25 апреля 2024     

Общество   

Глухой телефон, или Игра не по правилам

Правовая культура и юридическая грамотность наших граждан, к сожалению, оставляет желать лучшего. Тут и там сталкиваясь с нарушением прав, толково отстоять их зачастую мы не можем. Озабоченная таким ненормальным положением, Тюменская областная Дума создала Совет, который призван коренным образом изменить сложившуюся ситуацию...
Еще с советских времен памятен красивый лозунг о том, что покупатель (клиент) всегда прав, да и в наше время он порой еще встречается, вот только в его искренность не верилось ни тогда, не верится и сейчас. Да мы и сами палец о палец не ударим для усвоения элементарных потребительских или иных прав, с нарушениями которых приходится сталкиваться в повседневной жизни. Кто-то правильно заметил: знай свои права — обязанности тебе всегда напомнят. Возьмем хотя бы ставший злободневным вопрос оплаты услуг телефонной связи и как следствие неоплаты — отключение телефона.
Судя по большим очередям в местах приема платежей после 20-го числа каждого месяца, должников в Тюмени немерено. Впрочем, то же самое можно сказать и о других крупных городах. На сайте «Уралсвязьинформа» приводятся данные о потенциальных неплательщиках в Екатеринбурге за июль этого года. На 22 августа, за три дня до того как операторы начнут отключать телефоны должникам — абонентам стационарной телефонной связи, таковых оказалось около ста тысяч. У нас начали эту неприятную процедуру уже 21 августа, и автор этих строк испытал всю прелесть замолкшего аппарата на себе. В этот день в почтовом ящике я обнаружил счет на оплату услуг телефонной связи, где выделялась строка: «Выставлен 01.08.2008. Оплатить до 20.08.2008». Как назло, именно на тот момент машины времени под рукой не оказалось, и возвратиться назад, хотя бы и на один день, не получилось — пришлось оплатить 21-го, когда телефон уже напрочь отказывался с кем-либо соединять. У меня закралось сомнение в правомерности подобных отключений, поэтому я тут же с головой окунулся в нормативно-правовые документы, регулирующие взаимоотношения абонента и оператора связи. Они регулируются законом «О связи», «Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи», утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 года №310, а также законом «О защите прав потребителей». Догадки подтвердились: отключения, правильней — приостановления оказания услуг телефонной связи, совершаются операторами «Уралсвязьинформа» с нарушением действующего законодательства. Смею утверждать — поголовно!
Каким образом должны строиться отношения абонента и оператора связи по оплате услуг? Для примера возьмём расчётный период — июль 2008 года. В соответствии с правилами оператор связи должен предъявить абоненту счет на оплату услуг: «п.113. Счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента».
В соответствии с п.116 Правил «Оператор связи обязан обеспечить доставку абоненту счёта на оплату услуг телефонной связи в течение 10 дней с даты выставления этого счёта». Многие тюменцы возмущаются: услуги оплачены, а им продолжают приходить счета. И хотя год назад правительство внесло изменения в правила, увеличив срок (было 5 дней), я не припомню ни одного случая своевременной доставки. Сил, видимо, не хватает, берегут на 20-е числа, когда у операторов наступают горячие денечки, связанные с отключением телефонов абонентам, наивно ожидающим счетов. Уместен вопрос: разве оператор связи не наделен полномочиями по отключению телефонов должникам? Наделен. В тех же правилах есть специальный раздел: «IV. Порядок и условия приостановления, изменения и расторжения договора. П.118. В случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг телефонной связи и установленных Федеральным законом «О связи», настоящими правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме и с использованием средств связи оператором связи (автоинформатора).
В случае неустранения такого нарушения в течение 6 месяцев с даты получения абонентом от оператора связи уведомления (в письменной форме) о намерении приостановить оказание услуг телефонной связи, оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор».
Отступим немного от казённого языка нормативного документа. Как должен был действовать в отношении меня оператор связи? До 10 августа обеспечить доставку счета на оплату услуг за июль. Если я, абонент, до 21 августа не оплатил — оператор уведомляет меня под роспись о намерении приостановить услугу. Опустив уведомление в почтовый ящик, оператор может и не достичь своей цели — вдруг абонент заявит, что не получал никаких бумаг, как доказать обратное? Согласен, процедура довольно сложная, но это не прихоти абонентов, а законодательные акты, которые обязаны блюсти обе стороны. Накладно? Да, но, не будем лукавить, и бумага, и доставка — все, до самой последней скрепки, заложено в тариф по оплате услуг. Что же до вручения уведомлений о приостановке оказания услуг, могу подсказать идею, заимствованную из жизни нашего дома. Моложавая бойкая пенсионерка Лидия Захаровна который год бескорыстно разносит по почтовым ящикам квитанции ТРИЦа (а кто-то за нее получает отпущенные на доставку деньги!), с тем же успехом, но уже с оплатой своего труда, она могла бы вручать под роспись уведомления, тем более что поименно знает каждого жителя, знает когда его можно застать дома. При желании и на других домах найти таких доставщиков не проблема.
К тому же «Уралсвязьинформ» может убить еще одного зайца. Имею в виду пени. Процитирую 146 пункт правил: «В случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты услуг телефонной связи абонент уплачивает оператору связи неустойку в размере 1 процента стоимости неоплаченных, оплаченных не в полном объеме или несвоевременно оплаченных услуг телефонной связи, если меньший размер не указан в договоре, за каждый день просрочки вплоть до дня погашения задолженности, но не более суммы, подлежащей оплате». Почему же должникам не начисляют неустойку? От доброты душевной? Как бы не так. Понимают, что, не вручив должным образом уведомление о приостановке оказания услуг, они не имеют ни законного, ни морального права требовать уплаты неустойки...
Во всей этой некрасивой истории с отключениями, странной выглядит позиция невмешательства ока государева — прокуратуры, призванной следить за соблюдением законности. Похвально, что ее сотрудники оплачивают услуги, не дожидаясь доставки счетов — это их право, но не должно нарушаться и право того абонента, который желает оплатить услуги только после получения расчётного документа. Допускаю, что обращения граждан в органы прокуратуры о нарушении их прав при отключении телефонов не поступало (скорее всего, от той же юридической неграмотности), но разве ее работники проживают обособленно и не замечают массовых нарушений?
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"