Чем дальше отодвигаются грозные годы Великой Отечественной войны, тем более волнующими становятся воспоминания о них, да и само общение с людьми, приблизившими Победу.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7357EUR90.2004
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | +2...+4 °C | |
Ханты-Мансийск | +2...+4 °C | |
Салехард | +2...+4 °C |
Общество
"Небесный" экипаж лейтенанта Базовкина
Чем дальше отодвигаются грозные годы Великой Отечественной войны, тем более волнующими становятся воспоминания о них, да и само общение с людьми, приблизившими Победу.Вот и на этот раз я решила встретиться с ветераном, легендарным летчиком (на счету которого более 400 боевых вылетов. — В.К.), оставившим заметный след в истории нашего края уже в послевоенные годы, отдавшим сорок лет службе гражданской авиации.
Забегая вперед, скажу, что до сих пор, хотя прошло несколько дней после состоявшейся встречи, испытываю необычное чувство соприкосновения с чем-то большим и светлым. И “виной” тому наш герой — Михаил Сергеевич БАЗОВКИН. Судьба и раньше сталкивала меня с ним: то как с руководителем одной из тюменских организаций Аэрофлота, то на встречах с молодежью, проходивших под девизом: “Боевые крылья Родины”.
Надо сказать, что о М.Базовкине написано много в книгах, журналах, газетах. И всякий раз при чтении оживают сухие биографические строки, появляются новые интересные факты, имеющие свой яркий окрас.
Сегодня мы тоже заглянем в некоторые тайники его жизни, дотоле мало известные широкому читателю.
Итак, возвращаемся к нашей встрече, во время которой мне пришлось увидеть и услышать много такого, что не могло не поразить.
Дверь открыл красивый, стройный, приветливо улыбающийся мужчина. Пожалуй, его возраст выдавала лишь кипенно-белая шевелюра. И, конечно же, я сразу оказалась сраженной его обаянием.
(фото3)Но на этом мое удивление и восхищение не кончилось. Если бы вы смогли увидеть его квартиру! Необычайный уют, идеальная чистота и порядок, обилие комнатных растений, среди которых цветущие красавицы розы. И все это дело рук самого Михаила Сергеевича. Не всякая женщина может так следить за своим хозяйством. А на вопрос, кто же готовит ему обед, ответил: “Сам”. Единственное исключение составляет приобретение продуктов, что и делает его любимый и любящий зять Сергей.
Многие прекрасные человеческие качества, такие как патриотизм, твердые убеждения, верность, трудолюбие, честность, стремление делать людям добро, я уверена, передались через гены. И чтобы удостовериться в этом предположении, обратимся к некоторым фактам его биографии.
Уроженец Тульской области Белёвского уезда. Это обстоятельство приятно удивило меня, ведь именно здесь прошла часть жизни моей мамы и в раннем детстве в этих краях приходилось бывать и мне. Запомнился древнейший русский город Белев — ровесник Москвы, утопающий в зелени фруктовых садов, среди которых горели золоченые маковки церквей. Необычен и сам воздух, напоенный ароматом антоновки, грушовки...
Но вот что интересно, и Михаил Сергеевич начал свой рассказ именно с этого, — патриархально-чистого воздуха и аромата яблок. Удивительное совпадение! Не скрою, что это как-то сразу сроднило нас.
Крестьянская семья Базовкиных была большой. Росло четверо сыновей, из которых Миша — самый младший и, по рассказам его мамы, очень любимый отцом. Но так случилось, что в жерле Гражданской войны, защищая молодую советскую республику, он погиб. И было это под Орлом, где через четверть века будет воевать его Михаил, за что его удостоят первого ордена Красной Звезды...
Мать, несмотря на многочисленные предложения, осталась верна своему мужу и продолжала жить с его родителями. Семье пришлось испытать все тяготы того непростого времени. Главой теперь был дед. Жили очень дружно. Небольшой дом вмещал целых четыре поколения. Спали кто на нарах, кто на полу, а кто на печи.
