25 мая 2025     

Общество   

И вновь ваша вахта у школьной доски...

Каждый год, прежде чем большой корабль с огромной командой юнг отдаст швартовый и вновь отправится в Страну знаний, на поверку собирается не менее солидная компания ребячьих капитанов. Учителей и воспитателей. Ознакомиться с лоцией, сверить маршрут предстоящего девятимесячного плавания.
На взрослом языке этот сбор накануне нового учебного года именуется конференцией работников системы образования. Пять лет назад возродилась практика его организации в масштабах всей области. Нынче традиционный областной августовский педсовет впервые проводился так мощно и широко — с 18-го по 25-е августа — и охватил практически все педагогическое и родительское сообщество региона — около 4 тысяч человек. Зональные пленарные совещания и работа в секциях состоялись в четырех территориях — не только в Тюмени, но и в Голышманово, Ялуторовске, Тобольске.
На повестке дня стоял актуальнейший вопрос — комплексный проект модернизации как гражданский заказ общества на новое качество образования.
Действительно, как отметила в своем докладе директор департамента образования и науки Тюменской области Ирина Лысакова, современный социальный заказ в системе образования находит отражение в требованиях нового качества образования. Оно связано с обеспечением его доступности для всех категорий учащихся. Сохранением и укреплением здоровья детей. Повышением уровня и качества предметных знаний школьников. Формированием социально адаптированного школьника, снижением уровня асоциального поведения детей и молодежи. Совершенствованием обучения и воспитания.
России требуется всеобуч
Приветствуя участников форума, заместитель председателя Тюменской областной Думы Геннадий Корепанов от имени коллег-депутатов не только областного парламента, но и органов законодательной власти всех уровней поблагодарил педагогов за труд, за выполняемую ими важнейшую государственную работу.
Вице-спикер отметил, что Тюменская область успешно занимается укреплением материально-технической базы региональной системы образования, современных учебных заведений, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих и инженерных кадров для различных отраслей экономики. Большинство образовательных учреждений грамотно используют весь арсенал своего технического оснащения.
По-прежнему перед образованием стоят задачи патриотического и духовного воспитания юного поколения. Актуальным становится преподавание на уроках истории героической летописи государства Российского, дальнейшее развитие сотрудничества с различными конфессиями и укрепление традиций, семейных ценностей.
России сегодня, по мнению Геннадия Корепанова, необходим родительский, педагогический и правовой всеобуч. Уровень беспризорности и подростковой преступности в стране, к сожалению, высок. Как и детского травматизма. Поэтому и был создан один из проектов регионального отделения партии “Единая Россия” под названием “Безопасные дороги”, возглавлять который поручено Геннадию Семеновичу. Депутат заверил, что постарается реализовать намеченную программу по максимуму.
Работа над собой
Важнейший фактор нового качества образования — совершенствование управления. Не случайно на пленарное заседание региональной конференции в тюменский Дворец искусств “Пионер” были приглашены прежде всего управленцы — руководители муниципальных отделов образования, их методических служб, учреждений профессионального образования.
Обращаясь к коллегам, заместитель губернатора области Наталья Шевчик отметила, что благодаря усилиям учительского сообщества, а также всех субъектов образовательного процесса за последние годы вопреки опасениям скептиков удалось сдвинуть с места, придать толчок современному развитию такой консервативной отрасли, как образование.
Сегодня система образования Тюменского региона демонстрирует свою мобильность, работоспособность, умение выполнять задачи фундаментального, системного характера, приводящие к качественным изменениям.
Однако стремительное развитие области требует опережающих действий. В связи с этим обсуждаемая новая модель школы крайне востребована. Но, имея общие приоритеты и обладая одинаковыми возможностями для их достижения (в материальном плане сегодня сельская школа области не уступает городской), имеем разные результаты. Есть лидеры, а есть отстающие. Дело, по мнению заместителя губернатора, в причинах не объективного, а субъективного характера. Поэтому и было собрано совещание администраторов, чтобы убедить их и самим убедиться в том, что грамотное, системное, оперативное, эффективное управление — залог нашего движения вперед.
