22 мая 2025     

Общество   

Испытание дождем, или Что нужно сделать, чтобы горожане не сели в лужу

В жару самое время вспомнить о тех ливнях, что еще недавно шли в Тюмени, казалось, бесконечно.
Дождь после многодневной изнуряющей жары — желанный подарок. Но радость от мгновенной прохлады быстро исчезает, и на смену приходит разочарование: после каждого ливня улицы областной столицы превращаются в разливные реки. Пешеходы, теряя время, пережидают буйство стихии в сторонке — под крышами остановочных комплексов, под козырьками магазинов или кафе. По лужам бегут только дети — а вместе с ними те почтенные граждане, у которых попросту нет выбора. Впрочем, выбора нет у всех. Погода непредсказуема, резиновые сапоги не альтернатива, а у ливневой канализации в городе не слишком большая пропускная способность.
Подводные камни: неполный перечень
В дождливые дни обычная картина: прохожие, ожидающие зеленый свет светофора, с приближением автобуса поспешно отбегают куда-нибудь подальше. Хотя ситуация вовсе не смешная: не успеешь отбежать — тебя обдадут грязным душем. Тем, кто в салоне, тоже не сладко: автобусы и троллейбусы, как правило, делают остановку прямехонько в луже.
Масштабного наводнения из-за проблем в работе дождевой канализации в истории Тюмени ни разу не было. Тем не менее каждый ливень оборачивается для областного центра целым рядом проблем:
— “Долгоиграющие” лужи на городских, в том числе и на центральных, улицах.
— Автомобильные пробки. Из-за дождя на дорогах часто происходят внештатные ситуации. Так, например, во время последних ливней автомобили попросту не могли подняться на мост по улице Пермякова. Ожидая, пока стечет вода, автомобилисты становились в очередь, в итоге движение в близлежащих районах затормозилось на целый час. Такая же обстановка и на других путепроводах.

— Любая большая лужа может таить подводные камни для автомобилистов. Царапина на днище или сломанная выхлопная труба — самое малое, что может случиться. Даже на новых дорогах водителя может ждать опасность: волна от проплывающих мимо встречных автомобилей так обдает машину, что салон после этого выглядит банально затопленным.
— Для жителей частного сектора ливень — настоящий потоп. Есть проблемы и у жителей микрорайонов. От сточных вод страдают не только подвалы, кое-где не выдерживает и крыша. Например, 2 июля этого года дождь застал врасплох жителей дома №26 по улице Водников в Антипино. В сложной ситуации оказались и те, кто проживает по проезду Заречному, 6. Чтобы откачать воду из подвалов, управляющие компании нанимают водооткачивающие насосные станции. Однако прокат спецтехники — удовольствие дорогое
— Открытые люки принадлежащих “Тюменьводоканалу” канализационных колодцев — с их помощью народ пытается самостоятельно решить проблему ливневки. Грязная вода стекает в канализацию, наносит вред коммуникациям и губит бактерии, которые используются для очистки хозяйственно-бытовой воды. За такое самоуправство предусмотрен штраф.
Список можно продолжить...
Нагрузка для коллектора, и не только для него
Ситуация с дождевой канализацией в Тюмени обусловлена темпами застройки. Когда город застраивался постепенно, планово, существующие ливневые коллекторы справлялись с любой сезонной нагрузкой. В последнее время темпы строительства возросли многократно, дома и офисы растут как грибы после дождя, растет и дорожная сеть, а водоприемников в то же время больше не стало.
Разливные лужи, в которых тонет областной центр, не только летняя проблема. Весной, после таяния снега, горожане также вынуждены искать окольные пути, чтобы добраться до нужного места. Сколько жалоб поступает по этому поводу в редакцию “Тюменских известий”! Чаще звонят пенсионеры, а самый проблемный участок — по улице Мельникайте от нефтегазового университета до областной клинической больницы №2. Чтобы не утонуть в луже, пожилые люди вынуждены идти до кольца ул.Мельникайте — ул.50 лет Октября, только здесь можно перейти дорогу относительно благополучно. Увы, журналисты не в силах улучшить работу ливневой канализации в городе, однако надеемся, что после ремонта на улице Мельникайте, одной из главных в городе, луж больше не будет.
