2 мая 2024     

Общество   

Семья — это веник, а мы — прутья

Начало учебного года... Удачное ли это время для разговора об экзаменах? Для вчерашних школьников ЕГЭ — всего лишь воспоминание, а для нынешних — перспектива туманная и отдаленная. Но преподавателю прекрасно известно, что для многих экзаменационное лето наступает внезапно. Бедные школяры лихорадочно учат правила, пытаются срочно овладеть искусством писания сочинений — и горько сожалеют об упущенном времени. Первый месяц осени вполне подходит для воспоминаний о первом месяце лета, которое для тысяч школьников началась с ЕГЭ по русскому языку. И, к сожалению, с ошибок. Как известно, на ошибках учатся. И на своих, и на чужих.
Семейная тема (очевидно, в связи с Годом семьи) находит в сочинениях отражение многокрасочное и зачастую оригинальное. Вот, например, образ семьи-веника, заставляющий вспомнить известную притчу на тему слабости отдельного человека и силы коллектива. Возникает, однако, вопрос: что же подметают этим орудием домашнего труда? И благополучна ли семья, похожая на веник?
Один из предложенных для сочинений текстов включал описание встречи матери с сыном, встречи скомканной и неловкой — отвык сынок от мамы... Что же пишут школьники по поводу ситуации, в которой «мать и сын — основные объекты, вокруг которых разворачивается проблема»? Авторы ищут причины коммуникативной неудачи: «Любовь к матери сковала сердце и обезмолвила речь сына»; «Герой бессилен, он не может выложить свои чувства»; «Не так просто, когда долго не видишь родных, встретиться с ними и быть вменяемым»; «От шока, что перед ним его любимая мать, он не мог расслабиться и вести себя достойно»; предостерегают: «При умолчании всё копится в душе, и может произойти моральный взрыв»; каются: «Герой просто застенчив, как и я. У моего брата был день рожденья, а я в силу своей скромности Семейная тема (очевидно, в связи с Годом семьи) находит в сочинениях отражение многокрасочное и зачастую оригинальное. Вот, например, образ семьи-веника, заставляющий вспомнить известную притчу на тему слабости отдельного человека и силы коллектива. Возникает, однако, вопрос: что же подметают этим орудием домашнего труда? И благополучна ли семья, похожая на веник?
Один из предложенных для сочинений текстов включал описание встречи матери с сыном, встречи скомканной и неловкой — отвык сынок от мамы... Что же пишут школьники по поводу ситуации, в которой «мать и сын — основные объекты, вокруг которых разворачивается проблема»? Авторы ищут причины коммуникативной неудачи: «Любовь к матери сковала сердце и обезмолвила речь сына»; «Герой бессилен, он не может выложить свои чувства»; «Не так просто, когда долго не видишь родных, встретиться с ними и быть вменяемым»; «От шока, что перед ним его любимая мать, он не мог расслабиться и вести себя достойно»; предостерегают: «При умолчании всё копится в душе, и может произойти моральный взрыв»; каются: «Герой просто застенчив, как и я. У моего брата был день рожденья, а я в силу своей скромности не смог его даже поздравить»; утверждают: «Человек должен любить своих родных и не волноваться при встрече с ними»; хвалят героя: «Он молодец, что осознал, что перед ним мама, а не какой-нибудь незнакомец, который попросил закурить или сколько время».
Отношения между родными — вообще материя тонкая и не поддающаяся однозначному толкованию: «Только ненормальный не хотел бы иметь родных и родителей»; «И друзья, и сослуживцы, и родственники — все рано или поздно отвернутся от нас»; «К родственникам я отношусь уважительно, потому что они живут в разных странах».
С интересом рассуждают авторы сочинений о проблеме возраста. Особого внимания, по понятным причинам, удостаивается молодость — с её радостями и тревогами, заботами и увлечениями: «Пока ты молодой и думаешь только головой, тебя не затрагивают семейные проблемы»; «Пока молодой, надо ценить родных»; «В юном возрасте не стоит огорчать свою семью и чаще навещать её»; «Когда мы будем взрослыми, нас отдадут в институт»; «Я шестнадцатилетняя девушка-подросток, которая хочет побольше гулять и поменьше учиться»; «Во многом виноват молодой, мало повидавший в жизни возраст»; «Они уезжают в город на учебу или на работу — в общем, искать приключений». В который раз подтверждается актуальность вечной проблемы отцов и детей: «У каждого свои проблемы: у родителей — работа, у детей — друзья»; «Границы между родителями и детьми надо преодолевать и нарушать, чтобы создать крепкую семью»; «Наши родители в ответе за тех, кого приручили, а у детей другое мнение».
Во многих работах отражается философское осмысление разных сторон бытия. Это, например, жизнь и смерть: «Жизнь — это сложная штука, в которой мы совершаем много дел»; «Увидев слезы матери, я расхотел её огорчать, ведь жизнь коротка»; «Однажды человека не станет, так зачем потом жалеть о сделанном?»; добро и зло: «Добрые слова приятны даже курам»; «Свои хорошие дела следует сеять где попало»; «Даже смотря на улицу, задумаешься, почему люди такие жестокие»; цель существования: «Стать известным на весь мир стало в наше время главным желанием каждого человека». Весьма занимают школьников и проблемы долга; слова «надо», «должен» и т.п. — частые гости на страницах сочинений: «Нужно думать, прежде чем что-то делать, тогда жизнь будет не мимолетной, а осознанной»; «Надо четко идти к цели, не подвергаясь эмоциям»; «Один в поле не воин: этой тактике должны следовать мы все. И не только на войне»; «Мы должны делать больше хорошего и полезного, чем вытворяем на самом деле».
