы десантник лежал, а то ему захочется иметь женщину, а где ж ее в полете возьмешь? Все было воспринято на полном серьезе, десантник не двигался и чувствовал себя сносно, а когда приземлились, он мигом выскочил из вертолета, забыв обо всем, а экипаж, конечно, улыбался.
Что касается общей ситуации в стране, то на севере группировки повстанцев вытеснены, обстановка стабильная и полностью под контролем ООН. Разворачивается украинский контингент. Ожидаем прибытия вертолетов Ми-24 и Ми-8, они очень нужны.
Выборы в Конго
Отличный пилот и кинооператор Владимир Шупегин работал в небе Анголы и Мозамбика, ЮАР и Центральной Африки, Судана и Сахары, Сьерра-Леоне, Эритреи, Кот-д’Ивуар и т.д. Трижды был командирован в Конго.
Оказывается, даже если экипаж обслуживает выборную кампанию, он не застрахован от опасности. О том, как вертолетчиков спасла кинокамера, рассказывается в киноленте “Конго (Киншаса)”. Командование ООН решило провести в Конго показательные парламентские выборы. Было привлечено большое количество самолетов и вертолетов.
— Развозили мы по дальним селениям агитационные материалы, урны, бригады агитаторов, — вспоминает Владимир Александрович. — И вот в одну из деревень завезли бригаду студентов университета, а потом их забыли вывезти. Когда вспомнили, послали за студентами наш экипаж, дав для охраны двух автоматчиков. Но оказалось, что всех взять на борт невозможно, нужен второй вертолет. Однако никто не хотел оставаться, студенты кричали, что их обмануло правительство, обрекло на голод и холод: они все с себя продали, чтобы купить еду, спят на голом полу... Словом, толпа решила взять экипаж в заложники, пока не вышлют за ними второй вертолет.
Попытка объяснить возбужденным агитаторам, что этого делать не следует, не имела успеха. Казалось, еще миг — и начнут крушить вертолет. Автоматчики ошеломленно смотрели на все происходящее, понимая, что стрелять нельзя.
— Я на какой-то миг растерялся, — признается Владимир. — Деревенские жители не знали английского, а я не знал суахили, как было объясняться с толпой? По счастью, здесь были студенты, изучавшие английский язык, им-то я изложил свой план: если вертолет вовремя не вернется в аэропорт, экипаж накажут и вышлют в Россию. Ведь пилоты — люди подневольные, подчиняются начальству, а сами ничего решить не могут. Можно лишь передать их требования, которые мы запишем на кинопленку.
Предложение показалось разумным и каждый, кто хотел выговориться, снимал стресс, ругая правительство, ООН и всех на свете. Говорили, что могут взяться за оружие.
Наша боливийская охрана, говорившая на испанском языке, с недоумением смотрела на бурные страсти, развернувшиеся у кинокамеры. Мы не мешали людям изливать наболевшее, чтобы погасить агрессию. После бурных дебатов на двухчасовом митинге в деревне они согласились с предложением командира экипажа, что летит часть пассажиров, которая предъявит руководству резолюцию и в пух и прах разобьет всех в столице.
Взлетели с облегчением: перспектива остаться заложниками экипаж не устраивала. Но как только прилетели в Киншасу, бунтари ринулись врассыпную, напрочь забыв об оставленных в деревне страдальцах.
Пришлось Шупегину докладывать об инциденте в миссии ООН и просить второй рейс. Руководство заявило, что ни под каким предлогом вертолет в ту деревню более не полетит. Однако через месяц последовало распоряжение забрать оставшихся студентов.
— Только при одном условии, — твердо заявил командир, — что полетят два вертолета: в одном будет усиленная охрана автоматчиков и представитель, который сумеет обуздать толпу, чтобы вертолет не разнесли вдребезги.
И случилось чудо. Представитель, солидный и волевой мужчина, по списку вызывал пассажиров, они молча устремлялись в вертолет, оцепленный охраной. А в пути даже признались командиру, что очень переживали за вертолетчиков, боялись, что их накажут...
Сейчас Владимир Александрович с улыбкой вспоминает этот эпизод, хотя первые минуты действительно не знал, как поступить. Спасает хладнокровие и дипломатия и, конечно же, кинокамера. В Африке Шупегина приветливо встречают в деревнях, охотно позируют, дают интервью. Городским жителям зачастую киносъемки не по душе.
А еще он рассказывает, что именно в Африке встречает иногда бывших коллег и даже однокашников. Здесь всем хватает работы. И если раньше Владимир завидовал тем, кто летает на скоростных воздушных лайнерах (он мечтал о высоком небе и больших скоростях), то теперь командиры мощных воздушных машин, посмотрев его фильмы, завидуют Владимиру: “Ты, говорят, столько видишь, всюду бываешь, такая интересная жизнь! А мы привязаны к аэропортам и мало что увидишь на земле с большой высоты. Прав ты был, говорят, что выбрал вертолеты”.
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.