Тема водопонижения не раз поднималась на заседаниях Тюменской городской Думы.
— Работоспособность ливневой канализации и водоотведение — действительно актуальная проблема для тюменцев, — отмечает председатель комиссии по безопасности жизнедеятельности населения Николай Моисеев. — После проливных дождей на основных магистралях — Широтной, Пермякова, даже Республике в районе Пермяковского моста — целые озера воды разливаются. Машины некоторые вброд проехать не могут — глохнут. Подземная ливневая канализация в Тюмени неэффективна. Дело в том, что существующая на сегодня сеть ливневой канализации не справляется с нагрузкой, поскольку была рассчитана на меньший объем или же попросту засорилась. К тому же во многих местах ливневка просто отсутствует. Нужны дренажные водоотводные канавы, и их нужно своевременно чистить. Пока же вопросы ливневки решаются либо по жалобам граждан, либо при строительстве дорог. Кстати, новые дороги уже не принимаются без ливневой канализации. Тем не менее город нуждается в специальной программе по водоотведению, которой заниматься нужно в плановом порядке. Необходимо отметить, что это проблема присуща не только Тюмени. Хорошо функционирующий водоотвод не могут наладить во многих крупных городах. К примеру, в Омске — там жители после дождя центральные улицы преодолевают вброд как полосу препятствий.
— А кто в России “лидирует” в этом плане?
— Почти во всех крупных городах России ливневая канализация нуждается в срочной модернизации. Первое место по количеству ЧП из-за плохой работы ливневых коллекторов занимает, конечно же, Москва. И везде на содержание ливневки, в том числе ремонт и аварийные работы, тратятся огромные суммы. Тюмень не исключение. В городском бюджете на 2008 год на текущее содержание дождевой канализации запланировано 46 миллионов 395 тысяч рублей!
Ливневка на балансе: компетентное мнение
В каждой городской управе ливневой канализацией занимается отдельная служба. Работа эта грязная и тяжелая. На балансе управы Центрального административного округа находится 28 километров ливневой канализации. Меньше, чем в других округах, но само понятие “центр” уже определяет условие работы — ливневка здесь должна работать безупречно.
—Мы очищаем ливневку с 1 июля. До этого за обслуживание отвечала другая организация. Ведь вместе с муниципальными предприятиями в конкурсах на получение муниципального заказа участвуют и частники. Мы, к сожалению, в этом году на весну тендер не выиграли, а потому летом приняли ливневку не в лучшем состоянии, — делится с журналистом “ТИ” прораб ОАО “Дорожно-эксплуатационное управление” Центрального административного округа Вера ДЕВЯТКОВА. — Каждый день с 8 утра до 9 вечера ливневые решетки очищаются от мусора, моются вручную, при этом — никаких спецсредств, только вода. Приемные колодцы часто забиты грязью, щебенкой, строительным и бытовым мусором. Почему-то у рабочих ДЭКа (дорожно- эксплуатационная компания) вошло в привычку сметать уличный мусор — окурки, бутылки, конфетные фантики, автобусные билеты, опавшую листву в ливневую канализацию, вместо того, чтобы собирать весь этот уличный смет в пластиковые мешки...
Если учесть, что вода из ливневой канализации сбрасывается в естественные водоприемники — реки, озера, овраги, то вырисовывается еще одна проблема — экологическая. Как она решается? За комментарием мы обратились в тюменское городское управление по экологии, к начальнику отдела в сфере охраны окружающей среды Сергею ЮРЛОВУ.
