25 апреля 2024     

Общество   

Какой выпускник нам нужен?

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»... Но так, утверждают, было в пушкинские времена. Сегодня государство делает конкретный заказ, чему и как следует учить своих будущих граждан. Впрочем, и нам, родителям, небезразлично, какими из стен школы выйдут наши чада. Будут ли они образованными, готовыми к жизни, неравнодушными, «обдумывающими житье», настырно ищущими ответы на мучающие вопросы. К примеру, почему страна, в горячую пору Великой Отечественной спаявшаяся в монолит, через каких-нибудь полвека приказала долго жить?
Другие ГОСы
1 сентября в 14 регионах России стартовал эксперимент по введению нового образовательного стандарта начальной школы. С 2009 года начнется апробация ГОСов в основной школе, а еще через год — на старшей ступени общего образования.
И хотя Тюменская область в число пилотных регионов официально не вошла, тем не менее в этом направлении она предпринимает самостоятельные шаги. Разрабатывает новые варианты системного оценивания достижений младшего школьника. Например, как сообщила нам заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ТОГИРРО Ольга Федоскина, уже подготовлен сборник контрольных работ для учеников второго-четвертого классов по выявлению у них сформированности универсальных способов действий и предметных умений в рамках гуманитарного цикла (русский язык и литературное чтение). Идет работа над содержанием «школы полного дня».
После эксперимента, предположительно с начала 2010-2011 учебного года, государственный образовательный стандарт второго поколения, который в течение последних трех лет разрабатывается в Российской академии образования, должен быть запущен в штатный режим российских школ. Широкомасштабно. Пока же в нашей стране действуют два стандарта: обязательный минимум содержания общего образования 1998 года и государственный стандарт общего образования 2004 года, иначе говоря, первого поколения.
Выходит, совсем скоро современным школярам и их педагогам предстоит примерить на себя новые ГОСы. Но что же это такое? Ответ на вопрос, подозреваем, знают не все. Хотя о спорах, которые велись вокруг заданной темы, думаем, наслышаны многие. В частности, критикуя образовательный стандарт первого поколения, ректор института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский отмечал, что это минимум содержания программ, максимальный объем учебной нагрузки (количество часов, которое ребенок проводит в школе) и непонятные требования к уровню подготовки выпускников.
Ученого, по его собственному признанию, не устраивало, что в том перечне не было главного. А именно — условий получения образования. Вводя ГОС, по мнению Адамского, государство больше заботилось о том, какого стандартного уровня должен быть выпускник, а не о том, как обеспечить своим гражданам образование на определенном стандартном уровне.
Существенный изъян учтен при разработке отвечающего нашему времени государственного образовательного стандарта общего образования. Судите сами. Так, в седьмой статье Федерального закона «Об образовании» ГОС трактуется как совокупность трех систем требований. Во-первых, к результату образования (причем эти требования являются согласованными и обобщенными, формулируемыми от имени семьи, общества и государства). Во-вторых, к структуре образовательных программ (как школа выстраивает свою образовательную деятельность). И, в-третьих, к тем самым условиям реализации стандарта (имеются в виду кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и т.п.). Именно этот, третий, пункт и является новшеством, отличающим ГОСы второго и первого поколений. Как отмечают эксперты, впервые условия реализации госстандарта стали нормой закона, что можно расценивать как одно из важных достижений Министерства образования и науки РФ.
Стала ли семья партнером?
Данную информацию тюменское учительское сообщество получило из первых рук — от члена-корреспондента РАО, генерального директора издательства «Просвещение», вице-президента Российского книжного союза Александра Кондакова, который возглавляет рабочую группу по разработке нового госстандарта образования. Александр Михайлович был не просто гостем Тюмени, но и активным участником нынешней областной августовской педагогической конференции.
— Приступая к выполнению госзаказа, — сказал Александр Кондаков, — прежде мы задумались над тем, что является предметом наших разработок. Образовательная среда? Сфера образования? Образовательное пространство РФ как совокупность институтов социализации? В соответствии с третьим вариантом ответа образование следует рассматривать как систему, определяющую будущность государства.
Следовательно, образованию придана роль не только важнейшего социального института, но и важнейшей социальной деятельности. В соответствии с этим была сформулирована инновационная задача — формирование гражданской идентичности, консолидации общества. Что не случайно. Ведь ключевая проблема сегодняшней России в том, что мы являемся обществом без доверия. Ощутимы и другие «болячки», требующие «уравновешивания». В частности, социального выравнивания, повышения конкурентоспособности — как личности, так и общества, и государства в целом.