Необходимо, подчеркнула Наталья Шевчик, чтобы тот диалог, который есть между правительством области и муниципалитетами, становился достоянием и административного корпуса школ. Важно, чтобы директор каждого учебного заведения понимал, что образовательное пространство области огромно, открыто. И если мы не будем втягивать школы в это широкое поле, не будем показывать его финансовые возможности, то просто снизим потенциал — и самих управленцев, и муниципалитета, и учебного заведения, а самое главное — обедним жизнь ученика.
Словом, у нас у всех есть возможность работать над собой.
Профессионализм — важнее
Развитие потенциала управления в Тюменской области, бесспорно, связано с внедрением системы программно-целевого управления на всех уровнях. В его основе лежат федеральная нормативная база — концепция модернизации российского образования до 2010 года, приоритетный национальный проект “Образование”, проект современной модели образования, а также документы регионального и муниципальных уровней и программы развития самих школ.
Анализ содержания муниципальных программ, констатировала директор департамента образования и науки Ирина Лысакова, показал, что принципам современного управления соответствуют программы городов Тюмени, Ишима, Тобольска и Заводоуковского городского округа. В большинстве же остальных программ оценка состояния муниципальной образовательной системы носит эпизодичный, констатирующий характер.
В подавляющем большинстве случаев внимание сосредоточено на описании отдельных достижений. Отсутствует подведение итогов, аналитических выкладок, путей решения проблем. Не называются точки роста. Мероприятия разрабатываются без наличия аналитико-прогностического материала и др. Например, информатизация ограничивается количеством поставленных компьютеров. Некоторые элементы образовательной политики лишь упомянуты и не предполагают принятия управленческих решений.
Для муниципальных органов управления образованием большинства районов, по мнению руководителя образовательного ведомства области, характерно недопонимание и недооценка роли содержания программно-целевого метода управления образованием. Недостаточно понимание установок и приоритетных задач областной программы развития образования.
Залогом успешности развития органы образования продолжают считать увеличение финансирования. Однако анализ результатов деятельности свидетельствует об отсутствии прямой связи между ростом капиталовложений и повышением качества образования. А если говорить о качестве составления муниципальных программ, то наиболее высокий уровень компетентности проявляют именно эффективно работающие органы управления образованием. Это, по словам Ирины Лысаковой, еще одно доказательство того, что эффективность управления отраслью в первую очередь определяется уровнем профессионализма административно-управленческого аппарата.
Не минуя острых углов
Описанные нами фрагменты конференции, надеемся, убедят внимательного читателя в том, что нынешний сбор педагогов области (наряду с завидной организацией) отличался объективностью, если не сказать — критичностью взглядов на происходящее. И это принципиально. Ведь подобные конференции призваны определять перспективы, расставить вешки, по которым как минимум в течение наступающего учебного года образованию предстоит шагать вперед, откорректировать процесс. Не обходя острых углов.
В частности, Ирина Лысакова, докладывая участникам августовской конференции о совершенствовании механизмов управления образованием в условиях реализации комплексного проекта модернизации, коснулась одной из сегодняшних болевых точек, проявившихся в школе.
Известно, что благодаря применению принципа нормативно-подушевого финансирования и системы оплаты труда, ориентированной на результат, удалось увеличить отношение размера заработной платы в системе образования с заработной платой в экономике региона. В то же время, продолжила Ирина Николаевна, в отдельных муниципальных образованиях сохраняется практика установления поправочных коэффициентов к нормативу, сохраняющая расходы на уровне практически сложившихся в предыдущие годы. При условии изменения численности учащихся это приводит к разной финансовой обеспеченности образовательного процесса и прочим негативным явлениям.
Данная причина, как и субъективизм в определении структуры фонда оплаты труда и размеров должностных окладов, не позволяет обеспечить прямую зависимость уровня заработной платы педагогов от преподаваемого предмета, наполняемости класса и количества часов.
Кроме того, в некоторых территориях по-прежнему имеет место формальный подход к оценке результативности деятельности педагога. Это снижает роль стимулирующей части фонда оплаты труда, не способствует увеличению вклада учителя в достижение результатов работы образовательного учреждения в целом.