— В 2006 году в Тюмени была проведена инвентаризация ливневой канализации — для ее целевого использования. Заказчиком выступило городское управление по экологии. Конкурс на проведение инвентаризации выиграл “Институт ”Тюменькоммунстрой". Было обследовано 215 километров ливневой канализации. Из них 150 километров — закрытого типа, 65 километров — открытого. Было также выявлено 36 несанкционированных врезок. Незаконно городской ливневкой пользовались как предприятия, так и хозяева коттеджей. 33 несанкционированные врезки были ликвидированы сразу же, в прошлом году убрали еще три. Но желающих бесплатно пользоваться ливневкой хоть отбавляй. Возможно, мы сейчас с вами говорим, а кто-то втихаря врезается...
В том, что попользоваться муниципальными ресурсами даром стремятся люди далеко не бедные — директора предприятий, хозяева коттеджей, ничего удивительного нет. Такое поведение характеризует их как рачительных хозяев. Правда, рачительность эта далеко не в пользу города. Несанкционированный — в нарушение водного законодательства — сброс хозбытовых и производственных стоков зачастую оборачивается ремонтными работами. Администрация Тюмени вынуждена тратить деньги на восстановление ливневой канализации, на очистку ее от мусора (в тюменской ливневке находят даже кирпичи, сломанные велосипеды, запчасти от телевизоров). А ведь эти средства могли бы пойти на благоустройство или реализацию важных социальных программ.
Скупой платит дважды...
Между тем телевизионные каналы, страницы журналов, интернет-сайтов легко могут заполнить пробелы в сознании предпринимателей, если те обратят внимание на рекламу: оказывается, системы точечного и линейного водоотвода стоят не так уж дорого. Причем дождеприемники сейчас делают из прочного высокотехнологичного материала, ассортимент позволяет реализовать любое техническое и дизайнерское решение. Есть даже компании, в том числе и в Тюмени, которые сделают всю черную работу и даже помогут получить официальное разрешение на подключение к городской ливневке, вот только за пользование придется платить. А что? Любишь свой город — плати!
Но, похоже, под лозунгом “Я люблю Тюмень!” готовы подписаться далеко не все тюменцы. Судя по кучам мусора, которые украшают берега городских речушек и склоны оврагов, большинству все равно, как выглядит их любимый город.
— Сегодня в Тюмени действует 158,5 километра ливневой канализации (такая цифра получилась после прекращения работы незаконных врезок). Из них 75 километров находятся на балансе у административных округов. А остальные 80 километров не обслуживаются, не чистятся. Только бывает так: если авария где-нибудь случится, тогда в срочном порядке чистят, — продолжает тему Сергей ЮРЛОВ. — Особенно в этом плане страдает канализация открытого типа. Например, на территории Калининского округа до железнодорожного вокзала ее чистят, а за вокзалом — нет. А с берега народ в Тюменку кидает пластиковые бутылки, другой мусор. В прошлом году столько набросали в речушку, что подтопило располагающийся рядом гаражный кооператив! От организаций проблем не меньше, чем от простых горожан. Почему боремся с незаконными врезками? Чтобы загрязненные стоки в общую канализационную сеть не сливались! А предприятия фактически не сотрудничают с нами по очистке ливневой канализации. Даже те, которые пользуются ливневкой санкционированно. Например, “Кросно”. В свое время под нажимом советских властей им было разрешено врезаться в общегородскую трассу ливневой канализации, сейчас предприятие регулярно сбрасывает свои стоки, но денег на содержание не дает. Вообще, результаты проверки работы ливневки поставили нас перед фактом: проблем в этом секторе городского хозяйства очень много. Обывателя прежде всего волнуют видимые проблемы, такие, как неудобства в виде луж. Но, поверьте, невидимые болячки гораздо страшнее. Вредоносное влияние на экологию может в последующем отразиться на нашей жизни самым непредсказуемым образом.
— Одним словом, жара спадет, пойдут дожди, и вновь мы будем преодолевать лужи...
