Живи я, скажем, лет сто назад, нравилась бы мне реклама того времени? Одно точно: она была наивной, простоватой, хотя, как и современная, не всегда умела скрыть явный обман и шарлатанство. Но сколько творческой энергии в нее было вложено!

Курс ЦБ РФ
сегодня USD78.7174EUR90.3093
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +17...+19 °C | |
Ханты-Мансийск | +18...+20 °C | |
Салехард | +17...+19 °C |
Общество
Как можно получить роскошный бюст
Живи я, скажем, лет сто назад, нравилась бы мне реклама того времени? Одно точно: она была наивной, простоватой, хотя, как и современная, не всегда умела скрыть явный обман и шарлатанство. Но сколько творческой энергии в нее было вложено!Возьмем, к примеру, санкт-петербургский журнал «Нива» за 1913 год (а взять и почитать его вы действительно можете, заглянув в отдел редких книг Информационно-библиотечного центра Тюменского госуниверситета)... Это иллюстрированное литературно-художественное и популярное издание пестрит от обилия рекламных слоганов типа: «Тысячи избавлены от ревматизма и от всякого рода простуды с помощью пластыря Бензона», «В громадном выборе по весьма умеренным ценам швейные машины», «Каким образом можно получить роскошный бюст» и т.д.
Журнал призывал купить вечные (то есть всегда пишущие) ручки, музыкальные инструменты Ю.Г.Циммермана, эластические корсеты, утюги, часы, духи с витиеватыми названиями «Дивиния», «Сансай», «Клития», «Адорабль», «Ниама» и прочее-прочее...
Больше всего была «раскручена» и в обилии представлена реклама продуктов красоты и здоровья. За 1 р. 65 коп. в начале XX века вы могли посредством одного аппарата «Арфо» некоего доктора Гарлана (явно правнук графа Калиостро) уничтожить в несколько минут морщины, прыщи, угри, веснушки, двойные подбородки, складки на шее — словом, все дефекты лица. А всесторонне испытанное снадобье «Спермин-пеля» излечило бы вас от неврастении, старческой дряхлости, малокровия, чахотки, сифилиса, алкоголизма, паралича и переутомления... Вот они зачатки современного шарлатанства — исцеление всех недугов одним тюбиком.
Если же на вас, не дай бог, «напала глуховатость» (цитирую точное название болезни, приведенное в «Ниве». — Н.Г.), то вам непременно бы помог вибрационный массаж для барабанной перепонки.
А как же у наших предков обстояло дело с кариесом?! Не знаю состава чудодейственного средства, однако вряд ли у современного потребителя возникнет желание освежить дыхание зубным кремом-эликсиром «Калодонт» (хотя в неблагозвучном названии сокрыт греческий корень: калос — красота).
Хотите исправить форму носа? Чего проще! Настоятельно рекламируемый «Нивой» носовой формовщик, надеваемый на ночь, гарантирует самые изумительные результаты. Честно сказать, глядя на журнальную картинку с этим «наносником», пришла в уныние и никому не советовала бы им пользоваться, пусть даже и в прошлом... А, впрочем, имей коллежский асессор Ковалев в свое время такой аппарат, вряд ли ему пришлось бы бегать в поисках своего носа!
Большое внимание в «Ниве» уделяется зуду, перхоти, ожирению, геморрою, радикулитам, заиканию, запорам и храпу. Одна навязчивая, часто повторяющаяся особенность сразу должна броситься в глаза читателю журнала: рядом с лекарствами от болезней совершенно неприкрыто (да еще и в рисунках) покоится реклама оружия, словно намек на путь иного излечения... Но не стоит волноваться, ведь чуть подальше, иногда на другой странице, непременно будет предложен другой выход — вино «Виаль» или вина Н.Н. Бекетова.
Отметим, что шарлатанские рекламки были очень популярны, и, кажется, их авторы даже не пытались скрыть всю фальшивость своих чудодейственных снадобий. Прародители сегодняшних экстрасенсов давали объявления типа: «Могучий исцелитель излечивает больных таинственной силой, а его секрет вы можете узнать бесплатно».
Конечно, встречается и действительно серьезная реклама, например, предложения всевозможных курсов по стенографии, бухгалтерии, иностранным языкам и т. д. А вот объявление, которое заставит задуматься о своей судьбе каждую незамужнюю девицу: «Московской кассы взаимопомощи невест. Эта касса обеспечивает приданым от 100 до 3000 руб. К обеспечению принимаются девочки в возрасте от рождения до 10 лет. Плата от 15 коп. в месяц».
Наверное, ничто так ярко не живописует человеческое бытие, как реклама. Она формирует массовые вкусы, но и формируется ими. Реклама не только двигатель прогресса, но и живой источник, который способен раскрыть историю той или иной человеческой потребности. А потребности, как показывает старинная пресса, не очень-то меняются со временем.
Следить же за развитием рекламы не просто интересно, а поучительно. «Двигатель прогресса» в старину был как бы наивней, милей и душевней, без современной агрессивности и навязчивости, которая зачастую вызывает у потребителя лишь протест и раздражение. Может, нынешним рекламодателям стоит подумать и поучиться у своих предшественников?
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.