Все перечисленное, подчеркнула Ирина Лысакова, связано не с пробелами методик нормативно-подушевого финансирования и отраслевой системы оплаты труда, а с недостаточным уровнем использования преимуществ нового финансово-экономического механизма управления. Поэтому до конца года необходимо провести инвентаризацию применяемых подходов в данном направлении работы и обеспечить реализацию заложенных принципов. В строгом соответствии с требованиями действующей нормативно-правовой базы.
Кто управляет школой?
Качественно иное состояние системы образования во многом — и сейчас, и в перспективе — будет определяться взаимодействием с так называемыми социальными институтами. И, конечно, участие общественности в управлении образованием будет все больше возрастать. Хотя бы потому, что значительная часть населения желает получать достойное образование. “Не случайно стало доброй традицией накануне нового учебного года собираться вместе не только профессионалам, но и представителям родительской общественности”, подчеркнула проректор ТОГИРРО по учебно-методической работе и переподготовке кадров Марина Кускова.
Государственно-общественное управление образованием — один из видов взаимодействия государства и общества. Невозможно улучшить управление, исключая из него потребителя, который и формулирует заказ на образование. Важным становится и создание механизмов участия заказчиков, и участие общественных институтов в контроле и оценке качества образования. На основе общественного мониторинга может быть сформулирован гражданский заказ.
Тюменская область с 2005 года прошла путь активного развития государственно-общественного управления образованием, становления его новых органов — управляющих советов. Реализация проекта национального фонда подготовки кадров “Общественная ответственность за образование” позволила массово обучить объекты и субъекты образования на основе разработанных программ, создать пробные школы, ставшие настоящими флагманами нового дела.
В Тюмени, Ишиме, Тобольске сформированы и эффективно работают структуры государственно-общественного управления образованием и на уровне муниципалитетов, и на уровне школ. В половине управляющих советов средних учебных заведений названных муниципальных образований добиваются успехов и, что важно, влияют на результат.
Управляющие советы привлекли к образованию дополнительные ресурсы, в том числе не только материальные, но и административные, интеллектуальные. В их состав вошли профессионалы из разных сфер — представители бизнеса, работники медицины, культуры и т.д. Главы муниципальных образований тоже стали членами управляющих советов.
В глубинке же управляющие советы успешно работают лишь в трех-четырех школах (в основном районных центров). “Печально, — продолжила Марина Валентиновна, — но на селе в 20 процентах органов школьного самоуправления работа организована формально, никакого влияния управляющий совет не оказывает”.
В чем проблемы? Условием эффективной деятельности является прежде всего качественная нормативная база. Необходимо привести в соответствие с уставом учебного заведения положение об управляющем совете. Четко определить его количественный и качественный состав, полномочия — участие в составлении программ развития школы, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов, прежде всего в разработке критериев его оценки. Самым главным показателем должна стать степень влияния на повышение качества образования. Однако следует понимать, что управляющий совет не должен брать на себя функции директора школы. В то же время не следует превращать совет в орган согласования с родителями решений, необходимых администрации школы.
В процедуре формирования общественного органа важно уйти от формализма. Главная задача совета — видеть и понимать, что нужно и важно для школы будущего. Не только с точки зрения педагогов, но и учащихся и их родителей. В образовательных учреждениях должны быть мощные советы, ставшие не экзотикой, не декларацией, а реальной, влиятельной силой в управлении школой! Мотивацией работы может стать посыл: “То, что мы делаем вместе, мы делаем не для отчета, а ради наших детей”.
Школьный центровой
Как бы ни обновлялась наша школа, ключевой, центральной фигурой в ней был и остается учитель. Именно он каждый день входит в класс, становится у доски, в том числе интерактивной, и ведет диалог с учеником... От качества этого диалога, по большому счету, зависит наше общее будущее.
Да, педагогические, и прежде всего управленческие, кадры — главный ресурс повышения качества образования. Идущая в стране и в нашей области модернизация образования, формирование новой модели школы, подчеркнула ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат, требуют соответствующего уровня профессиональной компетенции учителей и руководителей органов управления образованием.
