29 апреля 2024     

Общество   

Где учат не по учебникам

Детская художественная школа Лангепаса — это удивительный мир, где живут фантазии и творчество.
Стены “художки” (так воспитанники художественной школы называют между собой свою альма-матер) не бывают одинаковыми. Прямо в холле устраивают небольшие сменные выставки детских рисунков. Их увидишь не только в школе. Экспозиции проводятся и в администрации города, и в поликлинике, и в детском отделении городской больницы...
— С творчеством наших учеников ненавязчиво знакомится большинство жителей, — рассказывает директор детской художественной школы Елена Сорокина. — Родителям приятно видеть работы своих детей, к тому же взрослые могут узнать, чем живут, интересуются их сын или дочь.
Вернисажи для ребят из художественной школы, и не только в масштабах города, — дело привычное. Лучшие рисунки показываются на всевозможных выставках — областных, окружных, международных.
Первый выпуск “художки”, открывшейся в Лангепасе 6 декабря 1991 года, был небольшим — всего шесть человек. Сегодня здесь, на основном и подготовительном отделениях, занимаются 270 ребят.
Более трети выпускников школы выбирают профессию, связанную с изобразительным искусством, становятся студентами престижных вузов Киева, Казани, Екатеринбурга, Самары, Минска... Для кого-то живопись так и остается просто увлечением.
— Мы не присматриваемся к детям, которые к нам приходят, есть ли у них способности к рисованию, — заверила преподаватель художественной школы, автор программы по печатной графике Александра Долганенко. — Чтобы поступить в нашу школу, не нужно сдавать экзаменов — достаточно желания заниматься. Есть разные учебные заведения — студии, закрытые художественные школы, лицеи, куда берут ребят строго по конкурсному отбору. Там, соответственно, другой уровень преподавания. Лангепас — город небольшой. Если ввести экзамены при поступлении, в классах будут учиться три-пять человек. Но как же остальные? Мы даем шанс каждому, просто классы стараемся распределить по возрасту и степени подготовки.
В художественную школу принимают детей разного возраста — от 10 до 18 лет. Кто-то может всерьез увлечься рисованием, к примеру, в 16-17 — и заниматься в первом классе вместе с десятилетками. Учиться никогда не поздно. И все же педагоги уверяют: чем раньше ребенок начнет рисовать, тем лучше. Оптимальный возраст — семь лет. Самое время поступить на подготовительное отделение художественной школы. Оно было открыто в январе 1999-го. Ежегодно в школе занимаются около ста подготовишек. Те, кто не выдерживает проверку на усидчивость и упорство, отсеиваются.
Здесь, как и в обычной школе, есть уроки и переменки, контрольные и экзамены. Но ребят не заставляют писать сочинения, доказывать теоремы. Юных художников учат по-особому смотреть на мир, замечая красоту первого снега, неповторимость северного сияния... Мальчишки и девчонки лепят фигуры из глины, плетут кружева, старательно выполняют свои первые эскизы, пачкая пальцы и носы.
— Рисовать, как читать и писать, можно научиться, было бы желание, — рассуждает Елена Сорокина. — Ребенку важно лишь усвоить необходимый минимум знаний — основы рисунка, живописи, композиции.
Помимо этих традиционных предметов, в лангепасской школе обучают печатной графике, редкому не только для детских художественных школ, но и вузов виду искусства, а также премудростям декоративно-прикладного творчества.
— В первом классе мы занимаемся обрывной аппликацией: кромсаем журналы, обрывки наклеиваем на бумагу, — поясняет Татьяна Седова, преподаватель художественной школы, автор уникальной программы по декоративно-прикладному искусству “Фриволите”. — Со второго года обучения начинаем вязать, вышивать, делаем гобелены — тканый, нетканый... Плести кружева учатся четвероклассники. Декором обычно занимаются 10-15 человек. Конечно, в основном девочки. Но иногда (примерно раз в четыре года, странная закономерность) в группе появляются мальчишки.
Чтобы создать кружевное чудо, требуется немало сил и терпения. Сейчас ребята осваивают технику фриволите. Она довольно простая, используется всего два узла — прямой и обратный. В основном работа выполняется с помощью челнока. Крючок нужен, чтобы соединить какие-то элементы.
— Мы используем фриволите для создания тематических композиций. Не знаю, захочет ли кто-нибудь купить такую кружевную картину, не пробовали продавать. Но авторские работы имеют художественную ценность, потому что каждая — в единственном экземпляре. Сделать точную копию, как кружевной воротничок по готовой схеме, невозможно. Я не заставляю ребят точно высчитывать количество узелков, главное — чтобы линия красиво легла.
— Посмотрите, разве можно такое повторить? — спрашивает Татьяна Викторовна, показывая сказочную бабочку-эльфа.
Это дипломная работа Алексея Минаева. Он шил кукол, плел гобелены и кружева... Согласитесь, для молодого человека редкостное по сегодняшним временам увлечение, ставшее профессией. Воспитанник художественной школы Лангепаса учится на дизайнера-модельера в Волгограде.
— Знаете, при его поступлении был забавный случай, — заинтриговывает Елена Владимировна Сорокина. — В приемной комиссии, узнав, откуда приехал абитуриент, поначалу и разговаривать не хотели: Разве можно получить хорошие знания в какой-то деревне? И посоветовали: “Даже документы не подавайте, не теряйте времени...” Родители решили все-таки попробовать. После вступительных экзаменов (тех самых, традиционных: рисунок, живопись, композиция) выпускник Лангепасской художественной школы вошел в десятку лучших абитуриентов вуза.
Уровень обучения у нас достаточно высокий. Подтверждение тому — победы учеников на различных творческих состязаниях. В прошлом году Алена Битова (?) участвовала в очном конкурсе академического рисунка (он проходил в Асбесте, Свердловская область) и заняла 2-е место в старшей возрастной группе. В нынешнем году на “Розе ветров” в Сочи работа Алены была признана лучшей. Она директорствует в “художке” ни много ни мало 13 лет. Когда-то молодым специалистом приехала в Лангепас. Думала, поработаю год... Но осталась и никогда об этом не жалела. Маленькие города дают возможность человеку состояться. Здесь либо пан, либо пропал. Другого не дано... Если есть желание что-то делать — тебя непременно заметят, поддержат, неважно — работаешь ты в учреждении культуры или образования.
— Не так давно художественная школа считалась учреждением культуры, сегодня она относится к образованию, где требуется больше отчетности, — пояснила собеседница. — Если раньше приходилось заполнять две-три бумаги, теперь — множество. Но это не страшно: мы научились оформлять документы, четко фиксировать результаты. Правда, на творчество времени почти не остается... Мы учим детей изобразительному искусству. Это наука, которая передается без помощи учебников, из рук в руки. Результат работы учителя в художественной школе не собственное творчество, а то, что могут его ученики.
Фриволите — настолько древний вид рукоделия, что исследователи до сих пор спорят, где же родилось челночное кружево. Одни уверены, что челнок изобрели народы Востока. Другие считают родиной челночного кружева Италию. В Россию фриволите пришло из Франции. Этим объясняется его название (от французского слова “frivole” — пустой, легкомысленный). Модным челночное кружево было в XVII веке. Его плели из более грубых, чем другие кружева, нитей, использовали для украшения верхней одежды, портьер, занавесей...
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"