— Да, лужи в городе сохнут медленно, особенно в районе улиц Широтная — 30 лет Победы. И причины просты. Так, в МЖК вообще нет ливневой канализации из-за особенностей возведения этого района — его строило много ведомств, единого проекта не было. А в новых микрорайонах “Тюменский” и “Тюменский-2" ливневая канализация разработана по последнему слову технологии, с большой по мощности трубой-тыщовкой, но из микрорайонов трасса ливневки выходит на улицу Пермякова, дальше — на улицу 30 лет Победы, где диаметр трубы всего 30 сантиметров. Пропускная способность этой трубы низкая, и поэтому вода выходит в самом низком месте, лужи исчезают, только когда дождь закончится. Есть в городе и другие проблемные места. Не забывайте: 80 километров ливневой канализации никто не обслуживает, какой класс нагрузки она может выдержать?! Сегодня через департамент имущественных отношений администрации Тюмени проводится работа, чтобы принять эти бесхозные километры ливневки на баланс, определить финансирование и передать на обслуживание. А пока не наше и не ваше — никому не нужно.
— А в итоге вред наносится всем без исключения.
— В том числе и окружающей среде. Возвращаясь к теме экологии, замечу, что с дорог во время дождя смывается грязь, масла. Все это вытекает в овражные речушки, а в конечном итоге — в нашу матушку-реку Туру. Разумеется, стоки необходимо очищать от механических (взвешенных) частиц и от нефтепродуктов, надо строить на водовыпусках локальные очистные сооружения. При разработке генерального плана города Тюмени такая схема была подготовлена. Однако схема-то есть — как все должно быть устроено, где должны разместиться очистные мини-станции, но конкретных проектов по ее разработке нет. Конечно, это дорогостоящий проект. И в какой-то степени его отсутствие компенсирует то, что проблемы ливневой канализации сегодня стали учитываться при строительстве и реконструкции дорог. Например, на улице Запольной предусмотрен водовыпуск в реку Тюменка. По улице Мельникайте до улицы Дружбы — водовыпуск в реку Тура, там же предусматривается строительство локальных очистных сооружений. Установка таких сооружений запланирована и в заречной части города (по улице Муравленко). Сегодня же ливнестоки со всех Заречных микрорайонов стекают просто в рельеф местности в районе так называемого Цыганского озера. После строительства мини-экостанций вся грязная вода с этой территории будет собираться и сбрасываться в Туру — уже в экологически безопасном состоянии.
Вторая из российских бед
Для дорожных строителей ливневка — дополнительная нагрузка. Сооружение ливневых коммуникаций увеличивает и время, и стоимость строительства дороги. Но большинству автомобилистов этих проблем не понять, ведь дорога — это целая система.
— Дорога — это жизнь, — говорит начальник управления автомобильных дорог Тюменской области Алмаз ЗАКИЕВ. — Мы понимаем недовольство людей, которые вынуждены по нескольку часов в день проводить в пробках. Последний год мы активно внедряем технологию быстрого ремонта дорог — фрезерование улиц и укладка нового асфальтобетона. То есть снимаем только верхнее покрытие дорожного полотна и укладываем новое, фактически перелопачиваем дорожную одежду. По такой технологии мы сделали улицы Ленина, Садовую, Льва Толстого, Пролетарскую, сейчас движемся по улице Первомайской. Такой “легкий” ремонт необходим — транспортный поток с каждым годом становится гуще, количество автомобилей растет, от постоянного использования дорожное полотно изнашивается, образуются трещины, для которых простого ямочного ремонта недостаточно. В этом году 30 процентов уличной сети будет уложено и отфрезеровано заново.