Еще в 2005 году была разработана концепция развития Тюменского областного института развития регионального образования до 2010 года, благодаря которой и в соответствии с потребностями региональной образовательной политики реализуются четыре основных направления деятельности. Первое из них — информационно-аналитическая обеспеченность образования области, позволяющая прогнозировать развитие системы, учитывать риски, разрабатывать меры по их предупреждению, создавать гибкую, мобильную систему повышения квалификации педагогических и управленческих кадров и т.п.
Накопленный опыт позволил ТОГИРРО многие годы участвовать в реализации грантов и проектов регионального и федерального уровней. К примеру, в 2008-м институт получил право на всероссийскую экспертизу по государственно-общественному управлению образованием. Было интересно посмотреть, как в других регионах страны работают управляющие советы. Кстати, российский конкурс среди них проводился по положению, который разрабатывался в ТОГИРРО.
Известно, что в 2007 году Тюменская область являлась регионом-консультантом для 21 региона России. Проект выполнялся по заказу Федерального агентства по образованию, главным его исполнителем был ТОГИРРО. На плечи сотрудников института легло организационно-методическое сопровождение, методическая поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования нашего региона. По четырем направлениям модернизации отрасли. Развитие системы качества образования. Совершенствование содержания и технологий в рамках профильного обучения. Внедрение новых государственных стандартов общего образования. Распространение опыта по переходу на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений и введение новой отраслевой системы оплаты труда работников образования.
Уникальность проекта, по мнению Ольги Ройтблат, в том, что он позволил выйти на новый уровень повышения квалификации работников образования. Перейти от репродуктивного обучения к интерактивному. Создать программный комплекс системы анализа опыта Тюменской области по направлениям модернизации образования.
В прошлом же году институт создал персонифицированный банк профессионального уровня педагогов и результатов их деятельности. В эту информационную систему были заложены не только данные о персоналиях учителей, их профессиональном росте, повышении квалификации, но и результаты обучения и переобучения. Параллельно с работой над “портфолио учителя” создавался банк данных на каждого ученика с 1-го по 11-й классы по всем образовательным учреждениям Тюменской области, включая все уровни образования. Этот поистине колоссальный труд будет закончен в сентябре.
Кроме того, сегодня ведется разработка механизма создания сетевой модели муниципальных территорий, то есть можно говорить о создании персонифицированной информационной системы образования как единого информационного ресурса Тюменской области.
“Мы, — сказала Ольга Ройтблат, — понимаем, что можно составить совершенно уникальную стратегию, наметить замечательные планы, но если управленцы не будут иметь надежную, оперативную аналитику, одинаковую для всех, которую возможно получить в считанные секунды, они не смогут принять правильное управленческое решение для достижения высокого эффекта”.
ТОГИРРО завершил проект “Академия учителей” в рамках международной программы Майкрософт “Партнерство в образовании”, поэтому институт имеет право обучать педагогов по образовательной программе, единой для всех стран мира.
Сегодня, проинформировала Ольга Ройтблат, ТОГИРРО вошел в новый проект по формированию региональной мобильной сети “Повышение квалификации управленческих кадров системы образования”. Он будет реализовываться в России в течение трех лет и предусматривает повышение квалификации 75 тысяч руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием по актуальным проблемам современного управления.
Учится, учиться и учиться... Этому известному принципу настойчиво следует ТОГИРРО. Ведь, как свидетельствуют результаты социологического исследования, приведенные в Концепции модернизации российского образования, ежегодно обновляется 5 процентов теоретических и 20 процентов профессиональных знаний, которыми должны владеть педагоги и руководители. По последним данным, процесс “старения знаний” педагогов убыстряется. “Период полураспада их компетентности” составляет около 4 лет, а учителей социальных дисциплин и информационных технологий вообще 2,5-3 года.
“Мы не можем не развиваться, не заглядывая вперед, — заключила ректор ТОГИРРО. — Иначе мы можем безнадежно отстать”.