Иногда непросто бывает постичь глубину той или иной авторской мысли: «Люди вырастают и уходят от родителей, это физиология человека. Но и сам человек виноват, нельзя всё сваливать на физиологию»; «Наша жизнь и семья достойны большого внимания со стороны матери и самого себя»; «Что бы мы ни сделали, всё к лучшему, но это не про наш текст»; «Надо беречь природу и радоваться каждому цветочку, и тогда никакая война, никакая беда не страшна». Есть у пишущих проблемы и с логикой, и с математикой: «Нельзя забывать родные стены, особенно мать»; «Заскочив в вагон, его не пустили»; «Несколько лет назад у меня умер дедушка, точнее два»; «Родители — это самый близкий человек».
Традиционны для выпускников открытия в области анатомии: «Я помню отпечатки его левых и правых ног, идущих к воде»; «Мальчик увидел, как последняя рука отца оборвалась с лестницы»; «Он ударился о землю углом головы»; «Перед глазами и слухом встают лица близких». Сердце наделяется способностью думать, а также иметь родителей: «Как только он спустился в метро, сердце его замерло, подумав, что это его мама». Духовная же составляющая человека обретает силу, которой он и сам не рад: «Человек слаб, но его душа может совершить насилие над телом»; «Внутренний мир Раскольникова заставляет его раскаяться».
Изрядную смелость обнаруживают учащиеся при высказывании мнений о писателях и их произведениях. Создателя текста хвалят и критикуют, ему пытаются помочь и предъявляют претензии: «Я выношу благодарность автору за то, что он поднял эту тему»; «Автор поразил меня первыми двумя абзацами»; «У Достоевского есть очень интересная героиня по имени старуха-процентщица»; «Я поддерживаю автора своим жизненным примером»; «Я маленько не соглашусь с писателем»; «Зачем, собственно говоря, писатель об этом пишет? И почему мы должны это читать?» Умиляет скромность юного сочинителя: «О проблеме выбора думаю не только я, но и великие писатели». Школьник пытается проникнуть в авторский мир: «Думаю, что посредством своего героя автор недоумевает»; «По воле автора герою стыдно, и его стыд переходит на всех читающих»; «Этот текст сам доносит до нас свою суть, а автор себя где-то в нем спрятал»; «Интересно, почему проблема поставлена так, что я не знаю, как о ней сказать?»
Вопрос «как сказать?» занимает умы многих. Из желания выразить мысль поярче, повыразительнее получается вот что: «Я не могу выразить свои чувства, а иногда так хочется сказать, что сердце бьется, как механические часы!»; «Он помялся как дурак»; «У рассказчика остался тяжелый крест на сердце». А в некоторых случаях фраза складывается так удачно, что в ней обнаруживается некий подтекст: «Он спускался в метро, постоянно поминая мать»; «Автор использует однородные ряды членов»; «За свою жадность она поплатилась жизнью. Разве можно так поступать?»; «Я личными глазами видел, как тетя пользуется дядей» (о женщине, для которой муж стелет постель в купе).
Словосочетания и предложения становятся интереснее при внесении в их устройство конструктивных изменений: «Ты осознаёшь свои ошибки по сравнению к этому человеку»; «Автор приводит пример на одном из героев»; «Он встречал проезжающую мать на юг с севера с пересадкой в Москве».
Создатели сочинений не упускают возможности употребить слово, не очень-то ожидаемое в том или ином предложении: «Надо научиться испытывать толерантность к родителям»; «Молодежь проявляет халатность к взрослым»; «Шеф рассказал ему проницательную историю»; «В современном мире трудно оставаться гуманным и чувственным человекам»; «Самое главное — любовь и доверенность к близким». Поскольку лексического богатства русского языка иногда оказывается недостаточно для выражения нужной мысли, школьники порой щеголяют словечками собственного изготовления: «единозначно»; «основоположность», «обескультуривание», «много дней и месяцей». И даже «молодение» (молодое поколение). Новый облик приобретают формы причастий: «прочитая рассказ», «пообещая показать город», «часто случаемый повод», «допустивная когда-то ошибка».
Обнаруживается в работах и творческое осмысление русской орфографии: «прощще», «промблема», «во круг нас», «подойдти», «карасота» (красота). А чтобы одинокой ошибке не было скучно, ей подбирают компанию: «не у жели; «разскасчик»; «Автор в рече включаеть синтаксическое средство»; «Я согласно авторский смысл»; «Это не глабальная проблема, а скарея духовная».
Смех сквозь слезы — или слезы сквозь смех? Смешанные чувства возникают у экзаменаторов при чтении сочинений. Остается надеяться, что на следующем ЕГЭ по русскому у нас будет меньше поводов для смеха. Равно как и для слез.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"