Капитальный ремонт занимает гораздо больше времени. Причем и при капремонте, и при строительстве новых дорог надо учитывать технологические факторы. В том числе и строительство ливневой канализации, которая в нашем городе большей частью отсутствует. Ее нельзя собрать локально, она идет системно, то есть если на одной улице мы сделали ливневую канализацию, то следующая улица идет методом подключения. Это можно сейчас видеть на улице Мельникайте: мы параллельно начали ремонтировать улицу Котовского (на участке от Мельникайте до Рижской), потому что ливневая канализация по улице Котовского присоединяется к улице Мельникайте. Ливневка — серьезное инженерное сооружение. В каком-то отношении даже сложнее, чем, скажем, строительство дома. Ливневая канализация укладывается на определенных отметках, на определенном уровне и определенным образом совмещается с другими коммуникациями. Ошибок здесь быть не должно. Если говорить о том, насколько ливневка поднимает цену строительства одного километра дороги, то, по нашим оценкам, перекладка инженерных коммуникаций составляет до 30 процентов стоимости всего проекта".
От редакции: Завтра в Тюмени праздник. Надеемся, что праздничное настроение горожан не будет зависеть ни от непогоды, ни от несовершенства некоторых инженерных систем.
Справка “ТИ”: В Тюмени существует сеть централизованной раздельной канализации. На территориях с капитальной застройкой — ливневая канализация закрытого типа, на участках малоэтажной застройки — открытого типа. Вся система представляет собой разрозненную сеть ливневых коллекторов, очистных сооружений нет. Все собранные ливневые, талые, а также дренажные воды сбрасываются в естественные водоприемники - - озера (Ключи, Оброчное) и в реки (Тура, Тюменка и Бабарынка). Овраги, являясь открытыми природными дренами, также принимают в себя воды с прилегающих городских территорий. Это овраги Городищенский, Банный, овраг в районе Гилевской рощи. Сегодня овражная сеть в черте города захламлена бытовым и производственным мусором, пересыпана насыпями дорожных проездов, частично засыпана и застроена индивидуальными и кооперативными гаражами, служит местом выпуска (аварийного, а иногда и несанкционированного постоянного) хозбытовых и промышленных стоков.
Справка “ТИ”: В конкурсе на проведение инвентаризации целевого использования ливневой канализации Тюмени в 2006 году участвовали две организациии — ЗАО “Институт ”Тюменькоммунстрой" и ООО “ГеоСпецСтрой”. “Тюменькоммунстрой” оценил свою работу в 3103000 рублей, его конкурент — всего в триста тысяч рублей. Однако “Тюменькоммунстрой”, предложив годовую гарантию на свою работу и экстренное устранение возможных недочетов, легко выиграл тендер.
Справка “ТИ”: В 2007 году из 42 проб воды, взятых на выпусках ливневой канализации в реку Тура и в овражно-балочную сеть, ни одна не соответствовала допустимой концентрации для сброса в рыбохозяйственные водоемы. Химический анализ показал превышение по аммиаку, нитритам, нитратам, нефтепродуктам, взвешенным веществам, железу, фенолам, БПК.
Нравится

Комментарии к статье

VULKAN: 11.01.2013 12:28
Вот тут автор ругает дворников и уборщиков дорог, что они заваливают водоприемные решётки мусором, бутылками и так далее. Этот процесс одними уговорами и причитаниями не устранишь. Ну ведь есть мировой опыт -- в частности, в Германии - под решоткой водоприёмника устанавливается своеобразное ведро - фильтр из прочного оцинкованного металла. Вот оно то и отфильтровывает весь мусор, а вода уходит чистой. Вот только при этом нужно поживее крутиться дорожным службам - своевременно очищать эти ведёрки и проблема решена хотя бы в этой части. Предложите хоршей частной фирме разработать и изготовить такие ведёрки - бизнес доходный и устойчивый. Хотя, возможно, при этом нужно будет внести небольшие изменеия в конструкции водоприёмных колодцев, так как там необходимо предусмотреть пояс для закрепления ведра - фильтра. Но это мелочи по сравнению с успешным решением проблемы.

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"