Новая старая школа
По традиции областной августовский педсовет принимал гостей. Среди них были давний друг Тюмени — доктор медицинских наук, профессор Михаил Лазарев, возглавляющий лабораторию формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Михаил Юрьевич представил тюменским педагогам свою точку зрения на школьного учителя как учителя здоровья.
Своим видением новых задач региональных систем образования в воспитании учащихся в изменившейся социально-экономической ситуации в России поделился кандидат педагогических наук, руководитель научно-методического центра “Гражданин” Яков Соколов. Утверждают, что в регионах, где школьники обучаются по учебникам Якова Владимировича, являющегося автором курса “Граждановедение и воспитательные системы”, количество правонарушений среди несовершеннолетних снижается на 20-30 процентов.
Нам же довелось подпитаться идеями другой, не менее яркой личности — члена-корреспондента РАО, генерального директора знаменитого издательства “Просвещение”, вице-президента Российского книжного союза Александра Кондакова. Александр Михайлович говорил о государственных образовательных стандартах второго поколения, так как именно он руководит рабочей группой по их разработке.
Исписаны два блокнота. От корки до корки. Голова полна умных мыслей, высказанных не только столичными, но и нашими учеными. Они удивили не меньше, дав возможность испытать положительные эмоции. Духом глубины и внутренней свободы повеяло от сообщения проректора ТОГИРРО по научной работе и стратегическому развитию отрасли Натальи Миловановой, которая и рассказывала о новой школе, отвечающей современной модели образования.
Существующая модель школы, по мнению Натальи Геннадьевны, отражает интересы реального цивилизованного общества XVII-XIX столетий. Речь идет не только об определяющих приоритетах содержания образования, но и господствующего фронтального метода обучения, безнадежно нацеленного на запоминание огромных объемов нефункциональной информации. Сегодня государственная политика в области образования направлена на формирование модели образования XXI века. В основе ее содержательного элемента лежит компетентностный подход. Ребенок рассматривается не как средство образования, а как его цель, предполагающая развитие всех качеств человека.
Работа индивидуума, причем в массовых масштабах, впервые перестает быть трудом и становится творчеством. Однако качества, становящиеся все более персонально значимыми и востребованными в современной социальной жизнедеятельности (инициативность, креативность, творчество и т.д.), просто не предусмотрены школьной системой. Сегодня трудно устроиться на престижную работу без уверенного владения компьютером и иностранным языком. Жизнь требует способности трудиться в команде, понимать других. Тем не менее в школе по-прежнему преобладает так называемый “затылочный” метод обучения, когда дети сидят друг за другом и внимают учителю. В жизни человеку все важнее необходимо знать свои права, уметь их обосновывать и защищать, приобрести навыки правового сознания. При этом вся система внутришкольной правовой жизни по-прежнему строится на модели феодального указания вышестоящего сеньора. Нынче требуется уметь учитывать индивидуальности, особенности человека, а школа зачастую учит всех и всему. Одинаково и фронтально. Что же делать?
Чему учить?
Сегодня основной результат деятельности образовательного учреждения, сделала акцент Наталья Милованова, это не система знаний, умений и навыков, а заложенная государством в стандарты нового поколения компетентность. Компетентностный подход предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, в которых заранее нельзя выработать необходимых средств, их нужно искать в процессе разрешения ситуации. Основой формирования компетентности является сформированность общеучебных умений и навыков.
В чем сходство компетенций и общеучебных умений и навыков? В востребованности изучения всех учебных предметов. Следовательно, требуется согласованность действий всех учителей. При этом педагогическими задачами является решение развивающих задач, поскольку они требуют не столько наполнения новыми знаниями учащихся, сколько изменения стратегии их сознания в процессе учебной деятельности в целом.
В чем же различие? Основное их отличие в том, что общеучебные знания, умения и навыки охватывают учебную деятельность, а компетенции — все виды деятельности, включая профессиональную, то есть будущее детей. Следовательно, они являются универсальными, применяемыми в различных жизненных ситуациях.
Актуальность решения данных проблем очевидна. Не секрет, результаты международных исследований свидетельствуют: 15-летние выпускники основной российской школы уступают своим сверстникам из большинства развитых стран. Занимают с 32-го по 40-е места из 57 государств по всем направлениям, связанным с функциональной грамотностью, то есть способностью использовать во внеурочной деятельности тот запас знаний и умений, который был приобретен в школе.
