25 мая 2025     

Общество   

Не надо "прислушиваться" к ученым. Надо их слышать!

Справка “ТИ”:
Мезозой — группа отложений горных пород и соответствующая ей эра геологической истории Земли. Ее продолжительность — 160-170 млн. лет. Кайнозой — верхняя, самая молодая группа отложений горных пород и соответствующая ей новейшая эра геологической истории Земли, охватывающая и современную эпоху. Продолжительность — 60-70 млн. лет.
В очередной раз представители научной элиты съехались в Тюмень, чтобы обсудить проблемы нефтегазоносного Западно-Сибирского бассейна. Где и, самое главное, с какой эффективностью искать углеводороды, являющиеся основой экономики не только региона, но и всей России? Куда идти: на запад или на восток? И, наконец, какова роль государства и науки в развитии геологии? Эти и другие вопросы стояли во главе угла Всероссийской научной конференции, прошедшей на этой неделе на базе СибНАЦа.
Основными ее организаторами выступили: Сибирский научно-аналитический центр (г.Тюмень), институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.Трофимука (г.Новосибирск) при участии отраслевых НИИ и правительства Тюменской области.
(фото2)Вот несколько фрагментов, благодаря которым мы попытаемся передать атмосферу, царившую на протяжении трех дней работы форума. Его открытие ознаменовалось приветственным словом губернатора Владимира Якушева, который, совершив краткий экскурс в события полувековой давности, в частности, отметил, что на территории Тюменской области создан мощный энергетический комплекс, работающий на благо страны. Что же касается науки, то она действительно переживала трудные времена.
Однако сейчас можно говорить о ее развитии. И правительство области заинтересовано в новых научных разработках, во внедрении их в производство, следовательно, будет всячески этому содействовать.
Дальнейшая работа конференции проходила согласно установленному регламенту: пленарные, секционные заседания, доклады. В перерывах берем несколько интервью:
— Александр Григорьевич, — обращаемся к доктору геолого-минералогических наук, ведущему научному сотруднику института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения РАН (г.Новосибирск) Александру Клецу, — какие вопросы, рассматриваемые на конференции, на ваш взгляд, наиболее актуальны?
— Тема определена достаточно четко: нефтегазоносность Западно-Сибирского мезо-кайнозойского бассейна.
— А в переводе на русский?..
— Это то основание, на котором находятся нефтегазосодержащие породы.
— Доселе не разведанные?
— Да, более глубокие и, по оценкам разных ученых, перспективные.
...То, что надо идти вглубь, очевидно, только необходимо определиться, в каком направлении двигаться. Есть Восточная Сибирь, но есть и Западная, где имеется инфраструктура, проложены трубопроводы, построены города. Быть может, курс, взятый на Западно-Сибирскую провинцию, с экономической точки зрения более целесообразный?
— Проблемами, которые здесь рассматриваются, я занимаюсь более 30 лет, — присоединяется к разговору декан геолого-географического факультета Томского государственного университета Геннадий Татьянин. — У меня много единомышленников, в том числе и работающих здесь, в Тюмени: Владимир Бочкарев, ряд других специалистов, с которыми мы сотрудничаем, это коллеги из ТюменНИИгипрогаза, ТюмГНГУ. Губернатора Владимира Якушева я увидел впервые. Он сумел выбрать время и поприсутствовать на конференции, а это говорит о том, что губернские власти внимательно следят конкретно за деятельностью СибНАЦа. Внимание к этому собранию велико, высоки и ставки. Финансирование, выделяемое из федерального бюджета, нужно грамотно использовать. Можно ведь деньги взять, а результата не получить. Потому контроль необходим.
(фото3)Между тем на горизонте появляется патриарх отечественной геологии, доктор геолого-минералогических наук, академик Иван Нестеров...
— Иван Иванович, каково ваше впечатление от услышанных докладов и в целом о конференции? И еще, хотелось бы узнать ваше видение проблем, существующих в геологической отрасли.
— Наиглавнейший вопрос на сегодняшний день — это увеличение добычи нефти и газа. На данной конференции он не обсуждается. Доклады же говорят об общих проблемах, о перспективах...
С моей точки зрения, перед наукой нужно ставить конкретные цели и так же конкретно с нее спрашивать. Я много раз выступал по этому поводу и в советские времена, и после: каждый ученый либо научно-исследовательский институт должен отвечать за свои работы зарплатой, то есть рублем.
Мне бы сегодня хотелось услышать подтверждение всему сказанному в конкретике. Где можно бурить ту или иную скважину? И если вы ошиблись, будьте добры 50% своей зарплаты отдать в резерв государства.
Все фундаментальные разработки — это красивые слова, не более, если они не могут быть реализованы. Скважина — сверхконкретная точка. Пробури — и получишь приток нефти и газа. Не получил — отвечай. Это моя точка зрения, позиция, которой придерживаюсь. Поэтому все услышанные мною доклады я бы оценил так: принять к сведению тем, кто будет непосредственно открывать месторождения.
Обмен мнениями завершает научный руководитель института нефтегазовой геологии и геофизики имени А.Трофимука Сибирского отделения РАН академик Алексей Конторович:
— Мы вместе с генеральным директором ОАО “СибНАЦ” Анатолием Брехунцовым являемся инициаторами и основными организаторами данной конференции. Потому мне особенно приятно находиться здесь в этом качестве. Нам удалось собрать цвет сегодняшней геологической науки, что придало совещанию достаточно высокий уровень. Да, мы спорим, но это — разговор профессионалов, заинтересованных только в том, как укрепить сырьевую базу региона. В последние полтора года я руководил группой, которая прогнозировала развитие нефтяной промышленности России до 2030 года. Так вот, по нашим расчетам, на ближайшие десятилетия, несмотря на существующие проблемы, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, юг Тюменской области, а также прилежащие районы Красноярского края, Томска останутся главной базой страны по добыче углеводородов. Именно на этих территориях сосредоточены огромные запасы нефти и газа. И если мы будем действовать профессионально, грамотно, то этих запасов хватит на весь XXI век. Конечно же, есть много проблем. Главная из них — геологоразведка. Если в 90-м году мы бурили около трех миллионов метров, то сегодня — всего 600 тысяч. А надо бурить 3,5-4 миллиона метров.
Ресурсы действительно истощаются, залежи уходят на большие глубины, потому вопрос геологоразведки стоит очень остро и требует к себе пристального внимания.
— Со стороны государства?
— Дело в том, что 95% геолого-разведочных работ должны проводить недропользователи, то есть компании. А они их сворачивают, ищут нефть в Иране, Пакистане, Казахстане — где угодно, только не в Западной Сибири. Но нам-то нужно здесь и сейчас. Поэтому государственное регулирование должно заключаться в том, чтобы обязать их обеспечить необходимый минимум, научно просчитанный. В противном случае лишать компании лицензий, находить новые, которые будут бурить столько, сколько нужно для будущих поколений. Потому геологические задачи надо решать. Конечно, мы должны более грамотно вести разработку месторождений, увеличивать коэффициент извлечения. У нас сложный коллектор (порода, содержащая нефть. — С.Г.), что требует усовершенствования технологий для эффективной добычи углеводородов.
Не менее остро стоит вопрос переработки: на сегодняшний день она осуществляется на 72%, и нам необходимо довести ее до 95%. По-прежнему сжигается попутный газ, который мог бы стать основным сырьем для производства нефтехимической продукции. Кстати, в США ее приходится в 5-6 раз больше, чем у нас в расчете на душу населения.
Для этих целей используется этан (насыщенный углеводород, который содержится в нефтяных и природных газах; применяется в органическом синтезе. — С.Г.) А мы все это сжигаем.
— Но данную проблему поднимают ученые, специалисты, властные структуры на совещаниях различных уровней уже не первый год. Выходит, дальше разговоров дело не идет?
— Государство наконец должно принять твердое решение: позволять и дальше сжигать попутный газ или все-таки пустить его на нефтехимию. Вот от всех этих проблем у меня болит душа. И если мы найдем способ их решения, то будем богатыми и счастливыми долгие годы, десятилетия.
— Выходит, власти к науке не очень-то прислушиваются? Хорошо, мол, что есть умные “тети и дяди”, пусть себе трудятся на престиж страны. Мы же делаем то, что считаем нужным. Так?
— Не могу полностью согласиться с таким выводом. Все-таки разработку энергетической стратегии России государство поручило ученым. Хотя сегодня то, что мы сделали, посылается на экспертизу нефтяным компаниям. С одной стороны, это правильно, вместе с тем у компании ведь свои корпоративные, а не государственные интересы. Так что определенные сложности во взаимоотношениях существуют. Но есть и понимание. К примеру, нам удалось убедить Правительство России в необходимости того, чтоб нефтяную трубу повернули от БАМа вдоль месторождений. Мы представили научное обоснование, и премьер Путин принял такое решение. Это принесло стране огромную прибыль уже сегодня, принесет ее и завтра. Поэтому сказать, что к нашему голосу вообще не прислушиваются, я не могу, но хотелось, чтоб ученых слушали чаще.
— Алексей Эмильевич, возвратимся к тому, с чего наша беседа начиналась. Профессионалы склоняются к мнению, что на возрождение геологической отрасли компании не пойдут — это под силу только государству, которое должно вкладывать значительные средства для ее развития.
— Государство передало недропользование частным компаниям, в результате чего они стали владельцами, обладателями прибыли. Так вот, ее надо не в швейцарские банки переводить, а направлять на развитие геологии.
— Кто же может их заставить сделать это? Ведь нет соответствующих законодательных актов, юридически закрепляющих обязательства сторон?
— Я много раз писал, выступал по поводу внесения изменений, дополнений в Лицензионное соглашение, где были бы прописаны четкие регламенты по бурению: то есть недропользователь должен пробурить ровно столько, сколько нужно, и сделать это грамотно. Меня слушали, мне аплодировали, но это ничего не изменило. Конечно, пути назад нет: реанимировать социализм, проводить национализацию вряд ли стоит. Но компании обязаны знать (как в той же Америке), что если они не выполнят требования государства, то будут жестоко и сурово наказаны.
— И это должно быть подтверждено законодательством?
— Да, нужно наводить порядок.
У нас неисчерпаемые ресурсы, и распоряжаться ими следует с умом. Главное звено нефтегазовой отрасли — геология, и об этом надо помнить не только специалистам, ученым, но и власти.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"