Михаил Сергеевич с любовью говорит о них. Он хорошо помнит свою прабабушку, которая прожила аж 120(!) лет и отличалась недюжинной силой: могла побороть сразу двоих мужиков, отчего они всегда ее и боялись. Однажды произошел такой случай: арба с грузом вдруг перевернулась. Боясь, что за это барин ее накажет, она одним махом поставила повозку на место. Любил Миша и своего деда. Каждое воскресенье ездил с ним на базар в г.Белёв, что расположен в 30 верстах от их села. Как правило, ночь — в дороге, а наутро уже в городе. Дорога шла через лес, где водилось много волков, которые, глядя на проезжавших, непрерывно выли. Да на ту беду в траве водилось множество светлячков, и казалось, что это тоже горят волчьи глаза. Конечно, было страшно, но хотя Миша был мал — вида не подавал, ибо уже тогда осознавал, что принадлежит к мужскому роду-племени. Когда подрос, пас коней, ходил в ночное. Нынешнее поколение городских жителей может представить, как это было, пожалуй, воспроизведя картину тургеневского “Бежина луга”. А как любил мальчишка этих лошадей! Впрочем, и они ведь отвечали ему взаимностью. Бывало, подойдет к коню, тронет за уздечку, тот и наклонит низко голову. Миша тем временем по гриве заберется на него, а потом конь вновь плавно поднимет свою голову. Еще удивительный факт: ни в детстве, ни уже в наши дни, даже когда приходилось ловить рой пчел, они его никогда не кусали, так что ухаживал он за ними без всяких на то защитных приспособлений.
Когда Михаил Сергеевич рассказывает о природе, животных, глаза его так и светятся.
Его любили все: и близкие, и малознакомые. Всем старался помочь. Гонит старушка корову, а он тут как тут: “Бабушка, давай помогу!” Она увидит его и непременно радостно воскликнет: “Ах, это ты, Мишечка?!” Первая учительница, имя которой он помнит по сей день, — Александра Сергеевна Родионова, — видя, как трудно живется Базовкиным и каким добрым нравом обладает мальчик, предлагала даже его усыновить.
А тем временем судьба преподносила ему много “сюрпризов”: в 15 лет пришлось заведовать молочно-товарной фермой. “И все меня слушались и относились с уважением”, — вспоминает он. Много позднее, когда он будет скитаться по Ленинграду в поисках работы и жилья, заведующая общежитием ФЗУ при заводе “Красный треугольник” ласково возьмет его за чубчик, сказав: “Ну, этого-то мы возьмем, не отпустим!” — и даст место в хорошей комнате, несмотря на серьезные жилищные проблемы, а сам директор завода подарит ему пальто. До сих пор он сокрушается, с горечью вспоминает, что такой человек невинно попал под колесо репрессий.
(фото2)Михаил Сергеевич говорит, что ему во все времена везло на хороших людей. И не потому ли это происходит, что он сам был и остается таким?
...На вопрос, когда же он заболел авиацией, рассказал, что одним из ярких воспоминаний детства был пролетающий над селом самолет. И он бежал, бежал через поля, надеясь, что тот непременно сядет где-то поблизости. Уж очень хотелось ему увидеть и машину, и пилота, ведь прабабушка говорила, что “на эроплане летают необыкновенные, очень и очень смелые люди”. Не тогда ли и возникла его любовь к авиации и к этому бездонному синему небу?
Наверно, поэтому, учась в ФЗУ, посещал авиакурсы, а затем и аэроклуб ОСОАВИАХИМа. Тогда эта патриотическая оборонная организация многим дала “крылья”. Вообще, довоенная молодежь без всякого принуждения, по долгу своей совести посещала различные спортивные кружки, готовя себя к службе в армии.
У Михаила Сергеевича до сих пор чудом сохранились удостоверения той далекой поры, да и более поздние, которыми он очень дорожит. Вот, например, удостоверение ворошиловского стрелка, а в честь 50-летия ДОСААФ (ОСОАВИАХИМ) — удостоверение, подписанное его председателем — первым трижды Героем Советского Союза А.И.Покрышкиным.
Эти священные реликвии ветеран бережет как зеницу ока. Они как напоминание о юности и о том, что послужило основой всей его жизни.