Насколько образование может стать конкурентоспособным, зависит от основных институтов социализации институтов: семьи, СМИ, различных конфессий, культурных сообществ и др. Если образование находится в отрыве от них, то в обществе, между его субъектами, наблюдается полное отсутствие партнерских отношений либо даже возникает некая конфликтная зона. Если говорить конкретно о семье, то стала ли она партнером современной школы или педагоги боятся ее? Такой непростой, по сути, риторический вопрос ученый адресовал залу.
Наряду с этим у образования, продолжил Александр Кондаков, остается его прежняя функция — быть «социальным лифтом», позволяющим детям из глубинки, из «низших» социальных слоев достигать личностных и карьерных высот.
Главный ресурс
Причины неудач прежних реформ в системе образования состоят, с точки зрения московского гостя, в недооценке социальной стратификации, роста разнообразия общества, демографической ситуации, но главное — в неосознании роли образования как системообразующего ресурса социально-экономического развития страны.
Главой государства заявлено, что Россия строит открытое гражданское общество, а это предполагает решение триединой задачи: социальная справедливость, равенство возможностей; благосостояние граждан; открытость. Ставка сегодня делается на средний класс. Но... Если мы хотим его получить, необходимо знать, каким критериям должна отвечать данная социальная категория.
Среди качеств, которыми обладает представитель среднего класса, можно назвать финансовые возможности, профессиональное образование — не ниже среднего, готовность вкладывать средства в здоровье и образование — свое собственное и членов своей семьи, наличие активной гражданской позиции и пр. Одновременно возникает второй, не менее значимый вопрос. Если мы хотим воспитывать представителя среднего класса, каким должен быть для этого главный ресурс, то есть учитель...
Россия для русских?
Миссия образования, убежден Александр Кондаков, состоит в том, чтобы формировать в людях российскую идентичность, что является условием укрепления нашей государственности. Учитывая все эти составляющие, можно прийти к выводу: основная задача нашей школы — растить гражданина в условиях укрепления государства Российского. Словом, впервые за последние несколько десятилетий цели развития системы школьного образования сформулированы весьма четко.
К сожалению, сегодня, констатирует ученый, отчетливо выражен кризис российской идентичности. О том свидетельствуют данные исследований. Например, только 34 процента населения РФ говорят о себе: «Мы россияне». Более 50 процентов опрошенных идентифицируют себя с лицами той же национальности, к которой они сами принадлежат. С людьми тех же жизненных интересов отождествляют себя 65 процентов респондентов. На вопрос, что такое Российская Федерация, лишь 48 опрошенных ответили, что это многонациональное государство, в котором все этносы равны. 47 процентов придерживаются опасного мнения: «Россия — для русских».
Вот она, та самая кризисная точка, где школа недорабатывает. Правда, не по своей вине. Такие задачи, заметил Александр Кондаков, перед образованием просто не ставились...
Разрабатываемый образовательный стандарт второго поколения — не тайна за семью печатями. Концепция его широко обсуждается и учеными мужами, и педагогами-практиками. При этом звучат справедливые мнения, что ГОС должен содержать в себе не только формирование идеологии патриотизма, толерантного отношения к другим культурам в условиях массового притока эмигрантов, осознание этнокультурного многообразия российского общества, но и воспитание, к примеру, семейной ценности. Хотя кто сегодня точно ответит, в чем она состоит? Среди требований к результатам образования стоит и ориентация человека в системе морально-нравственных норм. Но и на этот вопрос у нас нет однозначного ответа. К счастью, неоспорима такая составляющая современного образования, как трудовая этика. Точнее, ее возвращение. В головы детей, по мнению Александра Кондакова, должно транслироваться, что не работать, как и трудится плохо, неприлично, а если работаешь хорошо, то имеешь достаток.
Фундаментальное ядро
Словом, отцы нового ГОСа совместно с академиками ломают голову над «фундаментальным ядром содержания образования», в котором прописаны идеи, факты, концепции, определяющие успешность человека в современном обществе. Их отбор, как мы понимаем, болезненный и сложный процесс. Мировая практика показывает, что на разработку образовательного стандарта в среднем уходит пять лет.
Хотя... Принципиальная позиция определена. В центре должны быть не набор дидактических единиц, обязательных для изучения, не результаты ЕГЭ, а ребенок, формирование его личности!
Впрочем, сегодня, чтобы знать ответ, какое образование нам нужно, следует признать необходимость заключения договоров, в которых будет зафиксирована совокупность требований всех участников образовательного процесса: семьи, школы, муниципалитета, государства в целом — к школьному образованию и их взаимная, консолидированная ответственность за результат. Кстати, новый стандарт, подытожил Александр Кондаков, и является тем самым договором — честным и абсолютно ясным.
Не стоит забывать уроки, которые мы уже проходили. Предыдущие варианты стандарта разрабатывались самим образовательным сообществом и фактически свелись к предметным программам, а это в итоге привело к их «разбуханию» и перегрузке школьников, которые перестали читать. В том числе Пушкина.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"