В частности, на вопрос: “Что умеете делать, пользуясь школьными математическими знаниями?” — 91 процент учащихся ответил, что могут решить простое уравнение, а вот простое квадратное — уже 80 процентов. Понимать графики, публикуемые в газетах, способны 65 процентов учеников. Определить расход бензина в автомобилях смогут 57 процентов, вычислить реальное расстояние между населенными пунктами по географической карте, используя ее масштаб, — менее 52 процентов.
Чего педагог не должен?
Сама жизнь ставит образование перед неизбежностью обновления. Старая школа не способна дать обществу современного человека. Требуются новые подходы на всех ступенях образования. Мы имеем возможность остановиться только на школьном, да и то тезисно.
Здесь первая цель, по мнению Натальи Миловановой, научить ученика учиться. Вторая и третья — научить разрешать стандартные жизненные ситуации и ориентироваться в мире ценностей. Четвертая задача школы — подготовка ребенка к профессиональному выбору.
Пятая цель школьного образования — научить решению нестандартных задач, к числу которых относятся исследовательские, творческие, мировоззренческие.
“Что должен сегодня уметь современный педагог?” — спрашивает ученый и сама отвечает. Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность, ответственность. Ориентироваться на рынке труда, понимать, какие умения потребуются ученикам. Необходимо понимать действительные жизненные интересы детей, проявлять к ним уважение, ставить цели и совместно оценивать степень их достижения. При этом видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни. Самое главное — в совершенстве использовать метод социальной ситуации успеха. Школа для каждого ученика должна стать территорией успеха!
Что современный педагог не должен делать? По привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников, навязывать им свой опыт жизни и действовать исходя из принципов собственного воспитания. Остерегаться представления, что существуют раз и навсегда заданные способы “правильного” и “неправильного” решения житейских и профессиональных проблем. Стараться не использовать высказывания типа: “Надо!”, “Должен”, “Так принято”, которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.
Изменился и подход к пониманию образованности. Под ней сегодня понимается индивидуально-личностный результат образования, который выражается в изменении масштабов мира, воспринимающегося как часть собственного “я”. Конечно, все это не исключает элементарной и функциональной грамотности, общекультурной компетентности, умения ставить и решать задачи, используя проектно-исследовательские методы. В подобных условиях модель управления качеством образования можно представить как систему задач, обеспечивающих качественные изменения в образовании, позволяющие достичь новых результатов, которые соответствуют современным требованиям общества.
Образование, которое не сказывается на успешности граждан и эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене и не может считаться качественным.
“И что же тут нового?” — наверняка спросит кто-то из вас. Возможно, что так. Но то лицо школы, которое нарисовано в новой модели, по мнению Натальи Шевчик, удивительно гуманно. Какая в нем сильная и мощная педагогическая составляющая! Это позволяет не нивелировать ученика, а видеть в нем личность. Но способен ли выпускник школы к выбору собственного поведения в реальных обстоятельствах, готов ли ко всему многообразию общественной и личной жизни? Вопрос остается открытым... И в этом — один из главных посылов пусть не новой, но по-новому осознанной цели, которой всем нам стоит заразиться.
24 процента образовательных учреждений Тюменского региона активно внедряют инновационные образовательные программы. Каждый десятый педагог высшей квалификационной категории был удостоен премии в 100 тысяч рублей. Около 20 тысяч учащихся и студентов стали победителями конкурсных мероприятий всех уровней в рамках поддержки талантливой молодежи. Все школы юга Тюменской области подключены к сети Интернет. Приобретена компьютерная техника. Полностью удовлетворена потребность образовательных учреждений в автотранспорте. Около 85 сельских базовых школ получили современные комплекты учебно-наглядного оборудования. Три учреждения профессионального образования вошли в число победителей конкурса учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы. Система управления образованием Тюменской области наряду с Москвой и Санкт-Петербургом была признана лучшей в России и была определена регионом- консультантом по внедрению передового опыта по реформированию образования.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"