Мечта о небе привела Михаила в Балашовское (что в Саратовской области) летное училище. Это был первый набор, когда его выпускникам присваивали воинские звания младших лейтенантов. Отбор был очень жестким. А, по его словам, сам он был тогда каким-то “маленьким да щупленьким”, в то время как другие абитуриенты — весьма солидные (“некоторые даже в галифе!”). Экзаменационная и мандатная комиссии были безжалостны — этого требовали правила приема.
Михаил, на удивление и врачей (которые тщательно проверяли его вестибулярный аппарат), и преподавателей, да и самих поступающих (в том числе и тех “солидных и в галифе”, не прошедших по конкурсу!), успешно пройдя все испытания, получил по всем статьям долгожданную запись: “Годен без ограничения”.
И вот закончена учеба, и он получил назначение в Актюбинск, где наряду с летной работой имел очень серьезные партийные поручения. Опыт общественной работы у него уже был. Ведь еще в училище его, ровесника комсомола, избирали комсоргом.
Потом, в самом начале 1941 года, — Барабинск, а он пилот-инструктор 75-й авиаэскадрильи. Это новое место службы знаменательно еще и тем, что случился поворот в его личной жизни. Он встретил Нину — ту самую, единственную, с которой прошагал около шести десятков лет. А произошло это все так.
Однажды Михаил с товарищами пришел в городской сад на танцы. Духовой оркестр исполнял полюбившиеся мелодии “Рио-Рита”, “Брызги шампанского”, старинные вальсы. В приглушенном вечернем свете деревья и кустарники казались сказочными. Все было так романтично! И тут он увидел двух девушек, на одну из которых, ученицу 9-го класса, сразу обратил внимание. Она очень понравилась ему. Молодому человеку захотелось познакомиться поближе. Но до этого он пошутил, сказав, что работает в сельском хозяйстве (в тот день парни были в гражданской одежде). Ее подружка, бросив: “А ну его к черту, этого колхозника!” — увела Нину с танцплощадки.
В другой раз Михаил явился в летной форме, чем немало удивил этих же девчонок. Знакомство продолжилось и со временем перешло в крепкую настоящую любовь. Решили пожениться, когда Нина закончит школу.
Но дальше была война. Ужасная, кровопролитная, унесшая жизни двух старших братьев Михаила — пограничников Ивана и Григория...
Ну а как сложились в дальнейшем отношения с Ниной? Переписка велась на протяжении всех военных лет. И эти годы их согревало светлое, большое чувство.
Девушка продолжала жить в Барабинске, а Михаила судьба бросала с одного фронта на другой. Первым был Волховский фронт, затем — Орловско-Курская дуга, Белоруссия, Польша, Пруссия...
Многие прославленные летчики начинали свою боевую биографию с легких ночных бомбардировщиков авиаконструктора Н.Н.Поликарпова — ПО-2. Сейчас, в век сложнейшей техники, трудно себе представить, как на этом неказистом самолете можно было благодаря мастерству пилотов совершать настоящие подвиги! Посудите сами: металлическим был лишь мотор да каркас, к которому крепилась фанера, покрытая особой тканью — перкалью. Но нес он триста килограммов бомб и был очень маневренным и незаменимым во фронтовых условиях.
На нем-то и летал наш Базовкин: выполнял сложные задания по разведке, фотографируя вражеские объекты, бомбил мосты, железнодорожные пути с эшелонами противника, доставлял партизанам вооружение, медикаменты, продовольствие. И, конечно, нередко попадал в экстремальные ситуации — шквальный обстрел вражеской артиллерии (иногда даже своих зениток), находясь буквально на волосок от смерти. Но всегда, виртуозно владея машиной, выходил из самых сложных положений. На что его товарищи не раз говорили: “Ну, Михаил, ты, наверно, родился в рубашке!”
Часто приходилось вылетать на цель первым, отвлекая таким образом противника, принимая на себя все удары, обеспечивая тем самым нашим летчикам возможность бомбить фашистские объекты.
А сколько раз бывало такое: после ночного полета только расположатся на кратковременный отдых, как поступает команда: “Экипаж Базовкина, на вылет!” И он вновь взмывает в воздух...
Однажды командир отряда дал срочное задание перебросить партизана на их базу. Но случилось непредвиденное: парень вылез на крыло и раньше времени дернул кольцо. Купол парашюта зацепился за хвостовую часть, лямки — за рычаги управления. Самолет упал. Партизан погиб, а Михаил долго полз по снегу, затем потерял сознание. Спасли партизаны.
Много разных событий произошло в эти суровые зимние дни. Дважды отбивали карателей. Фашисты преследовали отряд по пятам. Попали в окружение — это было новое испытание: кончились боеприпасы и продовольствие. Десять дней голода. Пытались из коры деревьев и унтов Михаила сварить похлебку. От бессилия люди падали. С огромным трудом через озеро Ильмень, окутанное густым туманом, по компасу выбрались к своим.
У Михаила Сергеевича хранится уникальный документ, подтверждающий его нахождение у партизан. Его он потом предъявил командованию части, объяснив этим свое длительное отсутствие.
Трижды Базовкина списывали, но он добивался своего, заявляя: “Не делайте из меня дезертира!” Более того, ему удалось даже попасть в прославленную дивизию ночных бомбардировщиков, сформированную Героем Советского Союза, генерал-майором авиации В.С.Молоковым — одним из тех немногих, кто был удостоен этого высокого звания после спасения челюскинцев, которое тогда, собственно, и было учреждено.
А однажды... Дело происходило в Пруссии. Поднялись на задание, видят: весь город в огнях, и идет беспрерывная стрельба. Что такое? Никто не знает. Вскоре прозвучала команда: “Прекратить полеты!” Оказалось — долгожданная Победа!
Грудь известного летчика, ветерана Великой Отечественной украшает несколько орденов, многочисленные медали и памятные знаки. Но есть у него и особо почитаемая военными награда, полученная за действия в Пруссии, — орден Боевого Красного Знамени.
Михаил Сергеевич вспоминает, что в Ленинграде офицеры высоких званий неоднократно первыми отдавали ему честь (или, как сейчас принято говорить, отдавали воинские почести). И “виной” всему — этот орден.
Демобилизовался капитан Базовкин в 1946 году (звание майора он получил позднее), но летной работы не оставил.
Незаурядного не только пилота, но и организатора командование ГВФ заметило и направило на учебу в партийную школу. После ее окончания в 1951 году он был направлен замполитом в 21-й авиаотряд, находившийся в Тюмени. С этого времени он влился в многотысячный коллектив ордена Трудового Красного Знамени Тюменского управления гражданской авиации, сыгравшем неоценимую роль в освоении богатейших недр нашего Севера. И летал, летал, летал, выполняя санзадания, перевозил геологов, лесников. Видел первые фонтаны нефти и газа на безбрежных просторах нашего края — словом, вряд ли можно найти место на карте Тюменской области, где бы он не был.
За это время переучивался на курсах на другие типы машин, но по состоянию здоровья до больших и скоростных самолетов его все-таки не допускали — припоминали фронтовые ранения.
Только в 1965 году оставил непосредственно летную работу, получив назначение возглавить Центральное агентство воздушных сообщений. И это особая страница в биографии ветерана. А начинать на новом поприще пришлось с нуля! К тому же был открыт новый аэропорт Рощино и поток пассажиров нарастал с каждым днем и часом. Нужно было искать выход. И его нашли: внедрили автоматизированную систему “Сирена”, благодаря которой появилась возможность оперативно связываться со всеми аэропортами, бронировать билеты и так далее.
Это был очень важный участок работы в жизни нашей области того периода, которому Михаил Сергеевич — отличник Аэрофлота — отдал 15 лет!
В его подчинении находилось 120 женщин, и, согласитесь, наверное, не так-то просто руководить таким коллективом. Но наш герой с этим справился успешно и остался в их памяти умным, требовательным, добрым, а также непьющим и даже некурящим начальником.
Выйдя на заслуженный отдых, продолжал еще трудиться в отделе грузовых перевозок управления гражданской авиации. Наивысшая оценка всей его трудовой деятельности послевоенных лет — орден “Знак Почета”.
Опыт и знания М.С.Базовкина всегда востребованы. На всех воздушных линиях летали пилоты, прошедшие его, “базовкинскую”, школу и добрым словом вспоминавшие своего учителя-наставника. Теперь эту традицию продолжают благодарные ученики его учеников...
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.